СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей по развитию правильного произношения у детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей по развитию правильного произношения у детей.

..................................................................................................................................

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей по развитию правильного произношения у детей.»

Консультация для родителей по развитию правильного произношения у детей.


Сказки

для обработки комплексов упражнений, развивающих правильный уклад звуков (К, Г, Х; Ш, Ж, Ч, Щ; Л; Р), и для пассивной артикуляционной гимнастики.

Храбрый комар

(для пассивной артикуляционной гимнастики)

       Жил-был комар. Он каждое утро делал зарядку. И чистил свой хоботок вот так (упражнение «Хоботок»). А потом он весело улыбался себе (губы фиксируются двумя пальцами) и всем насекомым, которые жили рядом с ним (губы фиксируются четырьмя пальцами).

        Но однажды поселилась рядом лягушка, она широко открывала рот и этим очень пугала насекомых. Комар набрался храбрости и полетел посмотреть на нее. Он сделал страшную мордочку, сверкая чистым хоботком (верхняя губа поднимается так, что обнажается верхняя десна, положение фиксируется двумя пальцами).

         Когда лягушка такое увидела, она так растерялась, она даже испугалась и открыла рот (нижняя губа опускается так, что обнажаются десны, положение фиксируется двумя пальцами).

        Лягушка тут же ускакала из этих мест и больше не возвращалась. Насекомые стали трубить победу в честь комара. Подняли свои язычки, приветствуя победителя.(Упражнение «Веселая змейка») А комар в ответ помахивал своим чистым хоботком ( язык выпячивается вперед).

        С тех пор все насекомые по утрам стали чистить хоботки и вытягивать вперед язычки.

Прекрасная Обжорка

(к комплексу упражнений для обработки звуков К, Г, Х)

            Гусеничка Обжорка все время хотела кушать. Она лопала все, что попадало в ее поле зрения: и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды. А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хоботок слон. (Упражнение «Хоботок».)

Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ. (Упражнение «Улыбочка».) И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.

             - Ах! Какой вежливый слон! Посмотрю на себя в зеркальце, - сказала Гусеничка. – Ой, какой у меня бледный вид!

          И Гусеничка решила позаниматься, чтобы у нее стал вид более здоровый, когда вернется слон. (Упражнения «Лопатка», «Иголочка».)

          Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела… Но вскоре опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки, ожидая слона.(Упражнение «Почистим зубки».)

         Затем Обжорка немножко посердилась (Упражнение «Киска сердится»), свернулась катушечкой и сладко уснула. (Упражнение «Катушка».)

           Настало время для Обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно ее убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как на качелях. (Упражнение «Качели».)

           В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка. Она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. Однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнут такую красоту.

Трудолюбивая божья коровка

(к комплексу упражнений для отработки звуков Ш, Ж, Щ, Ч)

         Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

        - Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек! – говорили они.

        - Да ты просто красный жук! – вторили другие.

        Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу. (Упражнение «Улыбочка».)

       - Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.

         Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его. (Упражнение «Непослушный язычок».) И он стал ровным, как лопаточка. (Упражнение «Лопатка».)

        Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой (упражнение «Чашечка») и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом (упражнение «Бублик») – и снова за работу. На картинках она увидела лошадку (упражнение «Лошадка»), веселого маляра (упражнение «Маляр»), грибок(упражнение «Грибок»).

       Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.

        - Божья коровка, пора ложиться спать, - обратилось к ней солнышко.

       - Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку,  - весело ответила божья коровка.

       Они попили чай с вареньем (упражнение «Вкусное варенье») и отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок (упражнение «Грибок»).

        А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие Щеки открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике. («Упражнение «Парашютик».) Божья коровка первая попросила одуванчика покатить ее, и тут все увидели, что у нее появились…пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке! С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.

Загадочная бабочка

(к начальному комплексу артикуляционной гимнастики)

Эту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? Да потому что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и громко плакал, открывая при этом клюв. (Упражнение «Птенчик».) А бабочка ему говорит: «Явился в желтой шубке: прощайте, две скорлупки!» Престав плакать, птенчик спросил: «Это что, про меня?»

         А бабочка все свое: «Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка улыбается от ушка до ушка». Птенчик стал уже улыбаться, как лягушка. (Упражнение «Улыбочка».)

        «А знаешь про что-нибудь большое?» - спросил он. И тут бабочка не растерялась: «У этого зверя огромный рост, сзади у зверя маленький хвост, спереди у зверя – хвост большой. Ну конечно, это он! Ну конечно, это…» «Слон!» - весело закричал птенчик. (Упражнение «Хоботок».) «Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты плакал?» - спросила бабочка. «Я остался один, потому и плакал». Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. И бабочка сразу загадывала новую загадку: «Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю делать горку, строить дом».  «Это про мою лопатку.  (Упражнение «Лопатка».) Я отгадал. А еще знаешь?» - спросил птенчик.

       Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он еще не научился летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку: «Сегодня все ликует! В руках у детворы от радости танцуют воздушные …(шары)». И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он все равно сдувался. А когда шарик спускался, из него дул сильный ветер – так, что у птенчика разлетелись все перышки в разные стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит: «Хожу-брожу не по лесам, а по усам и волосам, и зубы у меня длинней, чем у волков и медведей». Птенчик сразу же отгадал загадку и причесался.  (Упражнение «Расческа».)

