СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция "Анатомия и физиология как науки. Человек – предмет изучения анатомии и физиологии" МС

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел 1. Анатомия и физиология как науки, основные естественно - научные дисциплины, изучающие структуры и механизмы, удовлетворяющие жизнедеятельность человека.

Тема 1.1. Анатомо – физиологические особенности формирования потребностей человека. Человек как предмет изучения анатомии и физиологии.

Просмотр содержимого документа
«Лекция "Анатомия и физиология как науки. Человек – предмет изучения анатомии и физиологии" МС»

Раздел 1. Анатомия и физиология как науки, основные естественно - научные дисциплины, изучающие структуры и механизмы, удовлетворяющие жизнедеятельность человека.

Тема 1.1. Анатомо – физиологические особенности формирования потребностей человека. Человек как предмет изучения анатомии и физиологии.


План лекции:

  1. Анатомия и физиология как медицинские науки.

  2. Периоды онтогенеза.

  3. Классификация потребностей по А. Маслоу.

  4. Анатомическая номенклатура.

  5. Части тела, отделы. Полости тела.

  6. Орган. Системы органов.

  7. Морфологические типы конституции.


  1. Анатомия и физиология как медицинские науки.

Анатомия и физиология человека – основные предметы теоретической и практической подготовки медработников.  Анатомия и физиология – составные части биологии, относятся к медико-биологическим наукам. Анатомия и физиология – теоретический фундамент клинических дисциплин. Первоосновой медицины является изучение тела человека. «Анатомия в союзе с физиологией – царица медицины» (Гиппократ). 

Анатомией называется наука, изучающая форму и строение тела. Термин «ана­томия» произошел от греческого слова — anatеmno — разрезать, рассекать. Основ­ная задача анатомии человека — раскрытие структуры человеческого организма в процессе его развития и жизнедеятельности. Основным объектом изучения ана­томии является человек. По методам исследования анатомия делится на макроско­пическую (изучает строение организма без помощи специальных оптических приборов), и микроскопическую (с использованием микроскопа и других оптиче­ских приборов).

Изучение строения тела человека по системам (костной, мышечной, и др.), называется систематической или описательной анатомией.

Топографическая (хирургическая) анатомия изучает строение тела человека с учетом положения (топографии) органов по отношению к полостям тела (голотопия), скелету (скелетотопия) и взаиморасположение органов друг по отноше­нию к другу (синтопия).

Пропорции и внешние формы тела человека изучает пластическая анатомия. При изучении строения тела человека широко используются данные сравни­тельной анатомии, изучающей строение животных в филогенезе (в процессе эволюции). Функциональная анатомия рассматривает структуры организма в связи с выполняемыми ими функциями.

Из микроскопической анатомии выделились гистология (учение о тканях) и цитология (учение о клетке).

Возрастная анатомия изучает развитие ор­ганизма после рождения — постнатальный период развития), в котором выде­ляют науку о старении — геронтологию.

Современную анатомию называют функциональной, так как она рассматрива­ет строение человека в связи с его функциями.

Основными методами исследования в анатомии являются: секционный, препа­ровочный, инъекционный, коррозионный, рентгеновский, эндоскопический, то­мографический, макромикроскопический, биометрический и другие методы.

Физиология человека изучает функции человеческого организма, на которых основывается современная медицина. Необходимо отметить, что функ­ции организма человека невозможно понять без знания его анатомии, рав­но как нельзя представить себе за­кономерности строения человека без изучения функций. Физиологию, как и другие науки, характе­ризует ее предмет и методы. Предметом физиологии является изучение общих и частных механизмов деятельности целостного организма.

Метод физиологии — экспериментальный. Это означает, что физиолог не ог­раничивается простым наблюдением за течением жизненного процесса, он ак­тивно вмешивается в этот процесс.

Воздействуя на организм теми или иными способами, физиолог исследует ре­акции различных систем организма на эти воздействия, делая свои выводы в точном соответствии с фактическими данными, полученными в результате опы­та.

Основные методы исследования в физиологии:

  • метод экстирпации (удаление) органа;

  • фистульный метод (введение в полый орган трубки и закрепление ее на ко­же);

  • метод перерезки нерва (денервация);

  • инструментальный метод (применение электрокардиографа, электроэнцефа­лографа, вживление электродов и др.);

  • методы острого и хронического физиологического эксперимента;

  • метод перфузии питательных веществ изолированных органов;

  • вариационно-статистические методы с применением компьютерной техни­ки.

