Кодификатор
элементов содержания итоговой контрольной работы по русскому языку за курс 5 класса
Код раздела | Код контроли руемого элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ |
1 | | Фонетика. |
1.1 | Звуки гласные и согласные; буквы их обозначающие. |
1.2 | Различение согласных звонких и глухих, твердых и мягких. |
1.3 | Слог, ударение |
2 | | Лексикология и фразеология |
2.1 | Слово и его значение. |
2.2 | Синонимы. Антонимы. Омонимы. |
2.3 | Фразеологизмы. |
3 | | Морфемика |
3.1 | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). |
3.2 | Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. |
4 | 4.1 | Морфология |
Части речи, значение и употребление. Признаки изученных частей речи. |
4.2 | Имя существительное. Морфологические признаки имени существительного. Склонение имен существительных |
4.3 | Имя прилагательное. Морфологические признаки имени прилагательного. |
| 4.4 | Глагол. Морфологические признаки глагола. Спряжение Глагола |
5 | | Синтаксис |
5.1 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения |
5.2 | Синтаксический анализ простого предложения |
5.3 | Простое предложение. Осложненное предложение. |
5.4 | Сложное предложение |
6 | | Орфография |
| 6.1 | Правописание корней с чередованием |
6.2 | Правописание безударных гласных в корне слова, не проверяемых и проверяемых ударением |
6.3 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. |
6.4 | Правописание гласных Ы и И после Ц |
6.5 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. |
6.6 | Употребление гласных букв О-Ё после шипящих |
6.7 | Правописание приставок |
6.8 | Ь после шипящих |
6.9 | Правописание непроизносимых согласных |
7 | | Пунктуация |
7.1 | Знаки препинания в простом предложении |
7.2 | Знаки препинания в предложении с вводными словами |
7.3 | Знаки препинания в предложении с обращениями |
7.4 | Знаки препинания в сложном предложении |
8 | | Речь |
8.1 | Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, делового), языка художественной литературы |
8.2 | Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста |
8.3 | Средства связи предложений в тексте |
8.4 | Функционально-смысловые типы речи, их признаки |
9 | | Языковые нормы |
9.1 | Орфоэпические нормы |
Спецификация итоговой контрольной работы по русскому языку
за курс 5 класса
Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 5 класса. КИМ предназначены для итогового контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
Нормативно-правовая база
Кодификатор элементов содержания по русскому языку составлен на основе планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (приказ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644); примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15).
В соответствии с ООП ООО муниципального автономного общеобразовательного учреждения Чукреевской средней общеобразовательной школы (утверждена приказом № 104-п от 29.08.2018 г.).
Характеристика структуры и содержания работы
Итоговая работа состоит из двух частей, которые различаются по форме и количеству заданий, уровню сложности.
Часть 1 содержит задания с выбором ответа и кратким ответом, часть 2 содержит задания с развернутым ответом.
К каждому из заданий с выбором ответа части 1 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.
В заданиях с кратким ответом части 1 работы ответ дается словами или цифрами, записанными без пробелов. Ответы на задания в части 2 работы записываются испытуемым самостоятельно в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится на основе специально разработанной системы критериев.
Распределение заданий итоговой работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице 1.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
№ | Часть работы | Тип заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла для каждой части |
1 | Часть 1 | С выбором ответа | 14 | 14 | 48 |
2 | С кратким ответом | 4 | 4 | 14 |
3 | Часть 2 | С развернутым ответом | 1 | 11 | 38 |
| Итого | | 19 | 29 | 100 |
Проверяемые умения
Содержание и структура теста дают возможность достаточно полно проверить комплекс необходимых умений по предмету, а именно:
умение распознавать: функционально-смысловые типы текста, языковые единицы, языковые явления, изученные орфограммы и пунктограммы, нарушения норм русского литературного языка, языковые средства выразительности речи;
умение классифицировать: языковые единицы, языковые явления, нарушения норм русского литературного языка;
умение соблюдать на письме изученные орфографические и пунктуационные правила;
умение производить языковой анализ: лексический анализ слова, анализ слова по составу, словообразовательный анализ слова, морфологический анализ слова, синтаксический анализ простого осложненного предложения, пунктуационный анализ простого предложения;
умение при чтении текста определять тему, авторскую позицию, основную мысль текста, определять функционально-смысловые типы текста, анализировать структуру и языковые особенности текста, находить и извлекать из текста необходимую информацию, интерпретировать содержание прочитанного текста, создавать аргументированное высказывание.
Распределение заданий КИМ по проверяемым умениям и видам деятельности
В таблице 2 представлено распределение заданий итоговой работы по проверяемым умениям и видам деятельности.
