СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Юный биолог "

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Занятия развивающего характера ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира : о живой  природе, от макромира к микромиру.  Основные формы изучения кружковой работы  - теоретические занятия, практикумы, беседы, лекции, защита групповых и индивидуальных заданий.  Освоением развивающего характера работы является работа с разными источниками информации, умение овладеть исследовательской и проектной деятельностью, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать вывод и заключения, объяснять доказывать, защищать свой  идей,  Для углубления и закрепления знаний, а также расширения кругозора учащихся проводятся экскурсии, что дает возможность учащимся стать не пассивными потребителями готовых знаний, а активными участниками обучения на всех его стадиях. В программу включены материалы, раскрывающие  особенности строения бактерии, грибов, растений и животных, физиологии и приспособленности к среде обитания, Занимательные вопросы и факты рассматривают особенности взаимодействия животного мира с окружающей средой,

Материалы занятия занимательного характера содержат информативные вопросы и факты, которые используются в качестве дополнительного характера при изучении основных разделов программы, а также вопросы проблемного характера, позволяющие по- новому взгянуть на уже известные явления и законы, создать мотивацию к изучению материала уроков. Приоритетными направлением деятельности учащихся на занятиях развивающего  характера является решение проблемных вопросов на биологические темы, что будет способствовать развитию у учащихся исследовательской компетентности.

  Программа занятия развивающего характера рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся по 1 часу в неделю. В данной программе предусмотрено проведение четырех практических работ.

Основные методики изучения биологии на данном уровне:

  • обучение через опыт и сотрудничество;
  • учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся;
  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, обобщение знаний после завершения изучения крупных тем);
  • личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

         Формы и методы работы:

  • Словесный,
  • наглядные,
  • работа с текстом,
  • беседа,
  • фронтальный опрос,

Цель:

  • на основе изучения кружка  "Юный биолог " раскрыть и развить творческие способности учащихся;
  • систематизировать их знания о животном и растительно  мире, как неотъемлемой части природного равновесия

Задачи:

  •  Расширить   знаний о животном и растительном мире,   об особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлениях к изменчивым условиям природной среды;
  •  Развить  практические навыки  работы с учебным материалом.
  •  Воспитать  бережного отношения к ресурсам животного мира.
  •  Формировать  у учащихся познавательный интерес к изучению       предметов естественного цикла;
  •  развить знания о живой природе, полученных в начальной школе в курсах естествознания и познания мира;

 

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Юный биолог "»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Занятия развивающего характера ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира : о живой природе, от макромира к микромиру. Основные формы изучения кружковой работы - теоретические занятия, практикумы, беседы, лекции, защита групповых и индивидуальных заданий. Освоением развивающего характера работы является работа с разными источниками информации, умение овладеть исследовательской и проектной деятельностью, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать вывод и заключения, объяснять доказывать, защищать свой идей, Для углубления и закрепления знаний, а также расширения кругозора учащихся проводятся экскурсии, что дает возможность учащимся стать не пассивными потребителями готовых знаний, а активными участниками обучения на всех его стадиях. В программу включены материалы, раскрывающие особенности строения бактерии, грибов, растений и животных, физиологии и приспособленности к среде обитания, Занимательные вопросы и факты рассматривают особенности взаимодействия животного мира с окружающей средой,

Материалы занятия занимательного характера содержат информативные вопросы и факты, которые используются в качестве дополнительного характера при изучении основных разделов программы, а также вопросы проблемного характера, позволяющие по- новому взгянуть на уже известные явления и законы, создать мотивацию к изучению материала уроков. Приоритетными направлением деятельности учащихся на занятиях развивающего характера является решение проблемных вопросов на биологические темы, что будет способствовать развитию у учащихся исследовательской компетентности.

Программа занятия развивающего характера рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся по 1 часу в неделю. В данной программе предусмотрено проведение четырех практических работ.

Основные методики изучения биологии на данном уровне:

  • обучение через опыт и сотрудничество;

  • учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся;

  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, обобщение знаний после завершения изучения крупных тем);

  • личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

  Формы и методы работы:

  • Словесный,

  • наглядные,

  • работа с текстом,

  • беседа,

  • фронтальный опрос,

Цель:

  • на основе изучения кружка "Юный биолог " раскрыть и развить творческие способности учащихся;

  • систематизировать их знания о животном и растительно мире, как неотъемлемой части природного равновесия

Задачи:

  • Расширить знаний о животном и растительном мире, об особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлениях к изменчивым условиям природной среды;

  • Развить практические навыки работы с учебным материалом.

  • Воспитать бережного отношения к ресурсам животного мира.

