СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно-ориентированное обучение

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированное обучение»

Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская)


Личностно - ориентированное обучение на уроках математики.


В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Под личностно-ориентированным подходом принято понимать: обучение и воспитание направленное на развитие личности (в узком смысле), и в широком понимании: Процесс обучения и воспитания позволяющий посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развитие его индивидуальности.

Личностно-ориентированный подход строится на следующих принципах:

  • самоактуализация;

  • индивидуальность;

  • субъективность;

  • выбор;

  • творчество и успех.


Личностно-ориентированное образование не равняет всех детей под один стандарт, а позволяет бережно сохранить и развить индивидуальные возможности каждого. Отличие личностно-ориентированного образования от других концепций развивающего образования заключается в ориентации на преимущественное развитие субъективности ученика и запуск соответствующих возрасту возможностей саморазвития.

Задачи личностно-ориентированного образования: личностный рост, развитие субъективности, саморазвитие учащихся; интеллектуальное развитие учащихся; формирование в его сознании целостной картины мира. Принципы построения данной системы нацелены на всестороннее развитие личности.


К принципиальным основам, гарантирующим реализацию целей и задач личностно-ориентированного урока относятся:

- необходимость создания на уроке условий, способствующих заинтересованности ученика в учении, саморазвитии;

- учитель – это только организатор и помощник учебно-познавательной деятельности учащихся, а не главное действующее лицо на уроке;

- организация учебного процесса через диалог или полилог;

- свобода выбора учеником уровня и темпа обучения.


Мы изучили и провели анализ литературы по данной теме, который позволил нам выделить основные отличительные черты личностно-ориентированного урока от традиционного.


Личностно-ориентированный урок:

Опора на субъектный опыт; (раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым)

Знание психофизиологических особенностей; (избирательность в работе с учебным материалом)

Роль равноправных партнеров; (учитель координатор, организатор самостоятельной работы класса)

Исходя от теоретических особенностей личностно-ориентированного урока, мы попытались создать рекомендации к проведению личностно-ориентированного урока, которые позволят осознать наши ошибки и найти пути разрешения проблем.


Рекомендации к проведению урока:

  • Использование разнообразных форм и методов организации работы учащихся; (Давайте зададим себе вопрос, какие формы работы мы используем на математики? Конечно, мы перечислим - фронтальная, парная, групповая. А затем увидим, что на практике мы чаще используем фронтальную форму работы, реже парную и групповую. А наша задача состоит в том, чтобы мы максимально использовали разнообразные формы работы, начиная от интерактивных и заканчивая самостоятельной. Проблема в том, что на уроках страдает групповая работа, взаимодействие ученик-ученик –ученики, самостоятельное общение на языке в группах, поэтому готовясь к уроку очень важно продумать, каких формы работы вы будете использовать, на каких этапах урока и почему).

  • Создание атмосферы заинтересованности в работе класса;( Ещё один очень важный аспект. Проблема – умение удерживать мотивацию в течение всего урока. В начале урока мы ставим цель, навязываем её ученику, а наша задача научиться согласовывать цель, так чтобы ученик её принял, заинтересовался. Набор заданий, который выбрал учитель, а если они ещё только репродуктивного характера, то опять возникает проблема, как удержать внимание учеников. Прежде всего, мы считаем, что учитель должен хорошо знать класс, в котором он работает, уметь дать характеристику каждому ученику).

  • Дифференцированный подход. Дидактический материал, который применяет учитель на уроке математики, должен быть, прежде всего дифференцированным и ориентированным на всех детей класса, учитывать разную степень обученности. Установление объема заданий для каждого ученика тоже должно быть с учетом его возможностей;

  • Стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке. Готовясь к уроку, учитель подбирает разные типы заданий из разных источников, чтобы разнообразить учебную деятельность учащихся.

  • Создание педагогической ситуации общения. Проблема – доминирование учителя на уроке. Соотношение речи учителя и учащихся на уроке. Необходимо создавать разнообразные ситуации , в которых ученик мог бы себя проявить, проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы. Например, применяя технологию сотрудничества, даже слабый ученик будет принимать активное участие в общении со сверстниками, зная, что он получит от них поддержку.

  • Рефлексия в конце урока. Рефлексия необходима, чтобы шло развитие. Если постоянно проводить рефлексию, то ученики самостоятельно научатся ставить цель урока, увидят, что нового они узнали, как меняется их представление об этом предмете, давать самооценку, творчески проявлять себя на уроках. Существуют разнообразные формы рефлексии, которые можно применять на уроках. ( например: синквейн.) При опросе на уроке анализировать не только правильность или неправильность ответа, но и его самостоятельность, оригинальность. Оценивание – также один из важнейших аспектов, особенно для ученика, который ждёт оценку в конце урока.