Таблица 2. Распределение заданий итоговой работы по проверяемым умениям и видам деятельности
Содержательные разделы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного блока содержания от максимального первичного балла за всю работу |
Морфемика | 1 | 1 | 3,4% |
Лексика | 2 | 2 | 7 % |
Фонетика | 1 | 1 | 3,4% |
Синтаксис | 2 | 2 | 7 % |
Орфография | 9 | 9 | 31 % |
Пунктуация | 2 | 2 | 7 % |
Типы и стили речи | 1 | 1 | 3,4 |
Развитие речи (сочинение) | 1 | 3 | 10,3 % |
Практическая грамотность и фактическая точность речи. | 19 | 8 | 27,5 % |
Распределение заданий КИМ по уровням сложности
Таблица 3. Распределение заданий итоговой работы по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за всю работу |
Базовый | 18 | 18 | 62 |
Повышенный | 1 | 11 | 38 |
Высокий | – | – | – |
Итого | 19 | 29 | 100 |
Необходимое количество вариантов КИМ: итоговая работа представлена в двух вариантах.
Время выполнения и условия проведения работы: время выполнения работы – 80 минут (2 урока). Дополнительное оборудование не требуется.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Правильно выполненная работа оценивается 28 баллами.
Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом. Задания части 2 оцениваются по критериям, приведенным в таблицах № 4 и 5. За полное и правильное выполнение задания части 2 выставляется 11 баллов. Таким образом, за правильно выполненную работу испытуемый может получить максимально 29 баллов.
Критерии оценки сочинения
Таблица 4
№ | Критерии оценивания сочинения на тему, связанную с содержанием текста | Баллы |
С К1 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
| Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: -логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. | 2 |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. но -допущена 1 логическая ошибка. | 1 |
В работе просматривается коммуникативный замысел но -допущено более 1 логической ошибки | 0 |
С К2 | Композиционная стройность | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 1 |
Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости | 0 |
СК1-К2 | Максимальное количество баллов за сочинение по критериям | 3 |
Критерии оценки грамотности речи учащихся, выполнявших работу
Таблица 5
Г | Критерии оценки грамотности и фактической точности речи учащихся | Баллы |
Г К1 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки | 2 |
Допущены 2 ошибки | 1 |
Допущены 4 ошибки и более | 0 |
Г К2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
| Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | 2 |
Допущены 3 ошибки | 1 |
Допущены 4 ошибки | 0 |
Г К3 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет , или допущена 1 ошибка | 2 |
Допущены 2 ошибки | 1 |
Допущены 3 ошибки | 0 |
Г К4 | Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | 2 |
Допущены 3 ошибки | 1 |
Допущены 4 ошибки и более | 0 |
ГК1-К4 | Максимальное количество баллов за сочинение по критериям ГК1-ГК4 | 8 |
Таблица 6. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0–14 | 15–19 | 20–25 | 26-29 |
Ключи
1 вариант
1-В
2-Г
3-Б
5-В
6-Б
7-В
8-В
9-Б
10-Г
11-Б
12-А
13-Б
14-В
15-блестел
16-мы кончили поливать
17-упал
18-повествование
2 вариант
1-Б
2-А
3-Г
4-Г
5-В
6-В
7-Б
8-А
9-А
10-В
11-Б
12-А
13-Б
14-В
15-своего
16-они поймали и унесли
17-расстались
18-повествование
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5 класса
Вариант 1.
Часть 1
1. Какое из перечисленных предложений сложное?
А) Пушкин стал одним из самых образованных людей России и поражал всех своими разносторонними знаниями.
Б) Гений Пушкина возрос и окреп под благотворными лучами книжных сокровищ.
В) Солнце поднялось высоко, день раздвинулся широко.
Г) Задрожал путник от холода и укутался ещё плотнее.
2. В каком предложении запятая одна запятая лишняя?
А) Ну, Витя, перестань плакать и садись обедать.
Б) Теперь зубров не только охраняют, но и разводят.
В) Я читаю, говорю по-немецки совершенно свободно.
Г) У нас сорвало обе мачты, и все паруса.
3. В каком из приведённых ниже предложений допущена ошибка?
А) «Хочу записаться в секцию плавания», - сказал Костя.
Б) «Привези мне что-нибудь в подарок» - попросила Алёнушка.
В) «Добрым делом, - гласит пословица, - не кори».
Г) Марина Петровна тихо попросила: «Проводите меня сегодня с работы».
4. В каком слове произносится звук [д]?
А) Год;
Б) диван;
В) городок;
Г) подтолкнуть.
5. В каком слове на месте пропуска пишется ь?
А) Он смеёт_ся;
Б) печ_ник;
В) ты напишеш_;
Г) много туч_.
6. Лексическое значение какого слова определено верно?
А) Фауна – растительный мир.
Б) Изморось – очень мелкий дождь.
В) Сумерки – светлое время суток.
Г) Отчаянный – отказавшийся от чая.
7. У какого слова основа состоит из приставки, корня и суффикса?
А) Вертолётный;
Б) светить;
В) сделка;
Г) переулок.
8.В каком слове буква т не пишется?
А) влас…ность;
Б) горес…ный;
В) искус…ный;
Г) радос…ный.
9. В каком слове пропущена буква з?
А) Бе_шумный;
Б) и_ранен;
В) ко_ьба;
Г) ра_сказать.
10. В каком слове пропущена буква а?
А) Зар_сли;
Б) Р_стов;
В) заг_рать;
Г) з_ря.
11. В каком слове после шипящей пропущена буква о?
