Внеурочное занятие «Подросток и закон»
Тема занятия: Личность и закон.
Цель: обобщение знаний учащихся о правах и обязанностях человека.
Задачи:
Повышение уровня правовой культуры учащихся;
Продолжить формирование умений анализировать дополнительную
Способствовать воспитанию у учащихся умения отстаивать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Оборудование: проектор, компьютер
Орг. момент.
Стадия вызова.
Здравствуйте! Я рада всех Вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение.
Целеполагание.
Наша жизнь связана с правом, с действующими законами, юридическими нормами. Что бы человек ни делал, он вступает с другими людьми и даже с государством в определенные отношения, и эти отношения регулируются законами, правом. А что же такое право? Какие обязанности есть у человека? Откуда берутся законы? Кто стоит на страже закона? Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим
Мотивация.
«Гвоздь воспитания».
(Данная притча – повествование о безответственности и о том, что нет прав без обязанностей)
«Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее. Вкопал столб против дома, и после каждого проступка сына вбивал гвоздь. Прошло некоторое время и на столбе не осталось живого места. Он был утыкан гвоздями. Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый положительный поступок отец стал доставать гвозди из столба. И вот когда их не осталось, мальчик заплакал.
- Что же ты плачешь? – спросил отец – Ведь на столбе не осталось и гвоздя.
-Гвоздей нет, а дырки остались – ответил сын».
Вопросы: 1. Как вы думаете, что символизируют столб и гвозди? ( Столб символизирует закон, а гвозди - это нарушение прав и несоблюдение обязанностей, которое не проходит без последствий.)
2. Почему подросток заплакал? (Подросток осознал свои ошибки, но он понял, что след от них все равно остается, как и дырки на столбе).
Ход занятия.
Начнем с вопроса.
-Что регулирует поведение людей в обществе?
(Знание человеком своих прав в обществе, выполнение гражданином своих обязанностей, соблюдение дисциплины, знание законов).
- Вы правы ребята. Составление кластера.
- А о том, как они регулируют поведение человека в обществе, узнаем из ваших уст. (работа в группа)
А) Права человека;
Вывод: Права человека имеют всеобщий, неотчуждаемый и неделимый характер. Право касается свободы, самого достойного и священного в человеке, и он сам, поскольку оно для него обязательно, должен знать его.
Знание законов помогает людям в их повседневной жизни, уберегает их от многих неприятностей. Помните, что " незнание законов не освобождает от ответственности"
Долг и обязанности человека;
Во «Всеобщей декларации прав человека» упомянуты обязанности гражданина перед обществом. Никому бы, наверное, не хотелось жить в обществе, где каждый из нас имел бы только права и не нес бы никаких обязанностей.
Изучив материалы учебника, познакомившись с документами, мы представляем такую картину обязанностей человека в обществе.
-Защита плаката.
Долг и обязанность каждого человека – защита Отечества.
Чувство долга побуждает людей защищать Отечество в случае нападения на него. Защищая свою страну, они защищают и себя, и свою семью. Но защита Отечества это и обязанность граждан. Государство, которое обеспечило человека правами на жизнь, на труд, на образование, на социальную защищенность, дало ему политические и гражданские права, вправе потребовать от него выполнения своих обязанностей. Чтобы суметь защитить себя, свою страну, человек обязан готовить себя к военной службе. Поэтому служба в армии – это и долг, и обязанность.
Закрепить сказанное хотим статьями Конституции РФ об обязанностях граждан (слайды).
В) Дисциплина.
Г) И наконец, законы устанавливают порядок в обществе. Порядок – это правильное устройство. Человеческое общество нуждается в таком устройстве. Государство с помощью юристов, разрабатывающих законы, требует от людей строгого их соблюдения. Когда соблюдаются основные правила, в стране наступает порядок, защищаются интересы граждан, их права и свободы. Все граждане страны равны перед законом.
-Назовите международный документ о правах человека. (Всеобщая Декларация прав человека, она принята 10 декабря 1948 года Генральной Ассамблеей ООН)
-Ребята, как называется главный закон нашей страны? (Конституция РФ).
-Когда она принята?(12 декабря 1993 года).
- Назовите другие законы нашей страны? ( «Об образовании», Семейный кодекс, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс и др.).
Юридическая консультация.
К вам пришли за советом и задали вам вопросы. Ответьте на эти вопросы. Вопросы у вас одинаковы, отвечаете на все, но спрашивать я буду по очереди и засчитывать за правильный ответ 1 балл команде.
1.Ребенком в РФ считается человек в возрасте:
а.до 16 лет
б.до 18 лет
в.до 14 лет
г.до 20 лет
2.Гражданин РФ обладает основными правами и свободами :
а.с 7 лет
б.с 16 лет
в.с 18 лет
г.с рождения
3. При совершении особо тяжких преступлений уголовная ответственность наступает в возрасте:
а.14 лет
б.18 лет
в.16 лет
г.20 лет
4.Малолетними по российскому законодательству считаются дети:
а) с момента рождения до 14 лет;
б) с 6 до 14 лет;
в) с 8 до 14 лет;
г) с 10 до 14 лет.
5.Несовершеннолетними по российскому законодательству являются лица:
а) с 8 до18 лет;
б) с 10 до 18 лет;
в) с 14 до 18 лет;
г) с 18 до 30 лет.
6. Юридическая ответственность:
а) наступает за нарушение законов;
б) касается только взрослых трудоспособных людей;
в) устанавливается государством;
г) имеет основную цель – устрашение населения.
Физкультминутка.
Ребята, а кто стоит на страже закона, кто следит за соблюдением прав и обязанностей, дисциплиной граждан в обществе?
-Правоохранительные органы.
У вас список органов, занимающихся вопросами правопорядка и соблюдения законности в государстве:
Полиция.
Суды.
Прокуратура.
Федеральная служба безопасности.
Таможня.
Ответьте на вопросы:
Защищает права и свободы людей, противодействует преступности, охраняет общественный порядок, обеспечивает общественную безопасность. (Полиция)
Основная функция данного органа следить за тем, правильно ли исполняются законы, не нарушаются ли права и интересы граждан государства. (прокуратура)
В этом органе государственной власти осуществляется правосудие, т.е. на заседаниях этого органа решается, кто прав в правовых вопросах, а кто виноват и восстанавливается справедливость. ( суд)
Следит за законностью перемещений товаров через границу. (таможня)
5 .Борется с терроризмом, шпионажем и другими преступлениями против государства. (ФСБ).
Вывод: все перечисленные правоохранительные органы борются за справедливость.
Рефлексия.
Рефлексия проводится с применением опоры:
• В группе работать мне было…, потому что …
• Помогал мне …
• Мешал мне ...
• Больше всего мне понравилось…
• Труднее всего было …