  • Формировать у учащихся познавательный интерес к изучению предметов естественного цикла;

  • развить знания о живой природе, полученных в начальной школе в курсах естествознания и познания мира;





























Ожидаемый результат:

  1. Учащиеся смогут использовать знания и рассказать об основных систематически классифицированных животных;

  2. Учащиеся смогут использовать знания для объяснения значения животных и меры их защиты.

  3. Защита научных проектов учащимися по теме:

  • Достижения современной биологии в области зоологии.

  • Достижения современной биологии в области ботаники.

  • Фотоальбом «Многообразие растении».

  • Фотоальбом «Многообразиеживотных».







































Учебно - тематический план

п/п


Тема раздела

Количество часов

Дата

теоретические

практические/

лабораторные


1.

Введение. Естественные науки.

1


1.09.2018

2

Методы изучения природы.

1


8.09.2018

3

Разнообразие живых существ. Разделы биологии.

1


15.09.2018

4

Страницы истории биологии.

1


22.09.2015

5

Классификация организмов и ее значение. Пр. раб. Знакомство с растениями по гербарным материалам.


1

29.09.2018

6

Обеднение живой природы под воздействием человека и ее охрана

1


6.10.2018


7

Природные сообщества.

1


13.10.2018

8

Одноклеточные, или Простейшие. Пр. раб. Одноклеточные  амеба


1

20.10.2018


9

Беспозвоночные. Многоклеточные. Тип Губки

1


27.10.2018

10

Тип Кишечнополостные. Пр. раб. Гидра


1

10.11.2018


11

Тип Плоские черви. Белая планария

1

17.11.2018

12

Пр. раб. Белая планария


1

24.11.2018

13

Тип Круглые черви. Аскарида

1


8.12.2018

14

Тип Кольчатые черви. Дождевой червь

1


15.12.2018

15

Тип Моллюски

1


22.12.2018

16

Тип Иглокожие

1


29.12.2018

17

Тип Членистоногие.

1


12.01.2019

18

Класс Ракообразные. Речной рак

1


19.01.2019

19

Класс Паукообразные. Паук-крестовик

1


26.01.2019

20

Тип Членистоногие. Класс Насекомые.

1


2.02.2019

21

Вирусы - неклеточные формы жизни

1


9.02.2019

22

Позвоночные .Тип Хордовые. Низшие хордовые животные

1


16.02.2019

23

Классы рыб (Хрящевые и Костные)

1


23.02.2019

24

Класс Земноводные. Прудовая лягушкаю

1


2.03.2019

25

Класс Пресмыкающие . Прыткая ящерица

1


9.03.2019

26

Класс Птицы. Сизый голубь

1


16.03.2019

27

Класс Млекопитающие. Собака

1


6.04.2019

28

Общая характеристика цветковых растений

1


13.04.2019

29

Органы цветковых растений. Корень. Побег и почки

1


20.04.2019

30

Внешнее строение листа. Прорастание семян.

1


27.04.2019

31

Цветок. Строение и разнообразие цветов. Соцветия

1


4.05.2019

32

Опыление. Оплодотворение Плоды, их строение и разнообразие.

1


11.05.2019

33

Общая характеристика водорослей и среда их обитания

1


18.05.2019

34

Общая характеристика царства грибы

1


25.05.2019

Итого 34











Содержание программы

Тема 1. Введение

Краткие сведения о многообразии животного мира. Этапы развития зоологии. Сходство и различие растительной и животной клетки. Среды жизни и местообитания. Взаимоотношения животных в природе: мутуализм. Человек и животные. Классификация животных. Естественные науки: астрономия, физика, химия, биология, физическая география.

Тема 2. Методы изучения природы

Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Планирование, проведение, обработка и анализ результатов эксперимента. Общие и частные (астрономические, биологические, географические, химические) методы изучения природы.

Тема 3. Разнообразие живых существ. Разделы биологии

Разнообразие живых существ ( строение их тел и работа органов, размножение и развитие организмов). Разделы биологии (ботаника, зоология и др.).

Тема 4. Страницы истории биологии.

Страницы истории биологии (Аристотель, У. Гарвей, Р. Гук, К. Линней, Ч. Дарвин, Г. Мендель, В.И. Вернадский).

Классификация организмов и ее значение.

Тема 5.Классификация организмов и ее значение. Пр. раб. Знакомство с растениями по гербарным материалам

Единицы классификации растений и животных: вид, род, семейство, порядок (отряд), класс, отдел (тип), царство.

Царства живой природы. Основные отделы растений и типы животных.

Тема 6. Обеднение живой природы под воздействием человека и ее охрана.

Охрана природы —это не только ограждение природных богатств от браконьерства и расхищения, но и планомерное введение в естественные биоценозы наиболее ценных видов животных и растений. Подкормка промысловых зверей и птиц в наиболее суровый зимний период резко повышает их численность.

