СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок Хозяюшка.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кружок Хозяюшка.»

Пояснительная записка


По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30 – 35% детей поступающих - в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья, в 3 раза – с заболеванием органов желудочно-кишечного тракта.

Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному результату – это неправильное питание, то есть питание не полезными, а вредными продуктами. Многие родители считают, что правильное питание ребёнка требует больших финансовых затрат и по карману лишь очень обеспеченным семьям. На самом деле полезная и здоровая пища далеко не всегда самая дорогая. К тому же важно не только, что ест ребёнок, но как организовано его питание.

Программа формирует у детей культуру здоровья, осознание важности образования и воспитания правильного питания, формирование системы позитивных национальных ценностей, идеала сохранения собственного здоровья как важное националное достояние Росси.



НОВИЗНА, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ:

Актуальность и новизна программы в том, что она дополняет и расскрывает содержание отдельных тем предметных областей «Биология , «Технология» и т.д., в ходе изучения школьники овладевают основными практикоориентированных знаний о человеке, о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Цель программы – формирование основ культуры питания, как части общей культуры здоровья. Социальная адаптация учащихся и интеграция их в общество.

Подготовка детей к самостоятельной жизни, формирование у воспитанников учащихся навыков самостоятельного приготовления разнообразной и здоровой пищи.  

В рамках данной программы, обучающиеся получают основные сведения по диетологии, достаточные для того, чтобы ответственно относиться к питанию, а также знания о влиянии питания на физическое и умственное развитие человека. При изучении обучающиеся приобретают умение принимать самостоятельные решения, а также смогут научиться выбирать здоровую пищу, составлять индивидуальное меню, рассчитать цену блюда, рассчитать норму закладки на 1,2,3 порции и применять полученные знания в своей дальнейшей жизни. На занятиях рассматриваются вопросы, связанные с питанием и здоровьем людей разных национальностей, народные традиции как неотъемлемая часть общей культуры личности. Программа предполагает использовать формы контроля: собеседование, ситуационные игры, соревнование и творческие задания.

  Главный показатель реализации программы - личностный рост каждого учащегося, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.        

Критерием уровня эффективности программы является усвоение образовательной части, повышение интеллектуального уровня, воспитанности и готовность к самостоятельной жизни в плане организации своего быта.

   Завершается работа кружка выполнением творческого проекта и его защитой.

Задачи:

  • развитие представлений о правильном питании человека

  • формировать знания умения и навыки технологии приготовления блюд

  • формирование полезных навыков и привычек

  • формирование ответственного отношения к своему здоровью

  • формирование представлений о народных традициях, связанных с питанием

  • осознание важности образования и воспитания правильного питания

  • формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов сохранения собственного здоровья, здоровья близких, как важнейшее национальное достояние России.

Овладение специальными умениями, необходимыми для поиска технологической информации, создание продуктов труда, введение домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных планов, безопасными приёмами труда.

Данная программа представляет детям широкую панораму здорового и полезного питания как сохранения здоровья и долголетия.

Программа «Хозяюшка» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к личному здоровью, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Учащиеся получат интерес пространственного воображения интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей. Программа поможет воспитать у учащихся трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремлённость, предприимчивость. Ответственность за результат своей деятельности, уважительное отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

Значение программы состоит также в том, что в ходе её изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке; о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их; учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

Существенная особенность программы состоит в том, что в ней заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Программа использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения и литературы, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.





Общая характеристика программы.

Обучение школьников по программе строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной и социальной среды; в соответствии с использованием форм и методов обучения психологических особенностей детей.

Программа включает в себя слейдующие части:

Основные теоретические требования,- Способы консервирования, сохранность питательных веществ. Стерилизация в домашних условиях. Время стерилизации. Условия максимального сохранения витаминов. Условия и сроки хранения.

Практические работы- Первичная обработка овощей и фруктов. Подготовка банок и крышек для консервирования. Определение количества соли и специй. Стерилизация и укупорка банок.  

Варианты объектов труда.- Соленый огурец, помидор, ассорти, компоты из фруктов.

Основные теоретические требования- Виды овощей, содержание в них минеральных веществ белков, жиров, углеводов, витаминов. Влияние экологии на качество овощей. Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу и рыбе.

