муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа№2
города ИскитимаНовосибирскойобласти
Рассмотрено на ШМО: Протокол № _______ от ____________ | УТВЕРЖДЕНО: Протокол педсовета № ____от ___________ |
Руководитель: ( Белич Ю.П. ) | Директор школы: (Рыбцев А.А.) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«решение задач по физике»
7 класс
Составитель: учитель первой
квалификационной категории
Гильденбрандт
Лилия Викторовна
Искитим 2021
Рабочая программа по предмету
«решение задач по физике»
для учащихся 7 классов Срок реализации – 1 год
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Решения задач по физике» для обучающихся 7классов разработана на основе:
Программы элективного курса по физике «Методы решения физических задач». Автор программы: Н.И.Зорин. Москва «ВАКО» 2007г. и
Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы. Авторская программа Е.М. Гутник, А. В. Перышкин. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7—11 классы» / составители: В.А.Коровин, В.А.Орлов издательство - М.: Дрофа, 2009.
На изучение физики в 7 классах по программе отводится 68 часов, т.е. 2 часа в неделю. Этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением физики.
Программа ориентирует на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, на формирование углубленных знаний и умений
Актуальность программы: большое внимание уделяется развитию креативных способностей и логического мышления через решение качественных, расчётных, графических, комбинированных экспериментальных задач, что способствует осуществлению дидактического принципа единства теории и практики в процессе обучения физики, интеграции наук (биологии, математики, физики), формированию профориентационной направленности, интеграции учебных занятий с жизненной практикой.
Необходимость разработки данной программы вызвана отсутствием типовых программ факультативных занятий.
Новизна: предусматривает изучение в тесной связи науки и повседневной жизни. Дополняя и углубляя базовый курс средней школы. Позволяет понять и выбрать необходимые оптимальные методы для решения той или иной физической задачи, успешнее ориентироваться в применении обширного теоретического материала на практике.
Целью программы является совершенствование познавательной сферы обучающихся и обеспечение таких условий, где одаренный ребенок сможет достигнуть максимально возможного для него уровня развития.
Задачи:
1. Обучить школьников новым методам и приемам решения нестандартных физических задач.
2. Сформировать умения работать с различными источниками информации.
3. Выработать исследовательские умения.
4. Познакомить обучающихся с исходными физическими теориями и присущими им структурами, системой основополагающих постулатов и принципов, понятийным аппаратом.
5. Сформировать представление о современной физической картине мира, о месте изучаемых теорий в современной ЕКМ и границах применимости.
6. Углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении курса, подборке познавательных нестандартных задач.
Отличительная особенность данной программы в максимальной ориентации на междисциплинарный подход в обучении, на развитие самостоятельности детей, их самопознания, самооценки, теоретическая и исследовательская основа, гибкость и вариативность учебного процесса.
Программа содержит как теоретическую часть, так и комплекс задач и тестов для обобщения изученного материала и расширения программы. В данном случае речь идёт не о накоплении массы задач, а о выработке алгоритма решения задач по ключевым темам. Обучающиеся при работе по данному факультативному курсу должны развить уже имеющиеся навыки решения задач, освоить основные методы и приёмы решения физических задач, приобрести навыки работы с тестами. На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи. Отдаётся предпочтение задачам, приближенным к практике, родившимся под влиянием эксперимента.
Технологии, используемые в организации занятий:
Проблемное обучение,
Проектная технология, которая помогает готовить учащихся к жизни в
Условиях динамично меняющегося общества.
При проведении занятий предусмотрена реализация дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.
Для организации занятий используются следующие формы:
Лекционное изложение материала;
Эвристические беседы;
Практикумы по решению задач;
Уроки-исследования;
Работа в малых группах;
Домашние эксперименты.
Формами контроля являются:
Самостоятельная работа по решению задач;
Письменные отчёты по результатам проведённых исследовательских работ;
Сообщения по результатам выполнения домашних экспериментальных заданий;
Данная программа предполагает следующие результаты:
Нестандартных физических задач.
Осознанный выбор в пользу предметов естественно-математического цикла.
Программа рассчитана на обучающихся 7 классов.
Количество часов 18
Количество часов в неделю -1 (полугодие)
Ожидаемый образовательный результат
-успешная самореализация школьников в учебной деятельности;
-место и значимость физики в жизни
-умение ставить простейшие исследовательские задачи и решать их доступныит средствами;
-представлять полученные результаты;
-работа в коллективе;
-умение искать, отбирать и оценивать информацию (под руководством учителя);
-систематизировать знания;
-возможность обоснованного выбора профессиональной ориентации;
Материально – технические средства, используемые для данного курса:
«Открытая физика» Полный мультимедиа курс физики / ФИЗИКОН
Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория. /1С: образовательная коллекция.
Физика. 8 класс /1С: образовательная коллекция.
Физика. Интерактивные творческие задания 7-9 /ЗАО «Новый диск»
Типовое оборудование кабинета физики, самодельные приборы для
Проведения практических работ.
Используемая литература:
1. Авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. 7 -9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений Физика. Астрономия. 7-11 классы» / составители: В.А. Коровин, В.А. Орлов – М.: Дрофа, 2009.
2. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. Физика – 8. / Кирик Л.А. – М.: Илекса, 2004
3. «Физическая олимпиада» В.И. Лукашик.
4. Сборник задач по физике. 7-9 класс / А.В. Пёрышкин; Сост. Н.В. Филонович. - М.: Издательство «Экзамен», 2009.
5. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7 – 11 классах общеобразовательных учреждений: Дидактический материал /О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов. М.: Просвещение, 2009
6. Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».
7. Научно-методический журнал «Физика в школе», издательство «Школа – Пресс».
8. Занимательные опыты по физике в 7 – 8 классах. Книга для учителя. /Горев Л.А. – М.: Просвещение, 1985.
9. Увлекательная физика: сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов/ Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. – М.: АРКТИ, 2001
10. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. – М.: Просвещение, 200
Программа 1. Введение (1 ч.)
Понятие о физических величинах. Система единиц, измерение физических величин, эталон. Роль эксперимента при введении физических величин. Понятие о прямых и косвенных измерениях.
Измерительные приборы, цена деления шкалы прибора, инструментальная погрешность. Правила пользования измерительными приборами, соблюдение техники безопасности.
2. Первоначальные сведения о строении вещества. (2ч).
Молекулы. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Диффузия.
3. Взаимодействие тел. (6 ч).
Понятия: механическое движение, путь, время, скорость равномерного движения. Средняя скорость неравномерного движения. Графики движений. Масса. Плотность. Способы Сила. Прибор для измерения силы. Сила тяжести и упругости.
4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. (5ч).
Давление. Способы измерения давления твердых тел, жидкостей и газов. Примеры различных значений этих величин в живой природе и технике
Сила Архимеда. Закон Архимеда. Условия плавания тел.
5. Работа. Мощность. Энергия. (5ч)
Понятия: работа, мощность, энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, «золотое» правило механики. Условие равновесия.
Учебно-тематический план
ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ 7 класс «Решение задач»
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе |
Теоретический | Практический |
1. | Введение | 1 | 1 | |
2. | Первоначальные сведения о строении вещества. | 2 | | 1 |
3. | Взаимодействие тел. | 6 | 3 | 1 |
4. | Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. | 5 | 2 | 1 |
5. | Работа и мощность. Энергия. | 5 | 1 | 2 |
| Итого: | 19 | 7 | 5 |
Календарно-тематическое планирование на 2021-22 учебный год |
№ урока | № урока по теме | Тема | Теория | Практика |
7 класс |
|
1 | 1 | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений | 1 | |
2. Первоначальные сведения о строении вещества (2 ч) |
2 | 1 | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах | | |
3 | 2 | Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов | | 1 |
3. Взаимодействие тел (6 ч) |
4 | 1 | Механическое движение | 1 | |
5 | 2 | Взаимодействие тел | | |
6 | 3 | Масса тела. Единица массы | 1 | |
7 | 4 | Решение задач по теме «Масса тела. Плотность вещества» | | |
8 | 5 | Сила | 1 | |
9 | 6 | Трение. Трение в природе и технике. | | 1 |
4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (5 ч) |
10 | 1 | Давление. | 1 | |
11 | 2 | Давление в жидкости и газе | 1 | |
12 | 3 | Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда | | 1 |
13 | 4 | Решение задач «Давление в жидкости и газе» | | |
14 | 5 | Решение задач «Архимедова сила. Плавание тел» | | |
5. Работа и мощность. Энергия (5 ч) |
15 | 1 | Решение задач «Механическая работа. Мощность» | | 1 |
16 | 2 | Рычаги | 1 | |
17 | 3 | КПД. Решение задач | | |
18 | 4 | Потенциальная и кинетическая энергии | | 1 |
19 | 5 | Решение задач «Энергия» | | |
10