Тема 7. Природные сообщества

Взаимосвязь организмов в природных сообществах. Пищевые цепи. Влияние человека на природные сообщества. Уничтожение фауны человеком. Охрана природы.

Тема 8. Значение биологии для практической деятельности людей

. Биология – основа сельского хозяйства и медицины. Роль биологических знаний в повседневной жизни человека.

Обеднение живой природы под воздействием человека и ее охрана.


Тема 9. Одноклеточные, или Простейшие. Пр. раб. Одноклеточные  амеба.

Особенности организации. Органеллы - структурные элементы клетки. Цитоплазма и ядро в клетке простейших. Форма клетки. Способы передвижения. Внешнее строение амебы обыкновенной и инфузории-туфельки. Паразитические жгутиковые и споровики: сонная болезнь и малярия.

Тема 10. Беспозвоночные Многоклеточные. Тип губки

Особенности организации многоклеточных животных и их отличия от простейших. Ткани и органы. Теории происхождения многоклеточных Э. Геккеля, И. Мечникова. Среда обитания губок. Почкование как способ размножения. Многообразие и значение губок.

Тема 11. Тип Кишечнополостные. Пр. раб. Гидра.

Гидра - низшее многоклеточное животное. Полипы и медузы: форма тела и образ жизни. Реактивный способ движения медуз. Экологические формы кишечнополостных. Коралловые полипы.

Тема 12. Тип Плоские черви.

Паразитический образ жизни плоских червей.

Тема 13. Тип Плоские черви. Пр. р Белая планария.

Билатеральная симметрия. Гермафродитизм. Классификация плоских червей. Образ жизни, строение и жизнедеятельности сосальщиков, ленточных и плоских червей.

Тема 14. Тип Круглые черви. Пр. раб. Аскарида.

Круглые черви - представители всех сред обитания. Внешнее строение человеческой аскариды. Аскаридоз. Профилактика и лечение аскаридоза.

Тема 15. Тип Кольчатые черви. Дождевой червь.

Билатерально-симметричное строение кольчатых червей. Особенности строения пищеварительной, выделительной и кровеносной систем. Половое и бесполое размножение. Регенерация дождевого червя. Влияние внешних воздействий на поведение дождевых червей.

Тема 16. Тип Моллюски.

Моллюски - мягкотелые животные. Способы питания: фильтраторы, растительноядные, хищники. Мантийная полость. Паразитизм, как стадия развития моллюсков. Раковины брюхоногих, двустворчатых. Образование жемчуга. Промысловые моллюски.

Тема 17. Тип Иглокожие.

Особенности внешнего строения - радиальная симметрия. Водно-сосудистая система. Образ жизни морской звезды. Многообразие иглокожих.

Тема 18. Тип Членистоногие.

Сегменты тела членистоногих. Хитиновый покров.

Тема 19. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Речной рак

Особенности внутреннего строения членистоногих. Образ жизни речного рака. Зоопланктон. Многообразие ракообразных. Промысловое значение ракообразных (крабы, креветки, кальмары, раки).

Тема 20. Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Паук-крестовик.

Паукообразные - хищники. Внешнее строение паука-крестовика. Внекишечное переваривание. Особенности дыхательной системы (легочные мешки и трахеи). Партеногенез.

Тема 21. Тип Членистоногие. Класс Насекомые.

Самая многочисленная группа животных. Значение насекомых в природе. Особенности строения органов зрения (фасеточные глаза). Многообразие крыльев и ротового аппарата насекомых. Основные отряды насекомых. Значение насекомых в природе. Одомашненные насекомые (тутовый шелкопряд, медоносная пчела).

Тема 22. Вирусы - неклеточные формы жизни.

Вирусология – наука, изучающая неклеточные формы жизни, историю её появления, задачи и значения. История открытия вирусов (Д.И.Ивановский, В.Стенли, открытия Херши и Чейза). Строение и жизнедеятельность вирусов. Многообразие и значение вирусов. Способы распространения и передача вирусов. Вирусные заболевания: грипп, СПИД, корь, гепатит, оспа. Вирусные заболевания: простуда, герпес, свинка, жёлтая лихорадка.

Тема 23. Тип Хордовые. Низшие хордовые животные

Позвоночные (Vertebrata) — подтип хордовых животных, который включает в себя: млекопитающих, птиц, амфибий, рептилий и рыб. Хо́рдовые (лат. Chordata) — тип вторичноротых животных, для которых характерно наличие энтодермального осевого скелета в виде хорды, которая у высших форм заменяется позвоночником.

Тема 24. Классы рыб (Хрящевые и Костные).

Рыб подразделяют на два класса — Хрящевые рыбы (акулы, скаты) и Костные рыбы (осетры, лососи, сельди, караси, окуни, щуки и др.). Основные характерные признаки птиц.Организация тела хордовых: внутренний скелет - хорда. Классификация низших хордовых. Среда обитания и внешнее строение ланцетника. История изучения низших хордовых. Вклад А. О. Ковалевского в изучение низших хордовых.

