УЧИТЕЛЬСКАЯ ДИНАСТИЯ МОЕЙ СЕМЬИ
(проектно- исследовательская работа)
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Семья – начало всех начал 4
ГЛАВА 2. Генеалогическое древо нашей педагогической династии 5
2.1. Первая ветвь генеалогического древа 5
2.2. Вторая ветвь генеалогического древа 6
2.3. Третья ветвь генеалогического древа 7
Заключение 10
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 11
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ
Когда мы произносим слово «учитель», каждый видит перед собой своего учителя, но обязательно в этом образе есть и тепло, и уважение, и благодарность. Профессия учителя необходима и очень важна. Все, кто работает в школе, любят детей и посвящают свою жизнь их воспитанию. И эту черту они передают своим родным, близким, детям. Так возникают династии. То есть каждое поколение продолжает дела своих родителей, идет по их стопам. Моя семья - это династия учителей. И поэтому эту исследовательскую работу я посвятила изучению нашей педагогической династии,чей опыт передаётся из поколения в поколение.
Цель работы: изучить педагогическую династию моей семьи
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
1. Выявить источники, рассказывающие о педагогической династии семьи
2. Собрать фотографии учительской династии.
Объект исследования: история родословной.
Методы исследования:
1. Ознакомление с историей педагогов моей семьи .
2. Поиск и изучение источников.
При написании работы использовалсяустный рассказ педагогов нашей династии.
Гипотеза: моя работа имеет значимость и необходимость для каждого члена моей семьи, показывает вклад в образование.
3
1. Семья – начало всех начал
У каждого народа, как и у каждого человека, есть своё настоящее и своё прошлое. Быстро идёт время. День сегодняшний завтра уже будет днём вчерашним и скоро останется позади, постепенно отодвигаясь всё дальше и дальше. Каждому человеку просто необходимо знать своих предков. Я благодарна тем людям, которые жили до нас, строили новую жизнь, защищали Родину, сберегли и сохранили её для нашего поколения.
Семья... как много в этом слове для каждого из нас! Все в нашей жизни начинается с семьи. Здесь мы рождаемся, делаем свои первые шаги, перенимаем опыт родителей, бабушек…Я считаю, что семья – это главное в жизни человека, и я её очень люблю!
В нашей семье есть одна особенность. В каждом поколении есть учитель. И я напишу о нашей семейной династии учителей, о близких людях, которые обладали и обладают гуманной профессией, служили и служат детям. Чем я очень горжусь!
4
2. Генеалогическое древо нашей педагогической династии.
2.1 Первая ветвь генеалогического древа.
Первой ветвью генеалогического древа я считаю свою прабабушку – Саратовскую Евдокию Ефимовну. Прабабушка родилась 14 марта 1928 года в многодетной семье, в которой воспитывалось14 детей. Но беднота, голод, тяжкие, неподвластные каждому человеку, не позволили сохранить семью в полном составе: из четырнадцати детей остались в живых только самые младшие, а их было шестеро. В эту «счастливую шестерку» и входила моя прабабушка.
Говорят, время лечит раны, но бабушка все время со слезами на глазах вспоминала своих братишек и сестренок, которые, умирая от голода, просили у мамы кусочек хлеба.
Очень трудно пришлось моей бабушке в детстве. Но даже и в том положении, в котором находилась бабушка, она себя считала счастливчиком судьбы. По ее мнению на ее долю выпала маленькая удача: бабушку забрал в свою семью ее старший брат. Пока старший брат и его жена работали в колхозе на благо фронта, бабушка занималась воспитанием их маленькой дочери. Бабушка не дала погибнуть малышке, отдавая ей больший кусочек хлеба. В благодарность за это племянница называла бабушку Дусю «нянечкой».
Но постепенно наступила пора перемен. Прошло детство, закончилась война. К этому времени моя прабабушка выросла, повстречалась с будущим мужем Саратовским Егором Родионовичем. Вскоре они поженились. После свадьбы у них появились дети: старший сын и три дочери. Это было радостное время для моей прабабушки. Время приятных забот и хлопот.
Но снова на бабушку обрушился удар: почти в одно время покинули этот мир ее мать и муж. Похоронив мужа, молодая вдова полностью посвятила себя детям.
Старалась, чтобы дома всегда для них было что-то вкусное приготовлено, чтобы одеты они были не хуже других в селе. Не реализовав из-за войны свою детскую мечту стать учительницей, бабушка проработала всю жизнь в школе техслужащей. Со слов учителей нашей школы, они помнят ее доброй, уважительной и отзывчивой. К ней всегда тянулись дети.
К сожалению осенью 5 октября 2018 года на «День учителя» нашей бабушки не стало. Это стало для всех нас огромной потерей.
Моя бабушка Вера посвятила ей стихи (Приложение №1)
5
2.2 Вторая ветвь генеалогического древа.
Второй ветвью педагогической династии стала моя бабушка - Колимбет Вера Егоровна. Именно она воплотила мечты своей мамы и стала педагогом.
