Пояснительная записка
По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30 – 35% детей поступающих - в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья, в 3 раза – с заболеванием органов желудочно-кишечного тракта.
Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному результату – это неправильное питание, то есть питание не полезными, а вредными продуктами. Многие родители считают, что правильное питание ребёнка требует больших финансовых затрат и по карману лишь очень обеспеченным семьям. На самом деле полезная и здоровая пища далеко не всегда самая дорогая. К тому же важно не только, что ест ребёнок, но как организовано его питание.
Программа формирует у детей культуру здоровья, осознание важности образования и воспитания правильного питания, формирование системы позитивных национальных ценностей, идеала сохранения собственного здоровья как важное националное достояние Росси.
НОВИЗНА, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ:
Актуальность и новизна программы в том, что она дополняет и расскрывает содержание отдельных тем предметных областей «Биология , «Технология» и т.д., в ходе изучения школьники овладевают основными практикоориентированных знаний о человеке, о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
Цель программы – формирование основ культуры питания, как части общей культуры здоровья. Социальная адаптация учащихся и интеграция их в общество.
Подготовка детей к самостоятельной жизни, формирование у воспитанников учащихся навыков самостоятельного приготовления разнообразной и здоровой пищи.
В рамках данной программы, обучающиеся получают основные сведения по диетологии, достаточные для того, чтобы ответственно относиться к питанию, а также знания о влиянии питания на физическое и умственное развитие человека. При изучении обучающиеся приобретают умение принимать самостоятельные решения, а также смогут научиться выбирать здоровую пищу, составлять индивидуальное меню, рассчитать цену блюда, рассчитать норму закладки на 1,2,3 порции и применять полученные знания в своей дальнейшей жизни. На занятиях рассматриваются вопросы, связанные с питанием и здоровьем людей разных национальностей, народные традиции как неотъемлемая часть общей культуры личности. Программа предполагает использовать формы контроля: собеседование, ситуационные игры, соревнование и творческие задания.
Главный показатель реализации программы - личностный рост каждого учащегося, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.
Критерием уровня эффективности программы является усвоение образовательной части, повышение интеллектуального уровня, воспитанности и готовность к самостоятельной жизни в плане организации своего быта.
Завершается работа кружка выполнением творческого проекта и его защитой.
Задачи:
развитие представлений о правильном питании человека
формировать знания умения и навыки технологии приготовления блюд
формирование полезных навыков и привычек
формирование ответственного отношения к своему здоровью
формирование представлений о народных традициях, связанных с питанием
осознание важности образования и воспитания правильного питания
формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов сохранения собственного здоровья, здоровья близких, как важнейшее национальное достояние России.
Овладение специальными умениями, необходимыми для поиска технологической информации, создание продуктов труда, введение домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных планов, безопасными приёмами труда.
Данная программа представляет детям широкую панораму здорового и полезного питания как сохранения здоровья и долголетия.
Программа «Хозяюшка» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к личному здоровью, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Учащиеся получат интерес пространственного воображения интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей. Программа поможет воспитать у учащихся трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремлённость, предприимчивость. Ответственность за результат своей деятельности, уважительное отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
Значение программы состоит также в том, что в ходе её изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке; о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их; учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Существенная особенность программы состоит в том, что в ней заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Программа использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения и литературы, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика программы.
Обучение школьников по программе строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной и социальной среды; в соответствии с использованием форм и методов обучения психологических особенностей детей.
Программа включает в себя слейдующие части:
Основные теоретические требования,- Способы консервирования, сохранность питательных веществ. Стерилизация в домашних условиях. Время стерилизации. Условия максимального сохранения витаминов. Условия и сроки хранения.
Практические работы. - Первичная обработка овощей и фруктов. Подготовка банок и крышек для консервирования. Определение количества соли и специй. Стерилизация и укупорка банок.
Варианты объектов труда.- Соленый огурец, помидор, ассорти, компоты из фруктов.
Основные теоретические требования- Виды овощей, содержание в них минеральных веществ белков, жиров, углеводов, витаминов. Влияние экологии на качество овощей. Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу и рыбе.
Практические работы.- Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Приготовление блюд из сырых и варёных овощей. Жаренье овощей и определение их готовности. Выполнение эскизов, оформление салатов для различной формы салатниц; круглой, овальной, квадратной. Сервировка и подача к столу.
