Поисками способов структурирования информации и оптимизации мышления занимались многие исследователи. В основу метода ментальных карт положена разработка английского психолога Тони Бьюзена.
Ментальные карты (Mind Mapping) – это способ систематизации знаний с помощью схем. Суть их заключается в том, что здесь используется радиальная запись, то есть основная тема располагается в центре листа, становясь фокусом внимания.
Создавая ментальную карту, учащийся отражает связи смысловые, ассоциативные, причинно-следственные между понятиями, частями, составляющими предметную область, которую изучает.
Использование карт на уроках может проходить в разных формах:
использовать готовые карты ума, изображенные в учебниках или на плакатах;
приготовить к уроку собственные ментальные карты в виде презентаций или опорных конспектов;
по ходу изложения материала строить ментальные карты на уроке;
организовать различные виды индивидуальной и групповой деятельности учащихся по составлению ментальных карт.
Существует различные компьютерные программы (FreeMind FreeMind, The Personal Brain, XMind) и сетевые сервисы (Bubbl.us, Mindomo.com, MindMeister.com, Mind42.com) для создания карт памяти. В своей работе я использую сетевой сервис создания ментальных карт http://www.spiderscribe.net
Пример ментальной карты "Компьютерные сети" для 8 класса, которую можно использовать в процессе обобщения знаний по теме "Передача информации в компьютерных сетях".