        Затем друзья покачались на качелях.  (Упражнение «Качели».) И не заметили, как время прошло.

       «А что всегда идет, а с места не сходит?» - спросила бабочка. «Часы», - снова отгадал птенчик загадку. А тут и мама прилетела. Поблагодарила бабочку за чудесные загадки и пригласила к себе в гости. Так бабочка Загадка нашла себе друзей.

Приложение 4

Упражнения на развитие речевого и неречевого дыхания

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

        Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой – это гимнастика, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.

        Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедренный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают физиологическую реакцию всего организма на повышенную потребность в кислороде.

        В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное – это умение затаить, «спрятать» дыхание, о выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.

       Тренируя движения и вдохи, считают на 2, 4 и 8. Темп – 60-72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов.

       Весь комплекс состоит из 8 упражнений.

     

       Разминка

       Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Не стесняйтесь. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Выполняйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага – 100 вдохов. Можно больше, для того чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох мгновенный , как укол. Думайте: «Гарью пахнет! Откуда?» Чтобы понять гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом – вдох. Правой-левой, правой-левой. Вдох-вдох, вдох-вдох, а не вдох-выдох, как в обычной гимнастике.

        Сделайте 96(100) шагов-вдохов в прогулочном темпе. Можно стоя на месте, можно при ходьбе по комнате, можно переминаясь с ноги на ногу: вперед-назад, вперед-назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно, поэтому делайте короткие. Думайте: «Ноги накачивают в меня воздух» - это помогает. С каждым шагом – короткий, как укол, и шумный вдох.

         Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть-чуть приседайте на левой, поднимая левую – на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешайте и не помогайте выходить выдохам после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Делайте их столько, сколько сможете сделать легко.

        Движения головы

       Повороты. Поворачивайте голову вправо-влево, резко, в темпе шагов. Одновременно с каждым поворотом – вдох носом, короткий, как укол, шумный. 96 вдохов. Думайте: «Гарью пахнет! Откуда? Слева? Справа?» нюхайте воздух.

          «Ушки». Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: «Ай-яй-яй, как не стыдно!» Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правое ухо идет к правому плечу, левое – к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием – вдох.

         «Малый маятник». Кивайте головой вперед-назад, вдох-вдох. Думайте: «Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?»

Главные движения

       «Кошка». Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения: чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую, на ту, в которую сторону вы повернулись. При этом шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.

       «Насос». Возьмите в руки свернутую газету или палочку. Как рукоятку насоса, и представляйте, что накачиваете шину автомобиля.

Вдох – в крайней точке наклона. Кончился наклон – кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами, часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох мгновенный, как укол. Из всех наших движений-вдохов – это самое результативное.

         «Обними плечи». Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая – левую подмышку, то есть чтобы руки шли параллельно друг другу. Придерживаться темпа как при шагании. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: «Плечи помогают воздуху». Руки не уводите далеко от тела. Они – рядом. Локти не разгибайте.

         «Большой маятник». Это движение слитное, похожее на маятник: «насос» - «обними плечи», «насос» - «обними плечи». Придерживаться темпа как при шагании. Наклон вперед, руки тянутся к земле – вдох, наклон назад, руки обнимают плечи – тоже вдох. Вперед-назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как маятник.

        «Полуприседы». Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзади чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох – короткий, легкий. Освоив движение, добавьте одновременные встречные движения рук.

        Далее следует специальная тренировка «затаенного» дыхания: короткий вдох с наклоном, дыхание максимально задерживается, не разгибаясь, надо вслух считать до восьми, постепенно количество произнесенных на одном выдохе восьмерок увеличивается. На одном крепко задержанном вдохе надо набрать как можно больше восьмерок. С третьей или четвертой тренровки произнесение восьмерок сочетается не только с наклонами, но и с упражнениями «полуприседы».

          Дыхательные упражнения следует проводить с осторожностью, чтобы не вызвать у детей гипервентиляцию легких.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

  1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо проветрить помещение.

  2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между комплексом упражнений и приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если заниматься натощак.

  3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

  4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

  5. Крайне важно при выполнении представленных ниже заданий и игр помнить о дозировании нагрузки для каждого ребенка, поскольку в противном случае может возникнуть гипервентиляция легких, сопровождаемая головокружением и прочими неприятными симптомами.

Упражнения на выработку длительной, направленной струи

      «Загнать мяч в ворота»

      Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

      «Фокус» (или «Парашютик»)

       Рот приоткрыть, язык выдвинуть вперед чашечкой и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

      «Кто дальше загонит мяч»

      Улыбнуться, положить передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно, так чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

      «Фасолевые гонки»

      Коробка из-под конфет оборудована как дорожки для «фасолинок»-бегунов, а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее доведет своего «бегуна» до финиша.

      «Чья фигурка дальше улетит ?»

      На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги или салфеток фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. Для разных фигурок обозначается движение сигналами: «полетели», «поплыли», «побежали». Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!