Варианты объектов труда.- Эскизы оформления салатов. Салаты из сырых овощей и варёных овощей. Овощные гарниры.
Основные теоретические требования. - Понятие о пищевой ценности рыбы. Возможности кулинарного использования рыбы разных пород. Технология и санитарные условия первичной и тепловой рыбы.
Практические работы - Подбор инструментов и оборудования для разделки рыбы. Первичная обработка чешуйчатой рыбы. Варка, и жаренье рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками. Определение готовности блюд из рыбы. Сервировка и подача к столу.
Варианты объектов труда- блюда из варенной и жареной рыб
Основные теоретические требования - Значение и место блюд из мяса, субпродуктов в питании. Виды мясного сырья, сроки и способы хранения мяса и мясных продуктов. Особенности кулинарного использования субпродуктов.
Санитарные условия обработки мяса, субпродуктов. Условия и сроки хранения полуфабрикатов из мяса и котлетной массы.
Практические работы - Способы тепловой обработки мяса, мясных полуфабрикатов, субпродуктов. Приготовление натуральной рубленой массы из мяса. Определение времени варки и жаренья до готовности. Приготовление блюд из субпродуктов. Сервировка и подача к столу.
Варианты объектов movoa – Блюда из мяса и субпродуктов.
Основные теоретические сведения - Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов. Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.
Практические работы - Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и различных досок. Сервировка и подача к столу.
Варианты объектов труда Бутерброды и горячие напитки к завтраку.
Основные теоретические сведения - Виды домашней птицы и их кулинарное употребление. Виды тепловой обработки, применяемые при приготовлении блюд из домашней птицы. Время приготовления и способы определения готовности кулинарных блюд. Оформление готовых блюд при подаче к столу.
Практические работы - Определения качества птицы. Первичная обработка птицы. Приготовление блюд из домашней птицы. Разделка птицы и украшение перед подачей к столу. Сервировка и подача к столу.
Варианты объектов труда - Блюда из птицы.
Основные теоретические сведения - Виды теста. Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Виды начинок и украшений для изделий из теста.
Практические работы - Выполнения эскизов художественного оформления праздничных пирогов, тортов, пряников, пирожных. Выпечка и оформления из теста. Сервировка и подача к столу.
Варианты объектов труда - Праздничный пирог, торт, пряник, пирожные
Основные теоретические сведения - Строение яйца. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования яиц.
Практические работы - Первичная обработка яиц, приготовления блюда из яиц. Выполнения эскизов художественной росписи яиц. Крашение и роспись яиц. Сервировка и подача к столу.
Варианты объектов труда - Омлет, яичница, вареные яйца.
Основные теоретические сведения - Виды круп и макаронных изделий. Правило варки. Крупных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий. Технология приготовления блюд из бобовых, обеспечивающаясохранения в них витаминов группы «Б». Причины Увеличения веса и объёма при варки.
Практические работы- Подготовка к варки круп, бобовых и макаронных изделий.
Определение необходимого количества жидкости при варке каш различной
консистенции и гарниров их крупы, бобовых и макаронных изделий. Сервировка
и подача к столу.
Варианты объектов труда - Каши, гарниры из риса и макаронных изделий.
Основные теоретические сведения - Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Виды молока и молочных продуктов. Питательная ценность и химический состав молока. Условия и сроки его хранения. Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов.
Практические работы - Первичная обработка крупы. Приготовление молочного супа и молочной каши. Приготовление простокваши, творога в домашних условиях. Приготовление блюда из кисломолочных продуктов. Сервировка и подача к столу
Варианты объектов труда - Молочный суп, молочная каша, сырники, запеканка из творога.
Основные теоретические сведения - Обеспечение сохранности продуктов. Посуда для приготовления пищи в походных условиях. Природные источники воды. Способы обеззараживания воды. Способы разогрева и приготовление пищи в походных условиях. Соблюдение мер противопожарной безопасности. Сервировка и подача к столу.
Практические работы- Расчет количества, состава и стоимости продуктов.
Основные теоретические сведения - Сахар, его роль в кулинарии и в питании человека. Роль десерта в праздничном обеде. Желирующие и ароматические вещества, используемые для приготовления блюд и десерта.
Практические работы - Приготовление желе, пудингов, суфле. Приготовление компота из свежих, сушенных. Мороженых фруктов и ягод. Украшение десертных блюд свежими или консервированными ягодами и фруктами. Сервировка и подача к столу.