Лучше друга не найти – обойди весь свет,
Лучше бабушки моей в целом мире нет.
Моя бабушка родилась 27 сентября 1952 года. Кстати, у нас с нею в один день День рождения. Прабабушка привила ей любовь к чтению, и она рано начала читать и всегда читала книги своим младшим сестрам.
Окончила бабушка Воронежский педагогический институт и стала учителем биологии и химии. В школу пришла работать в 18 лет пионервожатой и параллельно училась в институте. Когда получила профессию, стала преподавать ученикам биологию и химию в Колодеевской школе. А затем переквалифицировалась на учителя начальных классов. И с 1989 года работала учителем начальных классов. Педагогический стаж составляет 42 года.
Бабушка проводила открытые уроки и внеклассные мероприятия, передавая опыт молодым педагогам.
А еще она очень хорошо пела. Была солисткой хора, который действовал при Колодеевском клубе. Участвовали в смотрах художественной самодеятельности нашего района. Выступали с концертной программой в сельских поселениях.
Вышла замуж бабушка рано в 18 лет. Но она успевала все: работать, участвовать в художественной самодеятельности, заниматься семьей, воспитанием двух дочерей. Увлекалась поэзией и сама писала стихи, которые посвящала школе, ученикам и своим родным. Бабушка и меня учит рифмовать слова.
Сейчас она дома, занимается с моей младшей сестричкой Лерой. Нас, внуков, у нее четверо, и нам она очень помогает в учебе, всегда научит чему-то интересному, новому.
С ней никогда не соскучишься, мы все ее очень любим!
6
2.3 Третья ветвь генеалогического древа
Третьей ветвью педагогической династии стали мои мама Бережная Мария Ивановна и ее сестра, а моя тетя Саратовская Лариса Ивановна.
Начну с моей мамы – Бережной Марии Ивановны.Она родилась 9 ноября 1982 года. Пошла мама в первый классКолодеевской школы в 1989 году. Ее первой учительницей была ее мама Колимбет Вера Егоровна.
Окончив девять классов, мама поступила в Бутурлиновское педагогическое училище. После его окончания в 2001 году устроилась на работу в Колодеевскую школу воспитателем ГПД (группа продленного дня). Затем в 2002 году поступила в Воронежский педагогический институт и получила профессию по специальности «педагог-психолог». Общий педагогический стаж 12 лет. Работала учителем начальных классов в Сериковской школе. В 2018 году прошла переподготовку и преподаёт историю и общество в нашей школе
Она добрая и отзывчивая, но в то же время строгая и требовательная и очень любит свою работу. Дома мама неустанно заботится о нас. Мама помогает готовить уроки, занимается с сестричкой.
Сестра моей мамы, а моя тетя – Саратовская Лариса Ивановна.
Саратовская Лариса Ивановна родилась 29.09.1971г. Имеет два высших образования. После окончания института в 1994г. вернулась в родное село. Наступало первое сентября, а в нашей Колодеевской школе внезапно заболела учитель немецкого языка. Она и порекомендовала директору школы на время своего больничного на должность учителя пригласить мою тетю Ларису Ивановну, так как она помнила ее способной, ответственной, умной. И тетя не подвела свою учительницу и школу. Каждый день, готовясь к урокам, она ходила за советами к своей бывшей учительнице.
7
А когда та вышла через несколько месяцев на работу, директор школы не хотел терять такого ответственного и хорошего учителя и предложил тете поработать пионервожатой.
С тех пор свою жизнь моя тетя связала со школой.
Через несколько лет ее назначили на должность заместителя директора по воспитательной работе. Позже она вновь вела в нашей школе немецкий язык.
Педагогический труд моей тети неоднократно отмечался: она имеет много благодарностей администрации школы, награждалась грамотами отдела по образованию Бутурлиновского муниципального района, грамотой администрации Бутурлиновского муниципального района, награждена дипломом департамента образования Воронежской области (Приложение №2).
В сентябре 2013г. была назначена на должность директора МКОУ Колодеевская ООШ.
Моя тетя - добросовестный, исполнительный, пунктуальный человек. Умеет ценить и правильно распределять своё рабочее время. Обладает способностями быстро налаживать контакты с различными людьми, поддерживать добрые взаимоотношения.
А еще я хотела бы рассказать о двоюродных сестрах мамы, которые тоже являются ветвью педагогической династии в нашей семье. Они родные племянницы моей бабушки - это Бачурина Елена Владимировна и моя крестная Кабирова Юлия Владимировна.
Бачурина Елена Владимировна родилась 19.06.1974 г. в рабочем поселке Елань-Колено Новохоперского района. В 1976 году ее родители переехали в свое родное село Колодеевку, где в 1981 году она пошла в первый класс. В 1985 году родителям в очередной раз пришлось сменить место жительства. Они переехали в Новоусманский район село Бабяково. Там тетя Лена закончила школу. Учась в школе, как она рассказывала, мечтала быть учителем. Но вопреки своей мечте вся ее жизнь связана с дошколятами.