Функциональные изменения в больном организме изучает патологическая фи­зиология, а морфологические — патологическая анатомия. Анализируя особен­ности строения тела человека и его функции, анатомия и физиология являются не только науками аналитическими, но и синтетическими, составляя фундамент медицины.

  1. Периоды онтогенеза.

Онтогенез — это индивидуальное развитие человека. В онтогенезе различают два основных периода: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (внеутробный).

Пренатальный период протекает внутри организма матери, его продолжитель­ность составляет в среднем 280 суток (9 месяцев). В пренатальном периоде выде­ляют эмбриональное и плодное развитие. Первые восемь недель развития назы­вают эмбриональным, а сам зародыш — эмбрионом. Начиная с девятой недели за­родыш приобретает черты строения, характерные для человека, и называется пло­дом.

В эмбриогенезе выделяют пять последовательных этапов:

  1. оплодотворение и образование зиготы;

  2. дробление;

  3. гаструляция;

  4. образование третьего зародышевого листка;

  5. органогенез.

Оплодотворение - это процесс слияния половых клеток. В результате слияния ядер возникает одна клетка, которая называется зиготой. Зигота содержит дипло­идный набор хромосом.

Одноклеточный зародыш - зигота - это новое образование, содержащее наследст­венные признаки от материнской и отцовской клеток.

После оплодотворения начинается процесс дробления зиготы на клетки бласто­меры. Этот процесс продолжается 3-4 суток и совершается во время движения за­родыша по маточным трубам в матку. К концу первой недели после оплодотворе­ния насчитывается более 100 000 клеток, которые образуют комочек клеток - морулу. Затем в моруле появляется полость с жидкостью, возникает пузырек - бла­стула. В бластуле различают два слоя клеток: поверхностный, мелкие светлые клетки, трофобласт и внутренний, крупные темные клетки - эмбриобласт.

Первый слой дает начало оболочке, которая участвует в питании зародыша и во внедрении его в слизистую оболочку матки, а из второго слоя образуется тело за­родыша и внезародышевые органы, выполняющие защитную и трофическую функции.

Через 5 суток бластула попадает в полость матки, где на 7-е сутки происходит ее внедрение в слизистую оболочку матки. На наружной поверхности трофобласта образуется масса выростов-ворсинок, которые врастают в слизистую оболочку матки, образуя вместе с нею новый орган — плаценту (детское место).

На втором этапе эмбриогенеза — гаструляции — происходит образование мно­гослойного зародыша. В течение 2-й недели развития клетки эмбриобласта делятся на два слоя: наружный - эктодерма, и внутренний - энтодерма. В результате обра­зуется двуслойный зародыш - гаструла. Таким образом, к концу 2-й недели длина зародыша составляет всего 1,5 мм.

С 3-й недели развития в зародыше совершаются важные и сложные процессы усиленного размножения клеток, их дифференцировки и перемещения. В резуль­тате этих перегруппировок в средней части зародышевого щитка возникает валик - первичная полоска, вытянутая в направлении оси зародыша с небольшим воз­вышением в передней ее части — первичным (гензеновским) узелком. Первичная полоска определяет двустороннюю симметрию тела зародыша, т. е. его правую и левую стороны, а первичный узелок указывает на головной (краниальный) конец тела зародыша. Вследствие усиленного роста клеток первичной полоски и узелка и их смещения (иммиграции) к центру и вглубь между эктодермой и энтодермой образуется средний зародышевый листок — мезодерма и зародыш приобретают трехслойное строение.

На 17-е сутки строение зародыша усложняется, в нем формируется осевой комплекс зачатков. Часть клеток мезодермы образуя головной (хордальный) от­росток, который проникает между эктодермой и энтодермой от головного до хво­стового конца зародыша, формируя клеточный тяж — спинную струну (хорду). Головная часть зародыша растет быстрее, чем хвостовая. В конце 3-й недели раз­вития кпереди от первичного узелка в эктодерме выделяется полоска активно рас­тущих клеток — нервная пластинка, которая вскоре прогибается, образуя про­дольное углубление — нервную бороздку. По мере углубления бороздки ее края увеличиваются, сближаются и срастаются друг с другом, замыкая нервную бо­роздку в нервную трубку, из которой развивается в дальнейшем вся центральная нервная система. Эктодерма смыкается над образовавшейся нервной трубкой и теряет с ней связь.