Варианты объектов труда - Фруктовое желе, компоты, суфле.
Целью данного курса является формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
В процессе обучения учащиеся:
Познакомятся:
с первичной и тепловой обработкой овощей, птицы, рыбы, мяяса;
с правилами питания, направленными на сохранение и укрепление здоровья;
с правилами этикета, связаных с питанием, осознанием того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
Овладеют:
специальными умениями, необходимыми для поиска технологической информации, создание продуктов труда, введение домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных планов, безопасными приёмами труда.
навыками правильного питания как составной частью здорового питания.
развиваются навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни.
развиваются представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
развиваются творческие способности, кругозор подростков, их интерес к познавательной деятельности.
Развиваются коммуникативные навыки у школьников, умение эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
Формы обучения:
Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Ролевые игры оказываются весьма эффективными при освоении учеников навыков поведения в различных ситуациях (учащиеся должны продемонстрировать варианты поведения в кафе – игра «Кафе»).
Ситуационная игра предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на конкретный результат (предлагается набор продуктов необходимо придумать блюдо и составить техкарту).
Проектная деятельность основывается на творчестве, самостоятельной работе подростков для решения поставленной задачи (приготовить блюдо и представить его).
Дискуссия, обсуждение. Основная задача заключается в формировании у учащегося личной позиции в отношении того или иного вопроса.
Сроки реализации
Срок реализации программы 2021-2022 учебный год.
На изучение программы «Хозяюшка» отводится по 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч.
Ценностные ориентиры содержания программы
В результате обучения учащиеся овладеют:
знаниями о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;
навыками укрепления здоровья;
знаниями о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья и готовности выполнять эти правила;
навыками правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Результаты изучения программы:
Личностными результатами освоения учащимися программы являются:
проявление познавательных интересов и активности в области питания;
овладение установками, нормами и правилами здорового питания;
готовность и способность делать осознанный выбор набора продуктов для личного питания, в том числе: ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные продукты, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
способность и готовность к освоению систематических знаний о питании, самостоятельному пополнению продуктов, переносу и приготовлению;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;
Ожидаемый результат:
-по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию материалов, необходимых для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами
-умения оценивать свои интересы и склонность к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные планы, навыки самостоятельного -планирования и ведения домашнего хозяйства.
формирование культуры труда, уважительное отношение к труду и результатам труда.
-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности.
Курсом предусмотрено изучение тем:
1.Гигиена приготовления пищи.
2. Техника безопасности на занятиях, кухонные приборы и их роль в жизни человека.
3. Сервировка стола. Правила поведения за столом.
4. Польза овощей и фруктов.
5.Работа с нормативно-технологической документацией.
6. Бутерброды и горячие напитки.
7. Изделия из дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного теста.
8. Блюда из рыбы.
9. Мясные блюда.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название тем | всего | план | факт |
| Вводный инструктаж по ТБ. Вводное занятие | 1 | 2.09 | |
| Гигиена приготовления пищи | 1 | 9.09 | |
| Техника безопасности на занятиях, кухонные приборы и их роль в жизни человека | 1 | 16.09 | |
| Сервировка стола. Правила поведения за столом | 2 | 23.09 | |
| Польза овощей. Состав витаминов и минералов. Первичная обработка овощей. | 2 | 30.09 | |
| Фигурная нарезка овощей | 2 | 6.10 | |
| Разработка технологической и калькуляционной карты, знакомство со сборником рецептур | 2 | 13.10 | |
| Карвинг из овощей и фруктов. | 2 | 20.10 | |
| Современная кулинария (приготовление сложного салата) | 2 | 27.10 | |
| Приготовление супа | 2 | 3.11 | |
| Заготовка продуктов, консервирование. | 2 | 10.11 | |
