СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс "Физика 7. Решение задач"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На изучение физики в 7 классах по программе отводится 68 часов, т.е. 2 часа в неделю. Этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением физики.

Программа ориентирует на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, на формирование углубленных знаний и умений

Просмотр содержимого документа
«Курс "Физика 7. Решение задач"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа№2

города ИскитимаНовосибирскойобласти


Рассмотрено на ШМО:

Протокол № _______ от ____________

УТВЕРЖДЕНО:

Протокол педсовета № ____от ___________


Руководитель: ( Белич Ю.П. )

Директор школы: (Рыбцев А.А.)














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«решение задач по физике»

7 класс









Составитель: учитель первой

квалификационной категории

Гильденбрандт

Лилия Викторовна













Искитим 2021













Рабочая программа по предмету

«решение задач по физике»

для учащихся 7 классов Срок реализации – 1 год


Пояснительная записка


Программа факультативного курса «Решения задач по физике» для обучающихся 7классов разработана на основе:

  • Программы элективного курса по физике «Методы решения физических задач». Автор программы: Н.И.Зорин. Москва «ВАКО» 2007г. и

  • Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы. Авторская программа Е.М. Гутник, А. В. Перышкин. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7—11 классы» / составители: В.А.Коровин, В.А.Орлов издательство - М.: Дрофа, 2009.

На изучение физики в 7 классах по программе отводится 68 часов, т.е. 2 часа в неделю. Этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением физики.

Программа ориентирует на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, на формирование углубленных знаний и умений

Актуальность программы: большое внимание уделяется развитию креативных способностей и логического мышления через решение качественных, расчётных, графических, комбинированных экспериментальных задач, что способствует осуществлению дидактического принципа единства теории и практики в процессе обучения физики, интеграции наук (биологии, математики, физики), формированию профориентационной направленности, интеграции учебных занятий с жизненной практикой.

Необходимость разработки данной программы вызвана отсутствием типовых программ факультативных занятий.

Новизна: предусматривает изучение в тесной связи науки и повседневной жизни. Дополняя и углубляя базовый курс средней школы. Позволяет понять и выбрать необходимые оптимальные методы для решения той или иной физической задачи, успешнее ориентироваться в применении обширного теоретического материала на практике.

Целью программы является совершенствование познавательной сферы обучающихся и обеспечение таких условий, где одаренный ребенок сможет достигнуть максимально возможного для него уровня развития.



Задачи:

1. Обучить школьников новым методам и приемам решения нестандартных физических задач.

2. Сформировать умения работать с различными источниками информации.

3. Выработать исследовательские умения.

4. Познакомить обучающихся с исходными физическими теориями и присущими им структурами, системой основополагающих постулатов и принципов, понятийным аппаратом.

5. Сформировать представление о современной физической картине мира, о месте изучаемых теорий в современной ЕКМ и границах применимости.

6. Углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении курса, подборке познавательных нестандартных задач.

Отличительная особенность данной программы в максимальной ориентации на междисциплинарный подход в обучении, на развитие самостоятельности детей, их самопознания, самооценки, теоретическая и исследовательская основа, гибкость и вариативность учебного процесса.

Программа содержит как теоретическую часть, так и комплекс задач и тестов для обобщения изученного материала и расширения программы. В данном случае речь идёт не о накоплении массы задач, а о выработке алгоритма решения задач по ключевым темам. Обучающиеся при работе по данному факультативному курсу должны развить уже имеющиеся навыки решения задач, освоить основные методы и приёмы решения физических задач, приобрести навыки работы с тестами. На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи. Отдаётся предпочтение задачам, приближенным к практике, родившимся под влиянием эксперимента.

Технологии, используемые в организации занятий:

  • Проблемное обучение,

  • Проектная технология, которая помогает готовить учащихся к жизни в

Условиях динамично меняющегося общества.

При проведении занятий предусмотрена реализация дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.



Для организации занятий используются следующие формы:

  • Лекционное изложение материала;

  • Эвристические беседы;

  • Практикумы по решению задач;

  • Уроки-исследования;

  • Работа в малых группах;

  • Домашние эксперименты.

Формами контроля являются:

  • Самостоятельная работа по решению задач;

  • Письменные отчёты по результатам проведённых исследовательских работ;

  • Сообщения по результатам выполнения домашних экспериментальных заданий;

Данная программа предполагает следующие результаты:

  • Овладение школьниками новыми методами и приемами решения

Нестандартных физических задач.

Осознанный выбор в пользу предметов естественно-математического цикла.