В 1991 году поступила в ВГПУ на заочное отделение естественно-географического факультета, отделения учитель биологии. Параллельно обучаясь в педуниверситете , поступила на работу в Бабяковский детский сад. Ее путь был долгим.
8
От помощника воспитателя до заведующего детским садом.
«Мой любимый детский сад-это то место, где я могу передать свою огромную любовь детям, уважение и знания коллегам, то, чем я живу сама,» - как говорит тетя Лена.
За время работы в МКДОУ «Бабяковский детский сад» была отмечена почетной грамотой Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, грамотой Администрации Новоусманского муниципального района, награждена дипломом отдела образования, опеки, спорта и молодежной политики администрации Новоусманского муниципального района, райкомом профсоюза работников образования и наукиза высокое исполнительское мастерство в районном смотре художественной самодеятельности работников образования под девизом: «Пока мы едины, мы непобедимы», благодарность отдела по культуре администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области за сохранение и развитие культуры на территории Бабяковского сельского поселения. С 2015 года является депутатом Бабяковского сельского поселения. (Приложение №3).
«Очень важно для руководителя иметь команду единомышленников. Я руковожу стабильным и творческим коллективом, способным работать в режиме поиска» - цитирую слова своей тети.
Моя крестная Кабирова Юлия Владимировна родилась 30.06.1983 г. в селе Колодеевка. В 1985 году родителям пришлось сменить место жительства. Они переехали в Новоусманский район село Бабяково.
Окончив девять классов, крестная поступила в Бутурлиновское педагогическое училище. После его окончания в 2002 году устроилась на работу в Бабяковскую школу секретарем. В2003году поступила в Воронежский государственный университет и получила профессию по специальности учитель истории. С 2005 года преподает историю в Бабяковской школе. Также крестная руководит методическим объединением классных руководителей в школе. Она часто выступает на педсоветах, родительских собраниях, проводит воспитательные беседы и семинары для учащихся и их родителей. Ведёт общественную работу, выступает с художественной самодеятельностью. Имеет грамоты.
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»,- говорил знаменитый русский историк Василий Ключевский. Я не сомневаюсь, что эти слова являются подтверждением успехов моих родственников в обучении и воспитании детей.
9
Заключение
Сейчас мне всего 8 лет. Я люблю играть в школу, где я учитель, а мои ученики- игрушки. В нашей семье мы все понимаем ценность и необходимость образования.С детства окружённая школьной атмосферой, порой, и я задумываюсь о выборе профессии учителя. Возможно, я тоже продолжу учительскую династию.
Завершив исследование, я пришла к следующим выводам:
Семья оказывает решающее влияние на личность ребёнка, а также на взрослых членов семьи.
Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящем.
Родители передают детям жизненный опыт, правила и традиции, прививают манеры поведения, закреплённые в обществе.
На примере своей семьи я поняла, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надёжные люди, которые придут на помощь в трудную минуту.
Вот так шаг за шагом открывалась передо мной история моей семьи. Я думаю, что материалы моего проекта будут полезны для уроков окружающего мира, внеклассных занятий, так как каждый человек должен знать своё настоящее и прошлое. И может быть спустя много лет кто-нибудь из внуков или правнуков напишет историю моих предков, а основой для его работы станет вот это моё исследование.
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!
Пусть дети и взрослые помнят всегда –
Семья – это главное! Через года
Сумейте вы счастье свое пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!
10
Список источников и литературы
Источники:
Архив семьи Бачуриных: грамоты, награды, фотографии;
Архив семьи Саратовских, Колимбет, Бережных: грамоты, фотографии;
Воспоминания Колимбет В. Е.
Воспоминания Саратовской Е. Е.
Список литературы:
Кочевых С. В. Методическое пособие по проведению генеалогических разысканий. С.-Петербург, 2006
11
Приложение №1
На жизнь ее всего пришлось:
Все больше горя да печали.
Не часто видеть привелось
Ей радости. Года все мчали…
Вся жизнь сплошное испытанье.
Казалось, больше нету сил.
Не стало мужа в ее доме.
«Крепись», - ей каждый говорил.
Она крепилась, как могла,
И верила, детей растила.
Но тут беда опять подстерегла,
Опять она в себе ее носила.
И носит до сих пор, глядя на сына.
Судьба, тебе в укор.
Да развеж это ты просила?
Опять надеялась и вдруг:
Страшнее горя не бывает.
Померкло все для ней вокруг-
Внезапно дочка умирает.
И в память о себе самой
Ей крошку – внучку оставляет.
«О, Господи! – кричит душа,
В чем провинилась пред тобою?
И почему в моих глазах
Всегда дежурная слеза
12
И без воды меня умоет?»
Вот так жила,
Боялась оступиться.
Да мало ли чего
Пришлось ей испытать?
Седые волосы, глубокие морщины
О прожитых годах дают ей знать.
(Колимбет Вера Егоровна)
13
П риложение №2
14
П риложение №3
15