Учитель начальных классов Калинина Мария Владимировна, ГБОУ Школа № 2045
Фонетический КВН
3 класс
Цель:
- повторить и обобщить полученные на уроках знания о русской литературе, русском языке в целом и русской фонетике в частности.
Задачи:
- повторить основные фонетические и орфографические понятия;
- продолжать работать над развитием орфоэпической грамотности;
- продолжать работать над умением действовать в команде.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями, карточки с ответами.
Ход мероприятия.
Оргмомент, актуализация:
- Кто может расшифровать аббревиатуру КВН?
- А что значит «фонетический»?
- Как вы думаете, что вам сейчас придется делать?
Учащиеся делятся на 2 команды: «Гласные» и «Согласные».
Ь и Ъ – подсчет баллов (листы с правильными ответами по каждой команде)
Командам предлагаются задания, с которыми они должны справиться на конкурсной основе.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
- Итак, как говорит знаменитый Александр Васильевич: «Мы начинаем КВН»! (слайд 1)
Описание этапа | Примечание |
Р А З М И Н К А |
На слайде вы видите группы букв. Как они сгруппированы? (буквы, обозначающие гласные и буквы, обозначающие согласные сгруппированы отдельно) Ваша задача: совместить группы гласные-согласные в пары так, чтобы в результате у вас получились фамилии русских писателей и поэтов. Посмотрите, как это должно выглядеть: ПШКН+УИ=ПУШКИН Ваша задача: записать оставшиеся 5 фамилий быстрее, чем вторая команда. Одна фамилия – один балл. Если правильно назовете к фамилии имя-отчество – плюс еще один балл за каждого писателя/поэта. | Презентация слайд 2 |
Ф Р И С Т А Й Л |
Сейчас, пожалуй, одно из самых легких заданий: восстановить по транскрипции известное четверостишие. Ну и правильно записать его! 10 баллов, если правильно запишете это четверостишие, плюс один балл за автора и минус один балл за каждую орфографическую ошибку! [й`а л`убл`у свай`у лашатку | пр`ич`ишу й`эй` шорстку глатка | гр`иб`ишком пр`иглажу хвос`т`ик | ив`ирхом пай`эду вгос`т`и] | Слайд 3 |
Б И А Т Л О Н |
Задание: в данных словах прочитать ЗВУКИ наоборот, чтобы получилось новое слово: шёл-[шол]-[лош]-ложь. Ваши слова – на карточках. Не ленитесь писать транскрипцию, не все так просто! За каждую правильно составленную пару – один балл. | Слайд 4 |
Б Р И З |
Решите пропорции: я – а ла – ля з – с ю – ? ло – ? д –? За каждую верно записанную букву – один балл. | Карточки на доску |
О З В У Ч К А |
Ошибка в ударении Граничит с преступлением! Пускай запомнит это млад и стар. Ни молодым, ни старым Нельзя одним ударом Нето, что нужно, ставить под удар На ваших карточках написаны слова. Ваша задача – правильно поставить в них ударение. Помните не только про знак ударения, но и про букву Ё! Одно правильное ударение – один балл | Карточки командам |
Т Р И А Т Л О Н |
На карточке вы видите транскрипцию некоего слова. Известен только средний звук [**л`**]. Сейчас каждая команда получит карточки, на которых есть определения различных предметов. К каждому определению надо написать слово, подходящее к этому определению и транскрипции. Одно правильное слово – один балл. | Карточка на доску |
Д О М А Ш Н Е Е З А Д А Н И Е |
Игра «Наборщик» Из букв слова «ФОНЕТИКА» составьте как можно больше других слов. | |
Подведение итогов конкурса, озвучивание результатов.
Карточки для команд:
Гласные
Р А З М И Н К А
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гласные
Ф Р И С Т А Й Л
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________Согласные
Р А З М И Н К А
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Согласные
Ф Р И С Т А Й Л
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Гласные
Б И А Т Л О Н
Пол – __________________________________
Ель – ___________________________________
Альт - __________________________________
Согласные
Б И А Т Л О Н
Парк – _____________________________
Ешь – _____________________________
Лён – _____________________________
Гласные
Б Р И З
з – с я – а ла – ля
д – ___ ю – ___ ло – ___
Согласные
Б Р И З
з – с я – а ла – ля
д – ___ ю – ___ ло – ___
Гласные
О З В У Ч К А
Красивее, торты, щавель, звонит, договор.
Согласные
О З В У Ч К А
Свекла, жалюзи, банты, начался, каталог.
Согласные
Т Р И А Т Л О Н
Большая клетка для крупного животного __________
Камень на берегу моря _________________
Осенняя и зимняя одежда _________________
Полупрозрачная бумага _________________
Гласные
Т Р И А Т Л О Н
Южное растение (дерево) ____________________
Танец ____________________
Первое блюдо ____________________
Высокие носки ____________________