  • При задании на дом необходимо называть не только содержание и объем, но и давать рекомендации по организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания. Домашнее задание должно быть также вариативным.

Критерии анализа урока:

  • Создание учителем в начале урока положительного эмоционального настроя на работу;

  • Сообщение ученикам темы урока, цели, форм организации их деятельности;

  • Гибкая организация деятельности школьников в зависимости от этапа урока; (сообщение материала, выполнение творческих заданий, взаимопроверка, анализ работы друг с другом с учётом их индивидуальных особенностей)

  • Стимулирование учеников к выбору различных способов выполнения заданий;

  • Использование разнообразного дидактического материала;

  • Активация субъектного опыта ученика, его использование в процессе урока;

  • Анализ ответа ученика не только с позиции правильности, но и с учётом того, как рассуждал, каким способом решал, где и почему ошибся, высказал ли оригинальные соображения;

  • Преобладающая форма общения (диалог, полилог);

  • Предпочитаемые учителем формы работы с классом. (проверка домашнего задания, изложение знаний. Самостоятельная работа, коллективное решение творческих задач, взаимопроверка, анализ разных способов решения и т.п.)


Если рассмотреть эту систему на примере урока изучения нового материала, то можно выделить 5 основных этапов:

1 этап. Актуализация опорных знаний . Здесь задача: включить в работу каждого ученика класса. Здесь детям уместно предлагать задания: задать вопрос соседу по пате; провести дидактическую игру «Я знаю, а ты?»

2 этап. Включение детей в целеполагание. Здесь рационально использование заданий, вовлекающих детей в реальные проблемные ситуации, решение которых определяет учебно-познавательные цели урока.

3 этап. Основной. Цель этого этапа – формирование самостоятельных умений, способность принимать решения.

4 этап. Этап контроля знаний учащихся. Здесь вместо традиционной оценки знаний можно предлагать не совсем привычные задания, например, составить терминологический словарь урока;

5 этап. Итого урока- рефлексия.


Личностно-ориентированный урок математики развивает способность размышлять , анализировать, что в будущем поможет самостоятельно принимать решения.

Каждый ребенок по-своему уникален и талантлив, Имеет свои способности, свой уровень развития, Гуманизация образовательного процесса предусматривает всестороннее изучение личности и учет возможностей, способностей , интересов учащихся в процессе обучения. Наша школа – это природосообразная школа, предоставляющая своим ученикам равные возможности в образовании, базирующиеся на педагогическом сотрудничестве, направленная на формирование гуманной личности учащихся , обладающей ключевыми компетенциями. Одним из направлений в вопросе гуманизации обучения и является личностно- ориентированное образование. Решением этой проблемы занимаюсь на протяжении нескольких лет. Эффективность и целесообразность данного направления деятельности подтверждается обнадеживающими положительными результатами моих выпускников.

На начальном этапе я проводила диагностирование по таким параметрам: уровень обученности, обучаемость, сформированность общеучебных умений и навыков, мотивы, характерологические особенности каждого ученика, уровень математических способностей. Для определения уровня актуальных знаний провожу контрольно-диагностический срез по предмету. И уже по итогам контрольно-диагностических срезов выявляю пробелы в знаниях учащихся, определяю группы учащихся для проведения индивидуальной, групповой дифференцированной работы. С помощью первоначальной диагностики определяю уровень интеллектуального развития в классе. Здесь же определяю, какими операциями мышления учащиеся недостаточно владеют: обобщением, логикой, сравнением. Дети, у которых недостаточно хорошо развиты операции мышления, не смогут моделировать задачу в виде схемы, таблицы, поэтому провожу тренинги по формированию мыслительных навыков.

В классе существуют различные категории детей: малоспособные дети, с большим трудом достигающие образовательный уровень ЗУН, способные обучаться на высоком уровне учащиеся, способные свободно усваивать базовый уровень содержания образования, поэтому составляю профиль уровня обученности каждого ученика, выявляю те умения и навыки, которые требуют коррекции. Эта информация является базовой для составления индивидуальных занятий. Разные дети требуют разного подхода в обучении. Поэтому необходимо включить в действие все имеющиеся задатки ребенка. Пусть любой из них делает открытие, это приносит им радость, а радость познания приведет к интересу к предмету.

