Тема | КВН по русскому языку в 8 классе |
Тип занятия | игровой |
Цель | повторить и систематизировать знания учащихся по теме «Лингвистика» |
Задачи | Образовательная – закрепить, обобщить и систематизировать знания, проверить теоретические знания учащихся и их практические навыки. Развивающая – формирование интеллектуальных умений: развивать умение связно излагать свои мысли в устной форме с учетом ситуации общения; развивать умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, доказывать. увеличить словарный запас учеников; Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, воспитывать аккуратность, внимательное отношение к ответам товарищей. развить умение учащихся работать в группах. |
Планируемые результаты |
личностные | метапредметные | предметные |
внимательное отношение к ответам товарищей, развитие умения учащихся работать в группах, активизировать творческие силы учащихся, их способности, развить умение связно излагать свои мысли в устной форме с учетом ситуации общения. | Регулятивные: планирование своей деятельности, самоконтроль, рефлексия. Коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров. Познавательные: умение формулировать ответы на вопросы, критическое осмысление полученных знаний, умение применения на практике. | увеличить словарный запас учеников; умение находить, исправлять пунктуационные и орфографические ошибки, |
Организация образовательного процесса |
Межпредметные связи | Методы обучения | Формы работы |
Литература, творчество, языкознание, история. | Деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии, наглядный, практический. | Групповая |
Оборудование | доска, мел, бумага, раздаточный материал,ручки |
Технология повторения темы |
Ход занятия | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
I.Оргмомент. | Эмоционально-положительный настрой на занятие Правила игры: - дисциплина, при выкрикивании снимаются баллы; - внимательно выслушивать задания; - советоваться с командой; - отвечать должны все участники команды. Победителем игры считается команда, набравшая наибольшее количество баллов. | Целеполагание. Рассаживаются по группам. | |
2. Станция «Пословицы» | Объясняет правило игры. | Называют пословицы | |
3. Станция «Дерево мудрости » | Объясняет правило игры. | Команды отвечают на вопросы . | |
4. Станция «Расшифруй». | Объясняет правило игры. | Каждая команда расшифровывает предложение. | |
5Станция «Кто больше?» | Объясняет правило игры. | Команды составляют короткие слова из слова грамматика | |
6. Станция «Фразеологизмы». | Объясняет правило игры. | Заменяют фразеологизм одним словом | |
7 .Станция «О разном « | Объясняет правило игры. | Отвечают на вопросы | |
III. Рефлексия. | Благодарит на проделанную работу. Организует оценочные высказывания обучающихся; беседу, связывая результаты занятия с его целями Оценивают занятие (прицепляют к «Паровозу Радости» вагончики) Красный – занятие прошло полезно, плодотворно. Голубой – занятие хорошее. Желтый – иногда на занятии мне было неинтересно | Рефлексия своих действий, подводят итоги занятия. | |
IV. Итог занятия. | Анализирует деятельность учащихся на занятии. Жюри объявляет итоги. | | |
V. Релаксация | Упражнение (физкультминутка). | | |
Задания для команд.
1. Станция " Грамотей"
А Найти ошибки и исправить их. Комерсант, количество, коллега, колоквиум, коллежский, коллектив, коллекция, колизия, колонтитул, командор, коммедия, коментарий, коммерческий, комивояжер, коммутатор.
Б Спишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Я уверен что для полного овл…дения русским языком, для того чтобы (не)потерять чу…ство языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами ,водами, старыми ивами с п…р…свистом птиц и с каждым цв…тком что кивает г…л…вой (из)под куста лещины. Тогда все слова оживают крепнут нап…лняют(ь)ся выразительной силой. Тогда (за)каждым таким словом видиш… и чу…ствуеш… то, о чем говориш… а (не)произносиш… его машинально по одной привычке. (по К.Г.Паустовскому)
2.Станция « Пословицы»
Продолжите пословицы. Называют начало, надо закончить
1Ученье — свет, а …(неученье- тьма)
2Ученью — время, игре — …(час)
3Грамоте учиться —…( вперед пригодится)
4За ученого трех…( неученых дают).
5Знай больше, а говори…( меньше)
6Знайка по дорожке бежит, а незнайка…( на печи лежит).
7И медведя плясать…( учат)
8Книги читай, а дела…( не забывай)
9Корень ученья горек, да…( плод его сладок)
10Красна птица перьем, а…( человек ученьем)
11Кто хочет много знать, тому …(мало надо спать)
12Мир освещается солнцем, а …(человек знанием)
13Не стыдно не знать, стыдно…(не учиться)
14Повторение — …(мать учения)
3.Станция «Дерево мудрости »
Участвуют все члены команды. По очереди буду задавать вопросы командам, на которые они должны будут ответить. Если не знают ответ, отвечает другая команда.
