Лекция 4.
Тема: Понятие информации. Понятие "информация" в бытовом, естественнонаучном и техническом смыслах. Виды информации. Носители информации. Свойства информации.
Понятия: информация, сообщение, данные.
Существование области и предмета информатики немыслимо без основного ресурса – информация. Термин «информация» происходит от латинского «information», что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материальной философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение – это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.д.
В широком смысле информация – это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.
В узком смысле информация – это сведения об объекте и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.
Информатика рассматривает информацию как концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира.
Информация любой природы, зафиксированная каким-либо образом – это данные. Информация может быть зафиксирована: в книгах; на магнитной ленте, диске; в мозге человека (то есть информация – это как бы используемые данные). Физическая среда – это носитель информации. Любые данные на носителе можно представить в виде последовательности символов.
Информацией называют абстрактное содержание (содержательное значение) какого-либо высказывания, указания, описания, сообщения или известия (Манфред Брой).
Итак, в связи с информацией различаем:
· представление;
· значение;
· отношение к реальному миру (связь абстрактного с реальным).
С практической точки зрения информация всегда представляется в виде сообщения – последовательности символов. Сообщение – это символы для информации, смысл которых надо выучить.
При работе с информацией всегда есть ее источник и потребитель (получатель). Сообщение от источника к получателю передается посредством какой-либо среды – канала связи (например, воздух, в котором распространяются звуковые волны). Сообщения могут иметь различную форму представления: звуковое, графическое, последовательность символов, письмо, жесты. Для ЭВМ сообщением является: звук, графика, последовательность символов.
Для передачи одной и той же информации могут существовать различные, передающие ее сообщения. Одно и то же сообщение может передавать различную информацию.
Решающим для связи между сообщением N и информацией I является правило интерпретации (например, результат договоренности).
1. Информация – это смысл сообщения.
2. Смысл можно понять, имея правило интерпретации.
3. Информация представляется с помощью символов (знаков).
Данные превращаются в информацию, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо. Однако данные не тождественны информации. Наблюдая излучения звезд, человек получает определенный поток данных, но станут ли эти данные информацией, зависит еще от очень многих обстоятельств. В конечном случае и нужен метод – правило интерпретации. Данные становятся информацией, если известен метод и есть передача данных.
Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая. Ее отличительная черта – связь с процессами управления коллективами людей, организацией. Экономическая информация сопровождает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.
Экономическая информация – совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере.
Существенными признаками классификации экономической информации являются ее назначение и источники получения.
Пути и процессы, обеспечивающие передачу сообщений от источника информации к ее потребителю, называются информационными коммуникациями.
Свойства информации
Возможность и эффективность использования информации обуславливается такими ее потребительскими качествами (свойствами):
-
Репрезентативность – связана с правильностью отбора (обоснованность отбора, существование признаков);
-
Содержательность – отражает семантическую емкость (меньше слов, больше информации);
-
Полнота (достаточность) – для принятия правильно решения и без избыточности;
-
Доступность – обеспечивается выполнение соответствующих процедур ее получения и преобразования;
-
Актуальность – определяется степенью сохранения ценности информации для управления в интервале и момент времени;
-
Своевременность;
-
Точность – степень близости к информации к информации о состоянии реального объекта;
-
Достоверность – измеряется вероятность того, что значение параметра отличается от истинного значения этого параметра в пределах необходимой точности;
-
Адекватность – это степень соответствия реальному объективному состоянию дел. Неадекватная информация образуется, если данные неполные и недостоверные, но если и используются неадекватные методы (например, плохой перевод).
Следует отметить, что в реальной жизни вряд ли возможна полная адекватность информации. Всегда присутствует некоторая степень неопределенности
Классификация информации
1. Информацию можно подразделить по форме представления на 2 вида:
- дискретная форма представления информации - это последовательность символов, характеризующая прерывистую, изменяющуюся величину (количество дорожно-транспортных происшествий, количество тяжких преступлений и т.п.);
- аналоговая или непрерывная форма представления информации - это величина, характеризующая процесс, не имеющий перерывов или промежутков (температура тела человека, скорость автомобиля на определенном участке пути и т.п.).
2. По области возникновения можно выделить информацию:
- элементарную (механическую), которая отражает процессы, явления неодушевленной природы;
- биологическую, которая отражает процессы животного и растительного мира;
- социальную, которая отражает процессы человеческого общества.
3. По способу передачи и восприятия различают следующие виды информации:
- визуальную, передаваемую видимыми образами и символами;
- аудиальную, передаваемую звуками;
- тактильную, передаваемую ощущениями;
- органолептическую, передаваемую запахами и вкусами;
- машинную, выдаваемую и воспринимаемую средствами вычислительной техники.
4. Информацию, создаваемую и используемую человеком, по общественному назначению можно разбить на три вида:
- личную, предназначенную для конкретного человека;
- массовую, предназначенную для любого желающего ее пользоваться (общественно-политическая, научно-популярная и т.д.) ;
- специальную, предназначенную для использования узким кругом лиц, занимающихся решением сложных специальных задач в области науки, техники, экономики.
5. По способам кодирования выделяют следующие типы информации:
- символьную, основанную на использовании символов - букв, цифр, знаков и т. д. Она является наиболее простой, но практически применяется только для передачи несложных сигналов о различных событиях. Примером может служить зеленый свет уличного светофора, который сообщает о возможности начала движения пешеходам или водителям автотранспорта.
- текстовую, основанную на использовании комбинаций символов. Здесь так же, как и в предыдущей форме, используются символы: буквы, цифры, математические знаки. Однако информация заложена не только в этих символах, но и в их сочетании, порядке следования. Так, слова КОТ и ТОК имеют одинаковые буквы, но содержат различную информацию. Благодаря взаимосвязи символов и отображению речи человека текстовая информация чрезвычайно удобна и широко используется в деятельности человека: книги, брошюры, журналы, различного рода документы, аудиозаписи кодируются в текстовой форме.
- графическую, основанную на использовании произвольного сочетания в пространстве графических примитивов. К этой форме относятся фотографии, схемы, чертежи, рисунки, играющие большое значение в деятельности человек.