С 20-21-х суток начинается период обособления тела зародыша посредством глубокой борозды туловищной складки. Зародыш становится выпуклым и начи­нает изгибаться в поперечном и продольном направлениях. Энтодерма образует в теле зародыша трубку - первичную кишку.

Начиная с 4-й недели развития зародыша, происходит дифференцировка за­чатков и зародышевых листков, из которых происходит формирование тканей и органов.

К концу 1-го месяца внутриутробного развития уже сформированы зачатки всех тканей. На 2-м месяце завершается закладка всех органов. Из эктодермы об­разуется эпидермис кожи и ее производные, эпителий ротовой полости, анально­го отдела прямой кишки и влагалища. Из энтодермы образуется эпителий и все железы пищеварительной системы и дыхательных путей. Из мезодермы развива­ются внутренние органы, сердце и сосуды, кости, мышцы, суставы, собственно кожа.

С конца 2-го месяца до момента рождения зародыш называют плодом.

В течение 3-го месяца происходит усиленное развитие всех органов и систем плода. Весь плод принимает характерные человеческие формы, его длина около 70 мм и масса 100 - 125 г. В этот же период (6-12 недель) происходит окончатель­ное формирование детского места, или плаценты.

Плацента является внезародышевым органом, за счет которого устанавливает­ся связь зародыша с организмом матери. Она выполняет следующие функции: трофическую, экскреторную, защитную, эндокринную.

С третьего месяца начинается интенсивный рост всех отделов и частей тела плода, продолжающийся и после рождения.

  1. Классификация потребностей по А. Маслоу.

Потребности – физиологический и психологический недостаток чего – либо. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму (личности). Потребности служат мотивом к действию.

Чтобы жить, быть здоровыми и счастливыми, люди нуждаются в пище, воздухе, сне и т.д. Эти потребности человека самостоятельно удовлетворяет на протяже­нии всей жизни. Обеспечиваются они функцией различных органов и систем ор­ганизма. Заболевание, вызывая нарушение функции того или иного органа, той или иной системы, мешает нормальному удовлетворению потребностей, приводит к дискомфорту.

Известный американский психолог А.X. Маслоу в 1954 г. создал иерархическую модель мотивации ("Мотивация и личность"), предложив следующую классификацию:

1. Потребности физиологические (органические) - голод, жажда, половое влечение и др. 
2. Потребности в безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности. 
3. Потребности в принадлежности и любви - принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими. 
4. Потребности уважения (почитания) - компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов. 
5. Познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать. 
6. Эстетические потребности – гармония, симметрия, порядок, красота. 
7. Потребности в самоактуализации - реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.  А. Маслоу изобразил уровни потребностей человека в виде пирамиды. Физиологические потребности человека являются фундаментом его жизнедеятельности. Возможность удовле­творять свои потребности у людей различна и зависит от нескольких общих фак­торов: возраста, окружающей среды, знания, умения, желания и способности са­мого человека. Прежде чем думать об удовлетворении потребностей высшего уровня, необходимо удовлетворить потребности низшего порядка.

















  1. Анатомическая номенклатура.

Для обозначения областей тела, органов и их частей, различных понятий в анатомии пользуются специальными терминами на латинском языке — Между­народной анатомической номенклатурой.

Ниже приводится перечень наиболее употребляемых анатомических терминов:


anterior - передний

dexter - правый

distalis - дистальный

(более удаленный)

dorsalis - дорсальный, спинной

externum - наружный

lateralis - латеральный (боковой)

frontalis – фронтальный

horizontalis - горизонтальный

inferior - нижний

cranialis - краниальный, черепной

posterior - задний

sinister - левый

proximalis - проксимальный

(более близкий)

ventralis - вентральный, брюшной

intemus - внутренний

medialis - медиальный

(ближе к середине)

medianus - срединный

sagittalis - сагиттальный

verticalis - вертикальный

superior - верхний

caudalis - каудальный, хвостовой


5.Части тела, отделы. Полости тела.

Части тела: голова, шея, туловище, верхние и нижние конечности.

Отделы головы: мозговой и лицевой.

Отделы туловища: грудь, спина, живот.

Отделы верхней конечности: плечо, предплечье и кисть.

Отделы нижней конечности: бедро, голень и стопа.

Области мозгового отдела головы: лобная, затылочная, височная, теменная.