А) Щ_тка;
Б) ш_рох;
В) реш_тка;
Г) ш_пот.
12. В каком слове после ц пропущена буква и?
А) Ц_рк;
Б) ц_плёнок;
В) птиц_;
Г) ц_ган.
13. В каком слове в окончании пишется и?
А) На дорог_;
Б) у станци_;
В) до ранн_го утра;
Г) В син_м
море.
14. Какое слово пишется слитно с не?
А) (не)забуду;
Б) (не)пишешь;
В) (не)дуг;
Г) (не) друг, а враг.
Прочитайте текст и выполните задания 15-18
Наш каток
1)Осенью, когда стукнул первый мороз, мы с Мишей и костей решили, что сейчас самое время начинать делать каток.
2)Организовали ребят и сказали, что, кто не будет работать, не пустим кататься. 3)Поэтому все рьяно взялись за дело.
4) Поздней ночью мы кончили поливать каток. 5) За ночь вода замёрзла крепко-накрепко. 6) На следующий день состоялось открытие катка. 7)Все ребята собрались вокруг.8.)Лед блестел как зеркало.9) Мишка первый выехал на середину льда.
10)- Каток объявляю открытым! – закричал он и тут же шлёпнулся.
15.Выпишите слово с чередующейся гласной корня: _____________________
16.Выпишите грамматическую основу 4 предложения: ____________________
17.Подберите синоним к слову «шлепнулся» из 10 предложения : _______________________
18.Определите тип речи данного текста: _____________________________
Часть 2
Напишите продолжение текста.
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5 класса
Вариант 2.
Часть 1
1.Какое из перечисленных предложений сложное?
А) Оленька минут пять шептала и шевелила губами.
Б) Тане захотелось пить, но ручей был далеко.
В) С моря дул резкий, но не холодный ветер.
Г) У Сони была большая кукла с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами.
2. В каком предложении запятая одна запятая лишняя?
А) Каждое утро крокодил Гена просыпался, умывался, завтракал, и отправлялся на работу в зоопарк.
Б) Бабушка привезла банку мёда, буханку домашнего хлеба.
В) Оленька смутилась, даже покраснела.
Г) Таня остановилась, вытерла пот со лба и оглянулась.
3. В каком из приведённых ниже предложений допущена ошибка?
А) «Хочу записаться в шахматный кружок », - сказал Костя.
Б) «Привези мне что-нибудь в подарок», - попросила Алёнушка.
В) «Добрым делом, - гласит пословица, - не кори».
Г) Марина Васильевна тихо попросила - «Принесите мне новые книги».
4. В каком слове произносится звук [с]?
А) Письмо;
Б) сделка;
В) сдувать;
Г) указка.
5. В каком слове на месте пропуска пишется ь?
А) Он умывает_ся;
Б) полуноч_ник;
В) ты перепишеш_;
Г) много задач_.
6. К какому слову неверно подобран синоним?
А) Веять - дуть;
Б) прыжок - скачок;
В) наследить – найти след;
Г) неширокий - узкий.
7. Лексическое значение какого слова определено неверно?
А) Флора – растительный мир.
Б) Изморозь – очень мелкий дождь.
В) Вагонетка – небольшой открытый вагон для перевозки грузов.
Г) Варежка – мягкая зимняя рукавица.
8. У какого слова основа состоит из приставки, корня и суффикса?
А) Пришкольный;
Б) светить;
В) семечко;
Г) переулок.
9. В каком слове пропущена буква з?
А) Бе_умный;
Б) ра_пахан;
В) про_ьба;
Г) ра_катать.
10. В каком слове пропущена буква а?
А) Сл_жить;
Б) подр_сток;
В) заг_р;
Г) з_рька.
11. В каком слове после шипящей пропущена буква о?
А) Трещ_тка;
Б) ш_в;
В) реш_тка;
Г)ж_лудь.
12. В каком слове после ц пропущена буква и?
А) Ц_ркуль;
Б) ц_ган.
В) спиц_;
Г) ц_плёнок;
13. В каком слове в окончании пишется и?
А) На порог_;
Б) на станци_;
В) до поздн_го вечера;
Г)в дремуч_м лесу
14. Какое слово пишется слитно с не?
А) (не)буду;
Б) (не)ищешь;
В) (не)дуг;
Г) (не), а враг.
Прочитайте текст и выполните задания 15-18
Добрый мальчик.
1)Как-то раз Петя с Колей пошли в лес. 2)И вдруг в кустах заметили двух ежей. 3)Они их поймали и унесли домой. 4)Прошло несколько дней.5) Встретились ребята и заспорили, кто крепче любит своего ежа. 6)Петя хвастал, что кормит ёжика молоком, что в сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить.
7)- А что ты сделал для своего ёжика? – спрашивает он у Коли.
15.Выпишите из 7 предложения слово с безударной гласной в корне: _____________________
16.Выпишите грамматическую основу 3 предложения: ____________________
17.Подберите антоним к слову «встретились»: _______________________
18.Определите тип речи данного текста: _____________________________
Часть 2
Напишите продолжение текста.