1 Какая часть речи обозначает признак предмета: наречие или прилагательное? (прилагательное)
2 И – это гласный или согласный звук? (гласный)
3 «Степан Степаныч Жилин просыпается в необычно пасмурном настроении». Это простое или сложное предложение?(простое)
4 Как называются такие существительные: кафе, табло, пальто, купе?(несклоняемые)
5 Начался снегопад. Это распространённое или нераспространённое предложение? (нераспространённое)
6 Как называются слова одной и той же части речи с противоположным значением. Омонимы, синонимы или антонимы? (антонимы)
7 Продолжите. Дополнения бывают прямые и …(косвенные)
8 Как мы назовём женщину, которая живёт в Москве? (Москвичка)
9 Бег, бегать, бегун, бегство, беговая. Как называются такие слова в русском языке? (однокоренные)
10 Назовите второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство)
11 Лошадь – это существительное мужского или женского рода? (женского)
12 Как называется часть речи, которая обозначает действие предмета?(глагол)
13 Какая часть речи обозначает количество предметов, число, и порядок предметов при счёте? (имя числительное)
14 Двухсотый километр, восьмой ряд – это количественные или порядковые числительные? (порядковые)
15 Какие слова называются неологизмами? (новые)
16 Как пишутся предлоги с местоимениями? (раздельно)
17 Какие буквы не обозначают звуков? (ъ, ь)
18 Какое местоимение изменяется по родам?( личное)
19 Имя числительное – это член предложения или часть речи? (часть речи)
20 В приставках на З и С, когда пишется З, а когда С? (перед звонкими З, перед глухими С).
21У какого местоимения нет именительного падежа? (возвратного)
22 Подберите синоним к слову БОЛЬШОЙ. (огромный, громадный)
23 К какому роду относятся эти существительные: конферансье, мсье? (мужскому)
24 Какие глаголы называются ВОЗВРАТНЫМИ? (на –ся, -сь)
25 Подберите антоним к слову далёкий (близкий)
26 Что означает слово «автобиография»? (описание своей жизни)
27 Полметра. Как пишется ПОЛ- : слитно, раздельно или через дефис? (слитно)
28 Что означает слово пейзаж? (художественное описание картины природы)
29 Закончите пословицу: «От одного порченого яблока..(целый воз загнивает).
30 Отгадайте загадку: «На солнышке стоит и усами шевелит». (рожь)
31 Что означает слово ГОРНИЦА? (комната)
32Подлежащее – это член предложения или часть речи? (член предложения)
33 Назовите псевдоним Анны Андреевны Горенко (Ахматова)
34 «Человек без селезёнки». Какой писатель так о себе говорил? (А.П.Чехов)
35Самостоятельная часть речи, имеющая совершенный и несовершенный вид, называется…(глаголом)
36 Правила употребления знаков препинания изучает …(пунктуация)
4.Станция «Расшифруй».
Какая команда быстрее расшифрует предложение.
Акк сивкра скийрус якыз !
( Как красив русский язык !)
5.Станция «Кто больше ?».
Перед командами ставится слово ГРАММАТИКА. За 2 минуты команды должны составить как можно больше коротких слов из данного. При проверке каждая команда читает по 1 слову. Если это слово есть и у других команд, то оно вычёркивается. Например – грамм, мама,кит, мак, кара, карат, тир, тик, гамма, рама,рак.
6.Станция « Фразеологизмы». Заменить фразеологизм одним словом.
Не покладая рук (усердно)
Надуть губы (обидеться)
Спустя рукава (небрежно)
В час по чайной ложке (медленно)
Сесть в лужу (опозориться)
Вставлять палки в колеса (мешать)
На всех парусах (быстро)
8. Клевать носом (засыпать)
7.Станция «О разном «
Вопросы 1 команде
1.Главный член предложения ,обозначающий предметы(подлежащее).
2.Второстепенный член предложения ,обозначающий место, время(обстоятельство).
3.Раздел науки о языке ,в котором изучаются словосочетания и предложения(синтаксис).
4.Слово, называющее того, к кому обращаются (обращение).
5 .Слово или выражение , употребленное в переносном значении на основе сходства ,которое наблюдается у предметов или явлений(метафора).
6.Особая форма глагола ,которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какие?(причастие)
Вопросы 2 команде
1.Разговор двух или нескольких лиц(диалог).
2.Главный член предложения, обозначающий действие предмета(сказуемое).
3.Раздел науки о языке, в котором изучаются правила постановки знаков препинания (пунктуация).
4.Часть речи, которая указывает на предмет,лицо, признак , качество, но не называет их (местоимение).
5.Как называется наименьшая, далее неделимая часть слова (морфема)
6. Сопоставление двух явлений . с целью пояснить один предмет или явление при помощи другого(сравнение).
Использованная литература:
Косивцова Л.И. Предметные недели в школе: русский язык и литература. Волгоград: «Учитель», 2002.
Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе. Волгоград: «Учитель», 2002.
Сенина Н.А. и др. Русский язык. Тесты для промежуточной аттестации 5-й класс. Ростов-на-Дону. «Легион», 2010
Сенина Н.А. и др. Русский язык. Тесты для промежуточной аттестации 6-й класс. Ростов-на-Дону. «Легион», 2010
http:// zanimatika.narod.ru\Nachalka8.htm