Практические работы.- Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Приготовление блюд из сырых и варёных овощей. Жаренье овощей и определение их готовности. Выполнение эскизов, оформление салатов для различной формы салатниц; круглой, овальной, квадратной. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов труда.- Эскизы оформления салатов. Салаты из сырых овощей и варёных овощей. Овощные гарниры.

Основные теоретические требования. - Понятие о пищевой ценности рыбы. Возможности кулинарного использования рыбы разных пород. Технология и санитарные условия первичной и тепловой рыбы.

Практические работы - Подбор инструментов и оборудования для разделки рыбы. Первичная обработка чешуйчатой рыбы. Варка, и жаренье рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками. Определение готовности блюд из рыбы. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов трудаблюда из варенной и жареной рыб

Основные теоретические требования - Значение и место блюд из мяса, субпродуктов в питании. Виды мясного сырья, сроки и способы хранения мяса и мясных продуктов. Особенности кулинарного использования субпродуктов.

Санитарные условия обработки мяса, субпродуктов. Условия и сроки хранения полуфабрикатов из мяса и котлетной массы.

Практические работы - Способы тепловой обработки мяса, мясных полуфабрикатов, субпродуктов. Приготовление натуральной рубленой массы из мяса. Определение времени варки и жаренья до готовности. Приготовление блюд из субпродуктов. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов movoa – Блюда из мяса и субпродуктов.

Основные теоретические сведения - Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов. Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.

Практические работы - Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и различных досок. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов труда  Бутерброды и горячие напитки к завтраку.

Основные теоретические сведения - Виды домашней птицы и их кулинарное употребление. Виды тепловой обработки, применяемые  при приготовлении блюд из домашней птицы. Время приготовления и способы определения готовности кулинарных блюд. Оформление готовых блюд при подаче к столу.

Практические работы - Определения качества птицы. Первичная обработка птицы. Приготовление блюд из домашней птицы. Разделка птицы и украшение перед подачей к столу. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов труда - Блюда из птицы.

Основные теоретические сведения - Виды теста. Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Виды начинок и украшений для изделий из теста.

Практические работы - Выполнения эскизов художественного оформления праздничных пирогов, тортов, пряников, пирожных. Выпечка и оформления из теста. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов труда - Праздничный пирог, торт, пряник, пирожные

Основные теоретические сведения - Строение яйца. Приспособления и оборудование для приготовления  блюд из яиц. Особенности кулинарного использования яиц.

Практические работы - Первичная обработка яиц, приготовления блюда из яиц. Выполнения эскизов художественной росписи яиц. Крашение и роспись яиц. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов труда - Омлет, яичница, вареные яйца.

Основные теоретические сведения - Виды круп и макаронных изделий. Правило варки. Крупных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий. Технология приготовления блюд из бобовых, обеспечивающаясохранения в них витаминов группы «Б». Причины Увеличения веса и объёма при варки.

Практические работы- Подготовка к варки круп, бобовых и макаронных изделий.
Определение необходимого количества жидкости при варке каш различной
консистенции и гарниров их крупы, бобовых и макаронных изделий. Сервировка
и подача к столу.        

Варианты объектов труда - Каши, гарниры из риса и макаронных изделий.

Основные теоретические сведения - Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Виды молока и молочных продуктов. Питательная ценность и химический состав молока. Условия и сроки его хранения. Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов.

Практические работы - Первичная обработка крупы. Приготовление молочного супа и молочной каши. Приготовление простокваши, творога в домашних условиях. Приготовление блюда из кисломолочных продуктов. Сервировка и подача к столу

Варианты объектов труда - Молочный суп, молочная каша, сырники, запеканка из творога.

Основные теоретические сведения - Обеспечение сохранности продуктов. Посуда для приготовления пищи в походных условиях. Природные источники воды. Способы обеззараживания воды. Способы разогрева и приготовление пищи в походных условиях. Соблюдение мер противопожарной безопасности. Сервировка и подача к столу.

Практические работы- Расчет количества, состава и стоимости продуктов.

Основные теоретические сведения - Сахар, его роль в кулинарии и в питании человека. Роль десерта в праздничном обеде. Желирующие и ароматические вещества, используемые для приготовления блюд и десерта.