| Бутерброды и горячие напитки | 2 | 17.11 | |
| Приготовление бутербродов | 2 | 24.11 | |
| Польза фруктов и сухофруктов | 1 | 1.12 | |
| Приготовление какао, компота | 1 | 8.12 | |
| Изделия из дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного теста. | 2 | 15.12 | |
| Печенье песочное (рыбки) |
| Приготовление из дрожжевого теста | 2 | 22.12 | |
| Приготовление курника | 2 | 29.12 | |
| Приготовление шарлотки | 2 | 12.01 | |
| Приготовление печенья из песочного теста | 2 | 19.01 | |
| Приготовление изделия из слоеного теста | 2 | 26.01 | |
| Родина яблок, блюда из яблок | 2 | 2.02 | |
| Разделка рыбы | 2 | 9.02 | |
| Блюда из рыбы |
| Разделка мяса, содержание в нем витамин и полезных веществ | 1 | 16.02 | |
| Мясные блюда | 2 | 23.02 | |
| Приготовление гуляша |
| Блюда из птицы, разделка, состав полезных веществ | 2 | 2.03 | |
| Приготовление рулета из мяса птицы |
| Блюда из яиц | 2 | 16.03 | |
| Приготовление омлета |
| Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. | 2 | 23.03 | |
| Приготовление рассольника |
| Приготовление макарон отварных | 2 | 30.03 | |
| Блюда из молока и кисломолочных продуктов | 2 | 6.04 | |
| Приготовление манника | 2 | 13.04 | |
| Приготовление в походных условиях | 2 | 20.04 | |
| Приготовление каши пшенной с тушонкой | 2 | 27.04 | |
| Сладкие блюда и напитки. | 2 | 4.05 | |
| Приготовление фруктового желе | 2 | 11.05 | |
| Итоговое занятие проект и его защита | 4 | 18-15.05 | |
Итого | 68 |
Методическое обеспечение прилагается
Список используемой литературы
1.Конституция Российской Федерации, ст. 43
2.Конвенция о правах ребенка
3.Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. Мудрость воспитания
4.Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В., Рыбинский Г.М. возрастные стандарты социализации детей, Москва, 1991
5.Иконников Г.Г.Социальная адаптация. Программа подготовки детей к самостоятельной жизни и преодолению трудностей социализации. Нижегородский гуманитарный центр, 1998
6.Сборник рецептур 1996г.
7.Головков А. Кухня без секретов, Москва, 1991.
8.Новоженов Ю.М., Титюнник А.И. Кулинарная характеристика блюд:
Общественного питания.
9.Национальные кухни наших народов.-М.:Центрполиграф,1997.
10.Национальная и зарубежная кухня. Похлебкин В.В
11.Из истории русской кулинарной культуры. –М.: Центрполиграф, 1996.
Литература:
Программа «Разговор о здоровом питании» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
Программа «Две недели в лагере здоровья» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
Программа «Формула правильного питания» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
«Примерная программа по окружающему миру» М.: «Просвещение», 2010.
«Программа по окружающему миру» Плешакова А. А. М.: «Просвещение», 2011.
«Программа по окружающему миру» Плешакова А. А. М.: «Просвещение», 2011.
«Примерная программа по технологии» Стандарты второго поколения. М.: «Просвещение», 2010.
Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. «Две недели в лагере здоровья» «ОЛМА-ПРЕСС» М., 2003;
М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева рабочая тетрадь «две недели в лагере здоровья»
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильной питании / Методическое пособие – М, Олма-Медиа Групп, 2007 г.;
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильной питании» – М., Олма-Медиа Групп, 2004 г.;
Брехман И. И. «Введение в Валеологию – науку о здоровье»
Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997
Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987
Витамины. Под редакцией Смирнова М.П. – М.: Медицина, 1974 г.
Езушина Е.В. Азбука правильного питания. Дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки.- Волгоград: Учитель, 2008
Касаткина В.Н., Щеплягина Л.А., Здоровье, учебно-методическое пособие для учителей, РОО «Образование и здоровье», М., 2007
Студеникина М.Я. Книга о здоровье детей. М., 1986 287 с.
Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002. 400с.
Справочник по детской диетике. М., 1977. 377с.
Похлебкин В.В. М., 1977. 340 с.
Сорока Н.Ф. Питание и здоровье. Минск: Беларусь. 1994. 350 с.
Сборник рецептур
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красноуральская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района» Оренбургской области
ПРИНЯТО На педагогическом совете Протокол от 26.08.2021г. №1 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ___________О.В. Ханайкина «25» августа 2021г. | УТВЕРЖДАЮ И.о.директора МБОУ «Красноуральская СОШ» ____________В.С Старостина Приказ от __.__.20__г. №145/1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Кружка
«Хозяюшка»
на 2021-2022 учебный год
Учитель технологии: Жабина О.В.
1К, стаж 5 лет
с. им. 9 Января
2021 г.