Общая характеристика. Строение чешуи речного окуня. Скелет. Функция плавательного пузыря. Особенности процесса дыхания и кровообращения у рыб. Боковая линия - гидростатический орган. Основные представители хрящевых рыб (акулы, скаты). Промысловые отряды костных рыб (осетровые, сельдеобразные, лососеобразные, карпообразные, трескообразные). Современные кистеперые рыбы. Аквариумные рыбки.

Тема 25. Класс Земноводные. Прудовая лягушка (1ч.)

Класс Земноводных относится к наиболее примитивным наземным позвоночным, занимая промежуточное положение между наземными и водными позвоночными животными. Особенности внешнего строения взрослой особи и личинки лягушки - головастика. Легочное и кожное дыхание. Зависимость температуры тела от температуры окружающей среды. Охота земноводных. Способы питания пип. Значение земноводных в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана земноводных.

Тема 26. Класс Пресмыкающиеся. Прыткая ящерица.

Класс Пресмыкающие или рептилии —преимущественно наземные позвоночные животные. Основные характерные признаки пресмыкающих Особенности внешнего строения пресмыкающихся. Роговые пластины. Черепахи фауны России. Высокоорганизованный отряд Крокодилы. Промысел и разведение черепах и крокодилов.

Тема 27. Класс Птицы. Сизый голубь (1ч.)

Птицы - первые теплокровные позвоночные животные имеющие высокую организацию и способные летать. Основные характерные признаки птиц.Строение контурного пера. Особенности двойного дыхания. Гнездовые и выводковые птицы. Птицы лесов. Водоплавающие и околоводные птицы. Птицы открытых пространств. Хищные птицы. Птицы городов. Брачное поведение птиц. Перелетные птицы. Значение, охрана и происхождение птиц. Птицеводство. Класс

Тема 28. Класс Млекопитающие. Собака (1ч.)

Класс Млекопитающие- класс позвоночных животных, высшие теплокровные животные основной отличительной особенностью которых является вскармливание детёнышей молоком. Основные характерные признаки млекопитающих. Внешнее строение и особенности организации нервной, кровеносной систем. Первозвери (утконос, ехидна). Общая характеристика основных отрядов. Сезонные явления в жизни млекопитающих: линька, рождение детенышей, кочевки, миграции, спячка, зимний сон. Значение млекопитающих в природе, и хозяйственной деятельности человека. Животноводство. Охрана млекопитающих.

Тема 29. Общая характеристика цветковых растений.

Цветковых растений -это самая высокоорганизованная и многочисленная группа растений. Общая характеристика цветковых растении.

Тема 30. Органы цветковых растений. Корень. Побег и почки.

Растения, за исключением некоторых низших, состоят из органов, каждый из них выполняет свою функцию. Различают вегетативные органы, которые поддерживают жизнь растений, и генеративные (репродуктивные) органы, приспособленные для размножения. Строение листа. Простые и сложные листья.

Тема 31. .Внешнее строение листа. Прорастание семян. (1 ч.)

Лист – это надземный орган растения, занимающий боковое положение на стебле. Прораста́ние семя́н — переход семян растений от покоя к активной жизнедеятельности, начальный этап онтогенеза растений, на котором образуется росток.

Тема 32. Цветок. Строение и разнообразие цветов. Соцветия.

Цветок - сложная система органов семенного размножения цветковых (покрытосеменных) растений.

Тема 33. Опыление. Оплодотворение. Плоды, их строение и разнообразие.

Опыле́ние растений — этап полового размножения семенных растений, процесс переноса пыльцы с пыльника на рыльце пестика (у покрытосеменных). Плоды, их строение и разнообразие.

Тема 34. Общая характеристика водорослей и среда их обитания.

Водоросли — группа организмов различного происхождения, объединённых следующими признаками: наличие хлорофилла и фотоавтотрофного питания; у многоклеточных — отсутствие чёткой дифференцировки тела (называемого слоевищем, или талломом) на органы; отсутствие ярко выраженной проводящей системы; обитание в водной среде или во влажных условиях (в почве, сырых местах и т. п.). Они сами по себе не имеют органов, тканей и лишены покровной оболочки. Общая характеристика водорослей и среда их обитания. Роль в природе и жизни человека

Тема 33 Общая характеристика царства грибы.

Грибы́— царство живой природы, объединяющее эукариотические организмы, сочетающие в себе некоторые признаки как растений, так и животных. Роль в биоценозе. Значение для человека.




.


.































Электронные ресурсы:

1. www.school-collection.edu.ru

2. http://www.prosv.ru

3. www.it-n.ru,

4. www.zavuch.info






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!