КОДИФИКАТОР
элементов содержания к уровню подготовки обучающихся 11 класса для проведения
контрольной работы за 1 полугодие.
Код раздела | Код контролируемого элемента | Элементы содержания, проверяемые контрольной работой |
1 | | Орфоэпия. |
| 1.1 | Орфоэпические нормы (постановка ударения) |
2 | | Лексика |
| 2.1 | Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости |
3 | | Грамматика и морфология |
| 3.1 | Морфологические нормы (образование форм слова) |
4 | | Синтаксис |
| 4.1 | Синтаксические нормы |
5 | | Орфография |
| 5.1 | Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи |
| 5.2 | Правописание корней |
| 5.3 | Правописание приставок |
| 5.4 | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий |
| 5.5 | Правописание НЕ и НИ |
| 5.6 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов |
6 | | Пунктуация |
| 6.1 | Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами |
| 6.2 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями) |
| 6.3 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения |
| 6.4 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении |
| 6.5 | Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи |
СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольно-измерительной работы за 1 полугодие.
Назначение работы - определения уровня сформированности ведущих умений учащихся 11 класса по пройденному материалу программы; выявления наиболее трудных для учащихся элементов содержания курса русского языка. Выявления уровня подготовки учащихся 11 класса к выполнению экзаменационного задания (ЕГЭ) базового и высокого уровня сложности.
Характеристика структуры и содержания работы.
Контрольная работа по русскому языку состоит из 1 части и содержит 15 заданий с кратким ответом.
Контрольной работы с указанием первичных баллов представлено в таблице 1.
Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Части работы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу | Тип заданий |
Часть 1 | 15 | 20 | 100 | С кратким ответом |
Итого | 15 | 20 | 100 | |
Распределение заданий КИМ по содержанию и видам деятельности
Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык» представлено в таблице 2.
Таблица 2. Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык»
Содержательные разделы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного блока содержания от максимального первичного балла за всю работу |
Орфография | 6 | 6 | 30 |
Пунктуация | 5 | 6 | 30 |
Речь. Языковые нормы | 4 | 8 | 40 |
итого | 15 | 20 | 100 |
Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Распределение заданий контрольной работы по уровню сложности представлено в таблице 3.
Работа проверяет усвоение учащимися учебного материала на базовом уровне сложности (задания № 3-6, 8-10, 12 - 19), на высоком уровне (№ 7).
Таблица 3. Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный Первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного блока содержания от максимального первичного балла за всю работу |
Базовый | 14 | 15 | 75 |
Высокий | 1 | 5 | 25 |
итого | 15 | 20 | 100 |
Варианты контрольного теста равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.
Система оценивания отдельных заданий и контрольной работы в целом
За верное выполнение каждого задания (кроме заданий 15, 7) ученик получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
За выполнение задания 15 может быть выставлено от 0 до 2-х баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. 1 балл ставится, если: одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону; отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне
ответа.
Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.
За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5-и баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена 1 ошибка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2 балла: верно указаны 2 цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить максимально 20 первичных баллов. Учащийся получает отметку «2» в случае, если выполнил до 50% задания, «3» - 60-74 %, «4» - 75-89%, «5» - 90-100% работы.
Продолжительность контрольной работы по русскому языку: на выполнение контрольной работы отводится 40 минут.
План контрольной работы
Всего заданий – 15 с кратким ответом; по уровню сложности: Б – 14; В – 1.
Максимальный первичный балл за работу – 20.
Контрольная работа за 1 полугодие
Вариант 1
Задание 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
создАвший
каталОг
начАв
тОрты
аэропортЫ
Задание 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СРЕДА́, -ы, вин. среду, мн. среды, сред, средам, жен.
1. Вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие что-н. Воздушная с. Питательная с. (жидкая или твёрдая смесь веществ, на к-рой выращиваются микроорганизмы; также перен.: условия, благоприятные для существования, порождения чего-н.).