Для развития мышления использую занимательные задачи. Такие задачи способствуют поддержанию интереса к предмету. Для их решения характерен метод проб и ошибок. Систематическое решение задач такого типа развивают такие качества как смекалка и сообразительность. Очень важно создать для ребенка благоприятную психологическую атмосферу так как только в этом случае возможен прогресс в его развитии. Большое внимание уделяю развитию у детей способности к самооценке работы так как самооценка позволяет спокойнее относиться к результатам своей деятельности и оценке со стороны других. В работе с такими детьми опираюсь на правила:


-не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа или решения , давать больше времени на обдумывание.

-не надо давать для усвоения большой объем сложного материала, нужно давать постепенно по мере усвоения.

- путем правильной тактики опросов и поощрений формировать уверенность в своих силах ,знаниях и возможностях учиться. Такая уверенность необходима на самостоятельных работах и контрольных также.


Источником любых знаний являются наблюдения, сравнения, решение проблемных ситуаций.


Например: Тема «Сравнение обыкновенных дробей»

Цели:

  1. Знакомство с алгоритмом сравнения дробей с разными знаменателями;

  2. Развитие самостоятельной деятельности учащихся;

  3. Воспитание трудолюбия, аккуратности.

Ход урока.

Учитель: Тема нашего урока «Сравнение обыкновенных дробей». Давайте вспомним , какие числа мы уже умеем сравнивать.

Ученики: Натуральные числа, десятичные дроби, обыкновенные дроби.

Учитель: Молодцы! Сравните, пожалуйста эти числа:


12 и 12,1 1 и и


и и и


Учитель: В каком примере вы затруднялись поставить знак сравнения? Почему?

Ученик: В последнем примере разные и числитель и знаменатель. Сравнить нельзя.

Учитель: Как будем решать эту проблему? Ваши предложения?


Тема: « Умножение десятичных дробей» 5 класс.

Цели:

  1. Формирование умения выполнять умножение десятичных дробей.

  2. Развитие познавательной деятельности учащихся.

  3. Развитие коммуникативных способностей.


Ход урока.

Учитель: Я предлагаю вам в качестве разминки выполнить такое задание:

Найти площадь прямоугольника со сторонами a и b .

  1. a=8м, b=3м

  2. a=8м, b=200см

  3. a=8м, b=3/8 см

  4. a=8м, b=0,4 м

  5. a=3,8м, b=5,9 м

Учитель : Проверим ваши ответы и проверим все ли задачи вы смогли решить.

Почему вы не смогли решить задачи 4 и 5?

Ученик: М ы не умеем умножать десятичные дроби.

Учитель: Тема урока «Умножение десятичных дробей» . Ваши предложения о том, как умножать дроби

Ученики: 1) целые части на целые части, дробные на дробные;

2) записать при умножении запятую под запятой.

Учитель: Проверим ваши гипотезы. Переведем метры в сантиметры, перемножим и проверим.


Примеры целеполагания.

Фрагмент урока в 5 классе

Тема: «Проценты» (2-й урок темы)

Цели:

  1. решение задач на нахождение % от числа и числа по его %.

  2. Развитие умений сравнивать, обобщать, формулировать задачи;

  3. Применение процента в практической деятельности.

Ход урока

Учитель: Вчера на уроке мы познакомились с новым понятием % и научились переводить десятичные дроби в проценты и наоборот. Предлагаю вам проверить себя.

Устная работа ( на доске ):

  1. Перевести десятичную дробь в проценты:

0,74 0,08 1,56 0,067 0,685.

  1. Перевести % в десятичную дробь: 36% 3% 6% 7,9% 356%.

  2. В магазин привезли 40кг картофеля, до обеда продали 20% всего картофеля. Сколько кг продали?

  3. От куска продали 8 метров. Сколько метров было в куске , если отрезали 1/8 часть ?

Учитель: Ребята, почему сегодня я включила такие задачи в устную работу?

Ученики: Мы начали изучать проценты. Наверное , будем решать задачи на проценты.

Учитель: Правильно, тема нашего сегодняшнего урока «Задачи на проценты». И какую же цель мы поставили?

Ученик: Научиться решать задачи на проценты.

Учитель: А как вы думаете, можно ли эти задачи разбить на типы? Подсказки на доске.

Ученик: Да, задачи на нахождение % от числа и числа по его %.

Учитель: Правильно, давайте научимся различать пока только эти 2 вида и их решать.


Урок обобщения и систематизации знаний через осуществление личностно- ориентированное обучение.

Тема: «Четырехугольники»

Цель урока: Подвести итоги изучения темы «Четырехугольники».

Задачи урока:

Обучающие: -знать определение, свойства, признаки четырехугольников: параллелограмма, прямоугольника, ромба , квадрата.

-уметь формулировать, доказывать свойства и признаки.

-уметь применять определение, свойства и признаки на практических задачах.

