Внутреннее строение корня в связи с его функциями
Методические рекомендации:
Внутреннее строение корня
Корень – осевой вегетативный орган растения. Он обладает неограниченным верхушечным ростом и радиальной симметрией, с положительным геотропизмом (растет верхушкой вниз).

Рис. 1 Внутреннее строение корня
Верхушка корня всегда прикрыта корневым чехликом. Он состоит из постоянно обновляющихся, тонкостенных живых клеток. Надежно защищает нежные делящиеся клетки от повреждения твердыми частицами почвы. Когда корень продвигается в почве, старые клетки слущиваются, а новые нарастают. Кроме того, наружные клетки корневого чехлика выделяют слизь, облегчающую продвижение корня в почве. У водных растений корневого чехлика нет, вместо него имеется другое образование – водяной кармашек. В клетках находятся кристаллы, с помощью их корень чувствует центр Земли – положительный геотропизм (рис. 2).

Рис. 2 Положительный геотропизм корня
Зона деления – это клетки, постоянно делящиеся, т.е. образовательная ткань. Эта зона очень маленькая, и составляет около 1 мм. За счет нее корень растет в длину.
Зона растяжения (роста) – гладкий участок корня протяженностью 6-9 мм – располагается выше зоны деления. Клетки в этой зоне интенсивно растут, вытягиваются по длине корня и начинают дифференцироваться. Деление же у них почти отсутствует.
Зона всасывания, называемая также зоной корневых волосков – следующая зона корня.

Рис. 3 Строение корневого волоска
Ее продолжительность – до нескольких сантиметров. Отличительное свойство этой зоны – наличие корневых волосков – выростов клеток кожицы корня размером от 1-2 мм до 20 мм. Эти волоски в десятки раз увеличивают площадь всасывающей зоны корней (например, у ржи около 14 млрд. корневых волосков суммарная длина которых более 10 000 км). Внешне корневые волоски выглядят как нежный белый пушок. Продолжительность жизни корневых волосков – 10-20 дней. В зоне корневых волосков происходит активное всасывание воды с растворенными минеральными веществами. Клетки корневых волосков при этом работают как маленькие насосы.

Рис. 4 Поперечный срез корня в зоне всасывания
волосков. Это самая длинная и прочная часть корня с хорошо развитыми проводящими тканями. Здесь осуществляется транспорт веществ. Вверх поднимается вода с растворенными минеральными веществами (восходящий ток по сосудам), а вниз передвигаются органические вещества из листьев (нисходящий ток по ситовидным трубкам), необходимые для жизнедеятельности клеток корня. В зоне проведения образуются боковые корни (отсюда ее другое название – зона ветвления).
Зона корня | Ткань |
Корневой чехлик | Покровная |
Зона деления | Образовательная (меристема) |
Зона роста | Образовательная (меристема) |
Зона всасывания | Покровная |
Зона проведения | Проведения |
Лабораторная работа № 1
Внутреннее строение корня в связи с его функциями
Цель: рассмотреть внутреннее строение корня и показать его взаимосвязь с выполняемыми функциями.
Оборудование: проросшие семена; микропрепараты «Строение корня»; препаровальные наборы; лупы; микроскопы; рисунки «Клеточное строение корня», «Корень и его зоны».
Техника безопасности: быть осторожным при работе с лупой, микроскопом и препаровальной иглой.
Ход работы
Рассмотрите с помощью лупы корешок на проросшем семени. Каково строение и цвет кончика корня?
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Как можно определить зону всасывания?
____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассмотрите микропрепарат «Строение корня». Найдите корневой чехлик, зону деления, корневые волоски.
Укажите, что изображено на рисунке. Сделайте обозначения.

1.__________________
2.__________________
3.__________________
Прочитайте в методических рекомендациях об особенностях внутреннего строения корня в связи с его функциями.
Зарисуйте в тетради внутреннее строение корня. Обозначьте на рисунке его составные части.

1._____________________________
2._____________________________
3._____________________________
4._____________________________
5._____________________________
6._____________________________
Итоги исследований оформите в виде таблицы.
Вывод:
Зоны корня | Ткани | Особенности строения клеток | Функции |
1. Корневой чехлик | | | |
2. Зона деления | | | |
3. Зона растяжения | | | |
4. Зона всасывания | | | |
5. Зона проведения | | | |
Проблемные вопросы
Шестиклассник, рассмотрев кончик корешка под микроскопом сказал: «У корешка какой-то неряшливый, неопрятный вид, особенно верхушка на которой одета «шапочка», клетки наружного слоя неплотно прилегают друг к другу, а отдельные совсем оторваны».
Какую «шапочку» увидел ученик? Почему «шапочка» была действительно неряшливой, а клетки ее отставали друг от друга? Что вы можете сказать о клетках наружного слоя? Сможет ли расти корешок в почве, если снять чехлик? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В книге «Жизнь растения» К. А. Тимирязев пишет: «Природа здесь прибегла к уловке… корень при возможно малой затрате строительного материала в состоянии обежать возможно большее число частиц почвы, прийти с ней в возможно тесное прикосновение».
О какой уловке природы говорит К. А. Тимирязев? При помощи чего корень «в состоянии обежать возможно большее число частиц почвы»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ребята, участвуя в эстафете «Дай жизнь дереву», готовили посадочный материал для одной из улиц города. Двое мальчиков старались выкопать побольше саженцев в питомнике. Подошла вожатая и вместо похвалы ученики услышали: «Вы же больше навредили, а не помогли!» Мальчики обиженно опустили головы, а рядом с ними лежали молодые деревца с коротенькими, обрубленными корнями, отряхнутыми от почвы.
Объясните, какую ошибку допустили ребята. Как нужно правильно выкапывать деревья? Почему нельзя отряхивать почву с корней? Какую оценку вы дадите качеству их работы?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________