2. ед. Окружение, совокупность природных условий, в к-рых протекает деятельность человеческого общества, организмов. Географическая с. Охрана окружающей среды.
3. ед. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Социальная с. Из рабочей среды. В нашей среде. С. заела кого-н. (о невозможности расти, развиваться из-за неблагоприятного окружения; устар. и шутл.).
(1)Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. (2)Утраты в природе до известных пределов восстановимы, в отличие от потерь культурных. (3) современные учёные (археологи, историки, этнографы, философы, писатели, лингвисты и др.) говорят о том, что защита и сохранение культурных особенностей народов и наций становятся ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения. |
Задание 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара ТУФЛЕЙ
ВЫПРАВЬ текст
несколько ПОЛОТЕНЕЦ
старые ПРОФЕССОРА
новые ВЫБОРЫ
Задание 7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | | | А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 1) Современная любительская астрономия — это престижное хобби, в которое многие вкладывают тысячи долларов 2) По окончании сеанса на выходе из кинозала каждый посетитель обязан лично сдать 3D очки контролеру. 3) В повести А.С.Пушкина «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России. 4) В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне. 5) Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом. 6) Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся обращались к «Гранатовому браслету». 7) Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов? 8) Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал. 9) Главная цель науки — доставлять людям внутреннее удовлетворение, а не приносить материальные выгоды. | | | |
А | Б | В | Г | Д |
| | | | |
Задание 14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Впереди виднеется слома(1)ая листве(2)ица, серебря(3)ый в инее пень, значит – мне в следующий дом.
Задание 8 Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Прим..рять врагов
Неправ..льно
Зам..реть
Накл...ниться
Ф..деральный
Задание 9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..морский, пр..светлый;
видеос..емка, в..ются;
раз..грать, дез..нформировать;
бе..ценный, ра..фасовать;
н..помнить, ..тбросить.
Задание 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
окле..вать
глянц..вый
проста..вать
доверч..вый
изнаш..вать
Задание 12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам.
Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
Дождь продолжался, но (не) сильный, как утром, а слабый, моросящий.
Так и (не) появившийся на сцене ревизор тревожит всех обывателей.
Окно на кухне было (не) занавешено.
Задание 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(И)ТАК, Константин утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил, я говорил ТО(ЖЕ) самое.
ЧТО(БЫ) быть счастливым, нужно стремиться к успеху и в ТО(ЖЕ) время необходимо учиться благородству по отношению к окружающим людям.
Вскоре птицы (СО)ВСЕМ замолкли, кроме одной, которая (НА)ПЕРЕКОР всем монотонно чирикала.
Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился, (ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось.
(НА)КОНЕЦ дождик перестал, но КОЕ(ГДЕ) ещё толпились тяжёлые громады отчасти рассеянных туч.
Задание 15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Кто умолял меня о встрече и тем самым склонил к предательству интересов фирмы?
2) Сердце Курочкина скатилось под уклон «русских горок» и бешено забилось где-то в районе солнечного сплетения.
3) Мальчишки и девчонки нашего класса а также их родители приняли участие в школьном спектакле.
4) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
5) В России континентальный климат и здесь особенно суровая зима.
Задание 16 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Издали (1) он увидел дом (2) непохожий на другие (3) построенный (4) каким-то итальянским архитектором.
Задание 17 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Однако (1) нездоровье природы заставляет сегодня говорить о катастрофическом состоянии флоры, фауны, почвы, воды. Видимо (2) лишь глобальный характер проблем, нерешённость которых угрожает самому существованию человечества, заставил осознать опасность (3) возможной (4) в будущем экологической катастрофы.
Задание 18 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Одинокий путник (1) приближение (2) которого (3) я слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи (4) соблазнился моим веселым огнем.
Задание 19 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Рядом с тобой всегда люди (1) и (2) даже если тебе очень одиноко (3) ты не сомневайся в том (4) что кто-то сможет выслушать и понять тебя.