Области лицевого отдела головы: глазничная, подглазничная, носовая, скуловая, околоушная, подбородочная, щечная, ротовая.

Области спины: позвоночная, лопаточная, подлопаточная, поясничная, крестцо­вая, копчиковая.

Области живота: правое и левое подреберье, подложечная, правая и левая боко­вая, пупочная, правая и левая паховая, лобковая.

Полости тела, в которых расположены органы: черепная, грудная, брюшная, по­звоночный канал, полость малого таза.

Полости тела, сообщающиеся с внешней средой: полость рта, полость носа, от­верстие мочеиспускательного канала.

Полости тела, заполненные жидкостью: желудочки мозга, спинномозговой ка­нал, плевральная и перикардиальная полости, суставная, брюшинное простран­ство, субдуральное и субарахноидальное пространство.

Для описания положения частей тела и органов в анатомии используются специ­альные плоскости, расположенные взаимно перпендикулярно:

  1. сагиттальная плоскость - делит тело человека на правую и левую части, если сагиттальная плоскость проходит по середине, то ее называют срединной плос­костью. Она делит тело на правую и левую половины.

  2. горизонтальная плоскость - делит тело человека на верхнюю и нижнюю части.

3) фронтальная плоскость - делит тело человека на переднюю и заднюю части.

6. Орган. Системы органов.

Орган – это часть тела, построенный из различных тканей, одна из которых выполняет ведущую функцию. Например, печень состоит их всех видов тканей, но основной является эпителиальная ткань.

Органы подразделяются на внутренние, органы системы опоры и движения, сомато – сенсорные (органы чувств и кожа). Внутренние органы подразделяются на полые (трубчатые) и паренхиматозные (железистые). К системе органов опоры и движения относятся кости, связки и мышцы.

Все полые органы имеют общий план строения и состоят из трех оболочек: внутренней – слизистой, средней – мышечной и наружной – серозной или адвентиции. Паренхиматозные органы состоят из стромы – соединительной ткани, образующей ее каркас, и паренхимы – железистой ткани.

Органы объединяются в системы. Система органов – это совокупность органов, имеющих общий план строения и выполняющих единую функцию. Различают следующие системы органов: система органов опоры и движения, пищеварительная, дыхательная, сердечно – сосудистая, мочевыделительная, половая, эндокринная, нервная, сомато – сенсорная. Разные системы органов объединяются в аппарат органов. Например, костная и мышечная системы объединяются в опорно – двигательный аппарат, мочевыделительная и половая – в мочеполовой аппарат, эндокринные железы – в эндокринный аппарат.

Все системы органов взаимосвязаны и составляют единый организм. Организм – это биологический комплекс или система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды. Система эта относительно стабильна, несмотря на то, что состоит из многих органов. Органы состоят из тканей, ткани из клеток, клетки – из молекул.

В строении тела человека условно можно выделить следующие уровни организации: организменный, системоорганный, органный, тканевой, клеточный и субклеточный.

7. Морфологические типы конституция.

Конституция – это комплекс индивидуальных морфологических и физиологических особен­ностей, складывающихся в определенных социальных и природных условиях и проявляющихся в реакциях организма на различные воздействия. Внешнему строению тела соответствует определенное расположение органов и их внутрен­нее строение. Имеются различные классификации конституции человека.

С морфологической точки зрения различают 3 типа конституции (телосложе­ния) человека:

Долихоморфный (астенический) — высокий или выше среднего рост, относи­тельно короткое туловище, малая окружность груди, средние или узкие плечи, длинные нижние конечности, малый угол наклона таза. Внутренности обычно лежат ниже, как бы опущены, по размерам они могут быть несколько меньше, чем у других типов.

Брахиморфный (гиперстенический) — средний или ниже среднего рост, относи­тельно длинное туловище, значительный объем груди и живота, относительно широкие плечи, короткие конечности, большой угол наклона таза. Внутренние органы относительно большего размера и лежат несколько выше.

Мезоморфный (нормостенический) - занимает промежуточное положение, средний тип.



Вопросы для контроля усвоения материала


  1. Дайте определения наукам анатомии и физиологии.

  2. Какие методы исследования имеются в анатомии и физиологии?

  3. Назовите этапы онтогенеза.

  4. Перечислите потребности человека.

  5. На какие части и отделы делят тело человека?

  6. Назовите полости в теле человека.

  7. Что такое анатомическая номенклатура?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!