Практические работы - Приготовление желе, пудингов, суфле. Приготовление компота из свежих, сушенных. Мороженых фруктов и ягод. Украшение десертных блюд свежими или консервированными ягодами и фруктами. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов труда - Фруктовое желе, компоты, суфле.


Целью данного курса является формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.


В процессе обучения учащиеся:

Познакомятся:

с первичной и тепловой обработкой овощей, птицы, рыбы, мяяса;
с правилами питания, направленными на сохранение и укрепление здоровья;
с правилами этикета, связаных с питанием, осознанием того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.


Овладеют:

  • специальными умениями, необходимыми для поиска технологической информации, создание продуктов труда, введение домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных планов, безопасными приёмами труда.

  • навыками правильного питания как составной частью здорового питания.

  • развиваются навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни.

  • развиваются представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

  • развиваются творческие способности, кругозор подростков, их интерес к познавательной деятельности.

  • Развиваются коммуникативные навыки у школьников, умение эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.

Формы обучения:

Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Ролевые игры оказываются весьма эффективными при освоении учеников навыков поведения в различных ситуациях (учащиеся должны продемонстрировать варианты поведения в кафе – игра «Кафе»).

Ситуационная игра предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на конкретный результат (предлагается набор продуктов необходимо придумать блюдо и составить техкарту).

Проектная деятельность основывается на творчестве, самостоятельной работе подростков для решения поставленной задачи (приготовить блюдо и представить его).

Дискуссия, обсуждение. Основная задача заключается в формировании у учащегося личной позиции в отношении того или иного вопроса.

Сроки реализации

Срок реализации программы 2021-2022 учебный год.

На изучение программы «Хозяюшка» отводится по 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч.


Ценностные ориентиры содержания программы

В результате обучения учащиеся овладеют:

  • знаниями о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;

  • навыками укрепления здоровья;

  • знаниями о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья и готовности выполнять эти правила;

  • навыками правильного питания как составной части здорового образа жизни.

Результаты изучения программы:

Личностными результатами освоения учащимися программы являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в области питания;

  • овладение установками, нормами и правилами здорового питания;

  • готовность и способность делать осознанный выбор набора продуктов для личного питания, в том числе: ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные продукты, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.

Метапредметными результатами освоения программы являются:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний о питании, самостоятельному пополнению продуктов, переносу и приготовлению;

  • способность к сотрудничеству и коммуникации;

  • способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;

Ожидаемый результат:

-по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию материалов, необходимых для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами

-умения оценивать свои интересы и склонность к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные планы, навыки самостоятельного -планирования и ведения домашнего хозяйства.

формирование культуры труда, уважительное отношение к труду и результатам труда.

-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.


Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности.


Курсом предусмотрено изучение тем:

1.Гигиена приготовления пищи.

2. Техника безопасности на занятиях, кухонные приборы и их роль в жизни человека.

3. Сервировка стола. Правила поведения за столом.

4. Польза овощей и фруктов.

5.Работа с нормативно-технологической документацией.

6. Бутерброды и горячие напитки.

7. Изделия из дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного теста.

8. Блюда из рыбы.

9. Мясные блюда.






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Название тем

всего

план

факт

Вводный инструктаж по ТБ. Вводное занятие

1

2.09


Гигиена приготовления пищи

1

9.09


Техника безопасности на занятиях, кухонные приборы и их роль в жизни человека

1

16.09


Сервировка стола. Правила поведения за столом

2

23.09


Польза овощей. Состав витаминов и минералов. Первичная обработка овощей.

2

30.09


Фигурная нарезка овощей

2

6.10


Разработка технологической и калькуляционной карты, знакомство со сборником рецептур

2

13.10


Карвинг из овощей и фруктов.

2

20.10


Современная кулинария (приготовление сложного салата)

2

27.10


Приготовление супа

2

3.11


Заготовка продуктов, консервирование.

2

10.11


Бутерброды и горячие напитки

2

17.11


Приготовление бутербродов

2

24.11


Польза фруктов и сухофруктов

1

1.12


Приготовление какао, компота

1

8.12


Изделия из дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного теста.