Контрольная работа за 1 полугодие
Вариант 2
Задание 4 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
обострЕнный
бАнты
начАть
досУг
пОняла
Задание 3 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ХОЗЯЙСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ХОЗЯ́ЙСТВО, -а, ср.
1. То же, что экономика (в 1 знач.). Натуральное, крепостническое х. Рыночное х.
2. Производство, экономика (во 2 знач.). Народное х. страны. Мировое х. Сельское х.
3. Оборудование какого-н. производства. Фабричное х.
4. Совокупность предметов, всего того, что необходимо в быту. Обзавестись хозяйством.
5. Производственная единица, преимущ. сельскохозяйственная. Крестьянское х. Фермерское х. Крупное х. Учебное х. сельхозтехникума.
6. Работы по дому, по устройству быта, домашней жизни семьи. Вести х. Домашнее х. Хлопотать по хозяйству.
(1)В связи с тем, что в прошлом женщины занимались в основном домашним хозяйством, а мужчины добывали хлеб насущный себе,жене и детям, подавляющее большинство профессий были мужскими: воин, пахарь, строитель, гончар, столяр, кузнец. (2)И нет ничего удивительного в том, что названия почти всех профессий в языке тоже мужские: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, политик, художник и др. (3), женских вариантов названий этих профессий не существует именно потому, что обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами. |
Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ИХНИЕ письма
в ОБЕИХ руках
ДО ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ПЯТОГО года
уважаемые ДИРЕКТОРА
ОБГРЫЗЕННАЯ груша
Задание 7 Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | | |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 1) Современная любительская астрономия — это престижное хобби, в которое многие вкладывают тысячи долларов 2) По окончании сеанса на выходе из кинозала каждый посетитель обязан лично сдать 3D очки контролеру. 3) В повести А.С. Пушкина «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России. 4) В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне. 5) Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом. 6) Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся обращались к «Гранатовому браслету». 7) Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов? 8) Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал. 9) Главная цель науки — доставлять людям внутреннее удовлетворение, а не приносить материальные выгоды. | | |
Задание 14 Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.
Задание 8 Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пот..плевший
л..ловый
заг..релый
выт..рать
отр..слевой
Задание 9 № 15. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
по..кладка, о..бойный
пр..встать, пр..клеить
на..граться, из..скать
бар..ерный, с..язвить
пр..израстать, пр..дедушка
Задание 10 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
продл..вать
зате..ть
обнаруж..вать
распил..вать
задумч..вый
Задание 12 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Сытый голодного (не)разумеет.
В (не)обыкновенной тишине зарождается рассвет.
(Не)получив на другой день ответа, он послал еще одно письмо.
Задача (не)решена.
Дома он больше никак (не)мог усидеть.
Задание 13 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ПО)ЧЕМУ, глядя на один портрет, мы (НА)ДОЛГО засматриваемся, любуясь изображением, и равнодушно скользим быстрым взглядом по другому?
Даже после смерти Баха в ТОМ(ЖЕ) магистрате его педагогическая деятельность, ТАК(ЖЕ), как и композиторская, не получила должной оценки.
Многие произведения Левитана проникнуты грустью, может быть, (ПО)ТОМУ, что природа в изображении художника КАК(БУДТО) находится в дисгармонии с жизнью человека.
КОЕ(ГДЕ) (В)ДАЛИ желтеет поспевающая рожь.
Они (КАК)БУДТО сговорились — прибыли в одно и ТО(ЖЕ) время.
Ответ: ПОЧЕМУ НАДОЛГО ИЛИ НАДОЛГО ПОЧЕМУ.
Задание 15 Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.
2) Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна.
3) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.
4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение.
5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.
Задание 16 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Над ещё не улёгшимся (1) после недавней бури (2) бескрайним морем (3) возвышалось небо (4) унизанное (5) ярко мерцавшими звёздами.
Задание 17 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.
Задание 18 № 62. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(у), на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Утром горы (1) лежали в тумане (2) сквозь (3) который (4) едва виднелись их очертания.
Задание 19 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту ( 4) то сами убедились (5) насколько правы были очевидцы.