-уметь анализировать условие задачи, ввести по результатам анализа построение, доказывать , что построена требуемая фигура, проводить исследование.

Воспитывающие:

- формировать потребность к самоконтролю

- формировать навыки партнерской деятельности в группе

- формировать навыки самостоятельного обучения

- развивать чувства долга и ответственности за результаты собственной и коллективной деятельности

- реализация учебных потребностей каждого в классе.

Развивающие :

- умение планировать собственную деятельность

- умение преодолевать трудности интеллектуального труда

Навыки обобщения и систематизации знаний по теме

- умение представлять и защищать свое видение.

Плакаты с чертежами:

  1. Свойств, признаков параллелограмма, прямоугольника, ромба

  2. Задач на доказательства

  3. Свойств углов при основании трапеции и диагоналей трапеции

  4. Теорема Фалеса.

Ход урока

а) Постановка целей и задач урока

Мы с вами изучили тему многоугольники. Ответьте на вопросы:

1.Что вы знаете о многоугольниках?

2. Какие многоугольники мы рассматривали? Почему?

Давайте, ребята , попробуем поставить цели и задачи урока по итогам изучения темы « четырехугольники», исходя из информации на плакатах.

б) Воспроизведение и коррекция опорных знаний по теме.

Чтобы охватить всю тему, ребята. Давайте разделимся на группы. Первая группа-параллелограмм, прямоугольник, ромб, вторая - теорему Фалеса. 5 минут обсуждений вопросов под руководством консультанта - аналитика, затем защищают проект доказательства. По окончанию защиты группа анализирует основные факты, события, явления по заданной фигуре. Защита продолжается 10-12 минут.

в) Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.

Вопрос: Как взаимосвязаны фигуры – выпуклые четырехугольники, параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат?

В группах обсуждаем защиту индивидуальных заданий на дом. Защита проекта доказательства длится 8 минут.

г) Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний предмета геометрии.

Вернемся к теореме Фалеса. Какие фигуры участвуют в данной теореме?

Прямые. Они пересекаются в некоторой точке. Существует некоторая точка, в которой пересекутся прямые так как они по условию не параллельны, тогда получим угол, стороны которого пересечены параллельными прямыми. Но угол является частью большего треугольника, который содержит много треугольников и много трапеций. В «малом» увидели «большее». Связать свойства углов при основании в равнобедренном треугольнике с углами в равнобедренной трапеции? Какими свойствами обладает трапеция? О каких элементах трапеции говорится в свойствах? Итак , доказываем свойства трапеции. Эвристический диалог длится 6 минут. Предлагаю каждой группе составить логическую модель изученной темы и его 5 минут. Для всех домашнее задание- это задачи по теме «Четырехугольники» так как мы теперь знаем их свойства и признаки.

д) Рефлексия проведенного урока с детьми произойдет на следующей геометрии с показательными решениями задач на построение.


План рефлексии:

- Осуществили ли план урока и на сколько?

- Какие ошибки были допущены?

- А как лучше это сделать?

В работе с учащимися всегда стараюсь учитывать субъективный опыт учеников.

Любая получаемая информация интересна для них только тогда, когда в ней есть и новое и старое , и незнакомое. Чем теснее связаны старые и новые понятия тем теснее связаны старые и новые познания. Только тесная связь нового с уже изученным может служить прочным фундаментом. Выбираю следующие нормы привлечения старых знаний к освоению нового материала:

  • выявление аналогичных ситуаций;

  • Противопоставление;

  • Сопоставление

  • Прослеживание общих закономерностей

  • Выделение новых сторон в неизвестном

  • Использование старых знаний в новых условиях, с новыми целями

На любом этапе учебной деятельности учащиеся имеют определенную свободу выбора.


Взаимосвязи учения, обучения, развития.

Личностно-ориентированное образование есть системное построение.

Оно позволяет :

  • Добиться повышения познавательного интереса, познавательной активности.

  • Ввести в систему индивидуальную работу с учащимися.

  • Значительно снизить количество неуспевающих;

  • Повысить качество знаний учащихся; Ориентировать учебный процесс на достижение обязательных результатов обучения, сделать обучение успешным для каждого ученика.

  • Значительно четче увидеть пробелы в знаниях ребят и своевременно ликвидировать;

  • Повысить уровень учебной мотивации.

  • Создать психологический комфорт на уроке для ученика и учителя.

Личностно-ориентированная система обучения побуждает не только к передаче определенной суммы знаний от учителя к ученику, но и развивать ученика как активную личность, способную добывать и применять знания в нестандартных ситуациях. В то же время и учитель постоянно находится в поиске эффективных форм методов обучения, ориентированных на результат, совершенствуется в своем педагогическом мастерстве.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!