Программа рассчитана на обучающихся 7 классов.

Количество часов 18

Количество часов в неделю -1 (полугодие)

Ожидаемый образовательный результат

-успешная самореализация школьников в учебной деятельности;

-место и значимость физики в жизни

-умение ставить простейшие исследовательские задачи и решать их доступныит средствами;

-представлять полученные результаты;

-работа в коллективе;

-умение искать, отбирать и оценивать информацию (под руководством учителя);

-систематизировать знания;

-возможность обоснованного выбора профессиональной ориентации;



Материально – технические средства, используемые для данного курса:

  • «Открытая физика» Полный мультимедиа курс физики / ФИЗИКОН

  • Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория. /1С: образовательная коллекция.

  • Физика. 8 класс /1С: образовательная коллекция.

  • Физика. Интерактивные творческие задания 7-9 /ЗАО «Новый диск»

  • Типовое оборудование кабинета физики, самодельные приборы для

Проведения практических работ.

  • Компьютер и проектор для презентаций учеников.

Используемая литература:

1. Авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. 7 -9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений Физика. Астрономия. 7-11 классы» / составители: В.А. Коровин, В.А. Орлов – М.: Дрофа, 2009.

2. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. Физика – 8. / Кирик Л.А. – М.: Илекса, 2004

3. «Физическая олимпиада» В.И. Лукашик.

4. Сборник задач по физике. 7-9 класс / А.В. Пёрышкин; Сост. Н.В. Филонович. - М.: Издательство «Экзамен», 2009.

5. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7 – 11 классах общеобразовательных учреждений: Дидактический материал /О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов. М.: Просвещение, 2009

6. Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».

7. Научно-методический журнал «Физика в школе», издательство «Школа – Пресс».

8. Занимательные опыты по физике в 7 – 8 классах. Книга для учителя. /Горев Л.А. – М.: Просвещение, 1985.

9. Увлекательная физика: сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов/ Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. – М.: АРКТИ, 2001

10. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. – М.: Просвещение, 200

Программа

1. Введение (1 ч.)

Понятие о физических величинах. Система единиц, измерение физических величин, эталон. Роль эксперимента при введении физических величин. Понятие о прямых и косвенных измерениях.
Измерительные приборы, цена деления шкалы прибора, инструментальная погрешность. Правила пользования измерительными приборами, соблюдение техники безопасности.

2. Первоначальные сведения о строении вещества. (2ч).

Молекулы. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Диффузия.

3. Взаимодействие тел.  (6 ч).

Понятия: механическое движение, путь, время, скорость равномерного движения. Средняя скорость неравномерного движения. Графики движений. Масса. Плотность. Способы Сила. Прибор для измерения силы. Сила тяжести и упругости.

4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. (5ч).

Давление. Способы измерения давления твердых тел, жидкостей и газов. Примеры различных значений этих величин в живой природе и технике

Сила Архимеда. Закон Архимеда. Условия плавания тел.

5. Работа. Мощность. Энергия. (5ч)

Понятия: работа, мощность, энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, «золотое» правило механики. Условие равновесия.





















Учебно-тематический план



ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ 7 класс «Решение задач»





п/п

Тема

Количество часов

В том числе

Теоретический

Практический

1.

Введение

1

1


2.

Первоначальные сведения о строении вещества.

2


1

3.

Взаимодействие тел.

6

3

1

4.

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

5

2

1

5.

Работа и мощность. Энергия.

5

1

2


Итого:

19

7

5

























Календарно-тематическое планирование на 2021-22 учебный год


№ урока

№ урока по теме

Тема

Теория

Практика

7 класс

    1. ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

1

1

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений

1


2. Первоначальные сведения о строении вещества (2 ч)

2

1

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах



3

2

Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов


1

3. Взаимодействие тел (6 ч)

4

1

Механическое движение

1


5

2

Взаимодействие тел



6

3

Масса тела. Единица массы

1


7

4

Решение задач по теме «Масса тела. Плотность вещества»



8

5

Сила

1


9

6

Трение. Трение в природе и технике.


1

4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (5 ч)

10

1

Давление.

1


11

2

Давление в жидкости и газе

1


12

3

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда


1

13

4

Решение задач «Давление в жидкости и газе»



14

5

Решение задач «Архимедова сила. Плавание тел»



5. Работа и мощность. Энергия (5 ч)

15

1

Решение задач «Механическая работа. Мощность»


1

16

2

Рычаги

1


17

3

КПД. Решение задач



18

4

Потенциальная и кинетическая энергии


1

19

5

Решение задач «Энергия»




10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!