2

15.12


Печенье песочное (рыбки)

Приготовление из дрожжевого теста

2

22.12


Приготовление курника

2

29.12


Приготовление шарлотки

2

12.01


Приготовление печенья из песочного теста

2

19.01


Приготовление изделия из слоеного теста

2

26.01


Родина яблок, блюда из яблок

2

2.02


 Разделка рыбы

2

9.02


Блюда из рыбы

Разделка мяса, содержание в нем витамин и полезных веществ

1

16.02


Мясные блюда

2

23.02


Приготовление гуляша

Блюда из птицы, разделка, состав полезных веществ

2

2.03


Приготовление рулета из мяса птицы

Блюда из яиц

2

16.03


Приготовление омлета

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.

2

23.03


Приготовление рассольника

Приготовление макарон отварных

2

30.03


Блюда из молока и кисломолочных продуктов

2

6.04


Приготовление манника

2

13.04


Приготовление в походных условиях

2

20.04


Приготовление каши пшенной с тушонкой

2

27.04


Сладкие блюда и напитки.

2

4.05


Приготовление фруктового желе

2

11.05


Итоговое занятие проект и его защита

4

18-15.05


Итого

68








Методическое обеспечение прилагается


Список используемой литературы


1.Конституция Российской Федерации, ст. 43

2.Конвенция о правах ребенка

3.Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. Мудрость воспитания

4.Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В., Рыбинский Г.М. возрастные стандарты социализации детей, Москва, 1991

5.Иконников Г.Г.Социальная адаптация. Программа подготовки детей к самостоятельной жизни и преодолению трудностей социализации. Нижегородский гуманитарный центр, 1998

6.Сборник рецептур 1996г.

7.Головков А. Кухня без секретов, Москва, 1991.

8.Новоженов Ю.М., Титюнник А.И. Кулинарная характеристика блюд:

 Общественного питания.

9.Национальные кухни наших народов.-М.:Центрполиграф,1997.

10.Национальная и зарубежная кухня. Похлебкин В.В

11.Из истории русской кулинарной культуры. –М.:  Центрполиграф, 1996.













Литература:

  1. Программа «Разговор о здоровом питании» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.

  2. Программа «Две недели в лагере здоровья» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.

  3. Программа «Формула правильного питания» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.

  4. «Примерная программа по окружающему миру» М.: «Просвещение», 2010.

  5. «Программа по окружающему миру» Плешакова А. А. М.: «Просвещение», 2011.

  6. «Программа по окружающему миру» Плешакова А. А. М.: «Просвещение», 2011.

  7. «Примерная программа по технологии» Стандарты второго поколения. М.: «Просвещение», 2010.

  8. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. «Две недели в лагере здоровья» «ОЛМА-ПРЕСС» М., 2003;

  9. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева рабочая тетрадь «две недели в лагере здоровья»

  10. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильной питании / Методическое пособие – М, Олма-Медиа Групп, 2007 г.;

  11. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильной питании» – М., Олма-Медиа Групп, 2004 г.;

  12. Брехман И. И. «Введение в Валеологию – науку о здоровье»

  13. Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997

  14. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987

  15. Витамины. Под редакцией Смирнова М.П. – М.: Медицина, 1974 г.

  16. Езушина Е.В. Азбука правильного питания. Дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки.- Волгоград: Учитель, 2008

  17. Касаткина В.Н., Щеплягина Л.А., Здоровье, учебно-методическое пособие для учителей, РОО «Образование и здоровье», М., 2007

  18. Студеникина М.Я. Книга о здоровье детей. М., 1986 287 с.

  19. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002. 400с.

  20. Справочник по детской диетике. М., 1977. 377с.

  21. Похлебкин В.В. М., 1977. 340 с.

  22. Сорока Н.Ф. Питание и здоровье. Минск: Беларусь. 1994. 350 с.

  23. Сборник рецептур





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноуральская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района» Оренбургской области



ПРИНЯТО

На педагогическом совете

Протокол от 26.08.2021г. №1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

___________О.В. Ханайкина

«25» августа 2021г.

УТВЕРЖДАЮ

И.о.директора

МБОУ «Красноуральская СОШ»

____________В.С Старостина

Приказ от __.__.20__г. №145/1






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Кружка

«Хозяюшка»

на 2021-2022 учебный год





Учитель технологии: Жабина О.В.

1К, стаж 5 лет


с. им. 9 Января

2021 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!