-уметь определять местоимения в тексте.
-развивающие:
-развивать познавательные процессы обучающихся: внимание, память, мышление.
-воспитывать ценностное отношение к предмету русский язык.
Этап урока | Образовательная задача | Методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации | Средства | Формы контроля | Планируемые результаты |
предметные | метапредметные | личностные |
Мотивация к учебной деятельности | Создание условий для формирования положительной мотивации | Словесный, наглядный | -Добрый день, ребята! Проверьте свою готовность к уроку, у вас на партах должен быть учебник, пенал, дневник и рабочая тетрадь по русскому языку. Садитесь! -Ребята, хочу начать наш урок с пословицы: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.». Как вы её понимаете? -Верно, язык - это орудие мышления. С этой мыслью невозможно не согласиться, потому что язык является прямым выражением наших мыслей. Если мы выражаемся неладно, неточно и неверно, то это является прямым отражением наших неточных и неверных мыслей. | (Проверяют свою готовность к уроку) - Мы должны уметь грамотно и точно высказываться, чтобы правильно понимать друг друга и правильно мыслить. | ф | Словесность | Фронтальный опрос | - понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; - осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека. | К: - умение строить речевое высказывание; - учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; П: - строить цепочки логических рассуждений | - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании |
Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии | Создание условий для подготовки к построению нового знания | Словесный, наглядный, практический | -С чего обычно начинаем урок? - Какая цель минутки чистописания? -Посмотрите на доску: Кто? Что? -Написание каких элементов мы сегодня отработаем? - Запишите эти слова в тетрадь. -Подумайте, слова какой части речи отвечают на вопросы, которые вы записали? - Посмотрите на доску: Бабочка взмахнула крыльями и перелетела на цветок. Светлана разбила голубую чашку. Молодой медведь лакомится мёдом -Что вы видите? Докажите. -Можете ли вы сказать о ком говориться в этих предложениях? -Какой частью речи выражены слова: бабочка, Светлана, медведь? -Какие грамматические признаки имён существительных вы знаете? -Сейчас я предлагаю вам записать эти предложения, для того, чтобы определить у имён существительных грамматические признаки. -Теперь посмотрите на доску: Она взмахнула крыльями и перелетела на цветок. Она разбила голубую чашку. Он лакомится мёдом. -Докажите, что это предложения. -В чём отличие этих 3 предложений от предыдущих? -Почему не можем? -Что мы должны сделать, чтобы понять смысл предложения? -Замените письменно в тетради. -Прочитайте предложения, которые у вас получились. - Можем мы определить о ком или о чём эти предложения? -Какой частью речи являются слова, на которые вы заменили он, она? | -С минутки чистописания. -Мы повторяем правильность написания букв, элементов, соединений. -Нижнее соединение букв к, т, ч, о и сами буквы. (Прописывают в тетради) -На эти вопросы отвечает имя существительное. -Это предложения. Первые слово написаны с большой буквы, в конце точка, слова связаны по смыслу. -В первом предложении говорится о бабочке, во втором – о Светлане, в третьем – о медведе. -Слова: бабочка, Светлана, медведь выражены именем существительным. -Имена существительные бывают мужского, среднего, женского рода; одушевлённые и неодушевлённые; могут быть единственного и множественного числа. (Записывают предложения в тетради) -Первые слова написаны с большой буквы, в конце стоят точки, слова связаны по смыслу. -Мы не можем определить о ком или о чём эти предложения. -Мы не можем определить о ком или о чём эти предложения. Слова он, она могут иметь разные значения. -Нужно заменить слова он, она. (Работают в тетрадях) -Бабочка взмахнула крыльями и перелетела на цветок. Девочка разбила голубую чашку. Медведь лакомится мёдом. -Да. Первое предложение о бабочке. Второе о девочке. Третье о медведе. -Слова бабочка, девочка, медведь –это существительные, они называют предмет. | Ф П | Слайд с иллюстрациями | Фронтальные опрос, работы в парах | - овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка; - осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека. | Р: - Умение понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем; -Умение слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; К: - умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; - умение доказывать и отстаивать свою точку зрения. | -познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность. |
Выявление места и причины затруднения | осознание учащимися того, каких именно знаний им не хватает. | Словесный | -Какая у вас возникла трудность? -Как назвать можно часть речи, если она вместо имени? -Если обучающиеся не догадаются, обратить их внимание на стихотворение: Я о себе такого мнения; Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна Я заменяю имена. | -К какой части речи отнести слова, которые заменяют имена существительные. -Местоимения. | ф | - | фронтальная | - | П: *выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритм; Р: *понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; | - |
Построение проекта выхода из затруднения | проектирование учащимися процесса построения нового знания. | словесный | -Как вы считаете, какая тема сегодняшнего урока? -Какую цель можно поставить? -Для достижения этой цели нам необходим план, но пункты плана перемешались. Помогите мне его восстановить. -Молодцы, приступим к его выполнению! | -Местоимение как часть речи. -Познакомиться с местоимением, как частью речи. - 1.Узнать определение местоимения. 2.Узнать, как отличать местоимение от других частей речи. 3. Выполнить упражнения. | ф | Слайд | Фронтальный опрос | - | П: - умение строить цепочки логических рассуждений Р: - умение формулировать цель; | -познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность |
Реализация построенного проекта | Построение учащимися нового знания и определение области его применения. | Словесный (беседа), наглядный | -Давайте вместе с вами пробуем дать определение местоимению. Какой раздел мы сейчас изучаем? -Значит, местоимение –это часть речи -Что оно делает? Указывает на какой-либо предмет? -А называет его? -Проверим наши догадки. -Откройте учебник на стр.92 Посмотрите на рисунки из упр. 156 и прочитайте местоимения Теперь, прочитайте правило из рамки внизу страницы. Назовите каждое местоимение и скажите, на кого или на что они указывают. -Как думаете, как называются местоимения я, ты, …? -Задумайтесь, почему они называются личными. -Верно, молодцы, чуть позже мы еще рассмотрим, что же собой представляют личные местоимения. А сейчас мы выполнили первый пункт плана? Давайте немного отдохнем и разомнемся . ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | -Части речи -Да Нет (Работают по иллюстрации из учебника) Читают правило Читают: я он, она, они, оно, мы, ты (Попытаются назвать, кто-то может и назвать личными, если нет, то сама говорю о названии) -Указывают на лицо говорящего, слушающего. -Да, и второй: мы узнали определение местоимения и чем оно отличается от других частей речи. | ф | Слайд с определением понятия https://www.youtube.com/watch?v=CO0mUekg74U | Фронтальный опрос | - | - | -познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Усвоение учащимися нового знания. | Словесный (беседа) | Прочитайте задание 157 упражнения со страницы 93. Даю вам минутку, самостоятельно прочитать шепотом стих. Читает выразительно Ваня. Определите предложения по цели высказывания и интонации Спишите стихотворение, над местоимениями подпишите часть речи карандашом. Рассмотрите таблицу «личные местоимения» в конце страницы. Давайте назовем каждое местоимение и определим его лицо и число. -Имя, разбери местоимение я. (Аналогично разбираем остальные) -А теперь вспомните, какие местоимения автор использует в стихотворении, которое мы прочитали? -Значит, местоимения какого лица и числа употреблены в стихотворении? -Теперь составьте и запишите 3 предложения с любыми личными местоимениями в форме множественного числа. _И так у кого какие предложения получилось? -Молодцы! (Если успеем) Самостоятельно выполните упр. 159 спишите любые три предложения, подчеркните в них местоимения, укажите лицо и число местоимений. Давайте проверять. Читайте, предложения, которые вы выписали и какие местоимения в них употребляются, указывая лицо и число. | Прочитайте выразительно стихотворение Читают шепотом стихотворение (повествовательное, вопросительное, восклицательное) Списывают стихотворение (личное местоимение я — это местоимение 1-го лица, единственного числа и т. д.) -Я, ты -Местоимения единственного числа 1 и 2 лица. (Составляют) (Несколько учеников, прочитывают свои предложения) Списывают предложения, обозначая местоимения Отвечают по поднятой руке | Ф с | - | фронтальная | - | Р: - Умение понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем; -Умение слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; К: - умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; - умение доказывать и отстаивать свою точку зрения | -познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | самопроверка учащимися умения применять новое знание в типовых ситуациях и коррекцию допущенных ошибок. | Словесный | - Вы молодцы, ребята. -Теперь поработаем с листами у вас на столах. С теми, на которых обведены местоимения в кружках. Ваша задача каждому самостоятельно закрасить красным цветом местоимения единственного числа, а синим местоимения множественного числа. После соединить линией местоимения одного лица. -Приступаем. -И так давайте проверим, как вы выполнили задание. Какие местоимения единственного числа? -А множественного числа? -Правильно. А какие местоимения мы относим к первому числу? -Ко 2? -К 3? -Верно, молодцы, хорошо справились. | (Выполняют) -Я, ты, он, она, оно. -Мы, вы, они. -Я, мы. -Ты, вы. -Он, она, оно, они | Ф | | Фронтальные | . | П- строить несложные цепочки логических рассуждений; Р- понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем на разных этапах обучения; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; осуществлять под руководством учителя пошаговый контроль своих действий; К- строить речевые высказывания в соответствии с учебной задачей | познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
Включение нового знания в систему знаний и повторение | выявление границ применимости нового знания и включение в систему изученных знаний. | словесный | -И так давайте проговорим, что же такое местоимение? -Местоимение я, ты, вы, он, она, оно, они это какие местоимения? -И так обратите внимание на листочек с таблицей личных местоимений. Сейчас мы вместе заполним. -И так первое лицо единственное число — это какое местоимение? -Верно, записываем в верхнюю клеточку под 1 лицом. (Аналогично заполняем) | -Это часть речи, которая указывает на предметы, но не называют их. -Личные местоимения. -Я. (Записывают) | ф | | | - | Р- понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем на разных этапах обучения; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; | -познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | самооценка учащимися своей учебной деятельности. | Словесный, наглядный | -Ребята, давайте повторим, какая была тема урока? -А какая цель? -Достигли ли мы цель? -Тогда кто мне скажет, что такое местоимение? - А теперь, посмотрите на экран и продолжите фразы: (слайд с фразами) -Спасибо большое вам за урок! До свидания. | - Местоимение как часть речи. - Познакомиться с местоимением как частью речи - Да (повторяют правило) (высказываются) | Ф | Слайды презентации | Фронтальный опрос | | П.: - умение формулировать выводы; Р.: - умение устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; К.: - умение воспринимать и формулировать суждения. | познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
Домашнее задание | Представление домашнего задания обучающимся на закрепление и объяснение по его выполнению | Словесный, наглядный | -Сейчас открываем дневники и записываем домашнее задание. -Учим таблицу личных местоимений и стр и вклейте табличку в тетрадь, чтобы по ней учить. | (Записывают задание в дневники) | Фронтальная | | Фронтальная | | П: *устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; Коммуникативные: *воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; Р: *планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; | *познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |