УМК «Начальная школа ΧΧΙ века») 1класс.
Автор учебника: В. Н. Рудницкая
Урок математики
Тема: на сколько больше или меньше.
Тип урока: открытие нового знания
Задачи:
Образовательная:
- формирование умения сравнивать два числа, применяя вычитание;
-уметь формулировать правило сравнения чисел.
- интерпретировать полученную информацию – переформулировать практические задания в учебные задачи урока (Чему буду учить себя? Как это делать?);
- формировать первоначальные навыки сбора информации, используя вопросы познавательного характера;
-отрабатывать навыки работы с текстовой и в нетекстовой информацией.
- учить отвечать на вопросы по прочитанному.
- формировать умения оценивать свою работу.
Развивающая: - развивать алгоритмическое и логическое мышление, воображение, внимание, память, фантазию;
развивать умения задавать вопросы познавательного и учебного характера;
-развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;
- совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со сверстниками.
Воспитательная: воспитывать культуру общения, умение работать в парах, группах, слушать друг друга, воспитывать чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.
Цели:
Формирование умения сравнивать два числа;
Формировать умения решать задачи на разностное сравнение
Формировать метапредметные познавательные, коммуникативные и
регулятивные универсальные учебные действия: учить анализировать объекты;
создавать условия для развития наблюдательности, внимания, математической речи, мыслительных операций; способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом, как основы для формирования духовно-нравственных компетенций; воспитанию интереса к предмету.
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.
Методы: проблемный, наглядные, практические.
Формы проведения урока: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Материалы и оборудование:
Для учащихся:
Для учителя
презентация к уроку;
мультимедийная техника;
фотоаппарат
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
-ИКТ - технология (презентация).
Ожидаемый результат:
уметь сравнивать два числа, применяя вычитание;
уметь формулировать правило и применять его при сравнении чисел;
совершенствование вычислительных навыков в пределах 20;
повышение активности учащихся на уроках;
улучшение результатов обучения;
использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия
Базовые
Личностные универсальные учебные действия:-
навыки конструктивного взаимодействия,-
адекватное реагирование на трудности.
Используем задания направленные на творческое самовыражение .
Используем прием, обучающий умению конструктивного взаимодействия (Как правильно задать вопрос и ответить на него, не обидев личности другого). Связь мотива "Хочу помочь справиться с трудной ситуацией" и целью (результатом) занятия: "Я смогу находить разные варианты решения трудных ситуаций".
Познавательные универсальные учебные действия: - используем задания, в которых ребенок предлагает и выбирает варианты способов решения сложных ситуаций;
Регулятивные универсальные учебные действия:-способность к волевому усилию - к выбору в трудных ситуациях и преодолению препятствий.
Коммуникативные универсальные учебные действия: - умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы. Используем: групповую дискуссию, побуждающий диалог.
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия: -планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (поэтапное прохождение заданий);
Познавательные универсальные учебные действия: - умение структурировать знания;- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей; построение логической цепи рассуждений, доказательств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока
Методы:
дискуссионные методы (побуждающий диалог, подводящий диалог, групповая дискуссия, анализ конкретной ситуации)
Технологии:
проблемно-диалогическое обучение, деятельностный подход в обучении;
организация учебного сотрудничества (партнерство в отношениях на уроке: учитель интересуется мнением учащихся, побуждает к самостоятельному выбору вариантов решений)
Оборудование:
Для учащихся: учебник В.Н.Рудницкой «Математика», 1 класс в 2-х ч., ч.2 -
М., «Вентана – Граф», 2011г.; рабочая тетрадь ч.3, тетрадь ручка, синий и красный карандаши, веер.
Для учителя: проектор
Использованные источники:
Рудницкая В.Н. Учебник математики 1 класс, часть 2, / Издательство «Вентана-Граф», серия «Начальная школа 21 века», стр. 96-97, 2013 г
Поурочное планирование по учебнику Рудницкой В.Н. Математика 1 класс, часть 2/ Издательство «Вентана-Граф», серия «Начальная школа 21 века», 2013 г
Рабочая тетрадь, часть 3 / Издательство «Вентана-Граф», серия «Начальная школа 21 века», 2014 г
Ход урока
Этапы урока | Материал ведения урока | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
I. Организационный этап. Создание мотивации успеха. | Солнце на небе проснулось. Нам, ребята, улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем. Лучик солнышка возьмем И к сердечку поднесем. - Вы чувствуете солнечное тепло? Подарим свои улыбки друг другу. Пусть сегодня на уроке благоприятствует теплая дружеская атмосфера. | Выполняют движения, эмоционально настраиваются на урок. | Регулятивные (саморегуляция) |
II.Актуализация знаний учащихся. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | - Ребята нам пришло письмо, оно необычное. - От кого оно и что там написано? - Чтобы оно открылось, надо ответить на вопросы: (счёт от 10 до 20 и обратно) Какое сегодня число? Какой день недели? Какой он по счёту? Между какими днями находится? Если сегодня понедельник, то сколько дней осталось до субботы (4)? А какой сейчас месяц? Какой он по счёту в году (4)? Назовите весенние месяцы. Учитель читает текст. СЛАЙД 2 -Дорогие ребята злая волшебница похитила нас, чтобы мы не могли смешить детей, дарить им радость и веселье. Освободите нас. Смешарики. - Сможем ли мы помочь Смешарикам? - Что для этого надо? - Правильно, нам пригодятся наши знания, умения, но мы должны узнать ещё что-то новое. Прочитайте тему урока и подумайте, чему мы должны научиться? СЛАЙД 3 - Что хотите узнать сегодня на уроке? - Чему научиться? - Позовём кого-нибудь на помощь или справимся сами? | Высказывают свои предположения детей Формулирование темы, цели урока. | Коммуникативные УУД.(формирование умение слушать и понимать других). Личностные УУД (Смыслообразо вание) Коммуникатив ные УУД (Планирование учебного сотрудничества) |
Закрепление и обобщение изученного материала. | - Но если нам будет очень трудно, обратимся к Магу. СЛАЙД4 Он предлагает нам решить задачи. - У Мага 7 колдовских книг и 3 волшебные палочки. Сколько волшебных предметов у Мага? -Почему ответ именно такой? - В первой волшебной книге 9 заклинаний, а во второй на 2 меньше. Сколько заклинаний во второй книге? - Докажи, что твой ответ правильный. - Большой рейсовый ковер-самолёт вмещает 5 пассажиров. Сколько пассажиров может перевезти ковер-самолет за два рейса? 10 -Почему получились такие варианты ответов? - За сколько рейсов он может перевезти наш класс, если в классе 27 человек? За 6 рейсов. - Мы выберем ковер-самолет, на котором отправимся спасать Смешариков. СЛАЙД 5 - Посмотрите на них внимательно. Как вы думаете, на каком из них мы полетим? (веер) -4 -3 5 1 12 9 13 9 13 10 12 8 11 8 11 6 3 0 - Почему? - Можно исправить другой ковёр? - Как это сделать? Отправляемся в путь - На пути дремучий лес, в лесной чаще спрятаны Смешарики. Чтобы их найти, надо проложить дорожки. -Вспомним, как мы это делаем. -Что показывает синяя стрелка, что показывает красная стрелка? - Составьте предложения о парах чисел. (Учебник с .97 № 6.) Выполнив это задание, мы нашли Бараша (СЛАЙД) в дремучем лесу. | Дети решают задачи, ответ показывают веером, доказывают. Проверяют с доски Задачу решают хорошо подготовленные ученики Закрепление знаний о составе чисел Рассматривают картинку с двумя коврами самолётами. Устно решают примеры Объясняют свой выбор Читают высказывания, изображенные с помощью стрелок | Коммуникатив ные УУД (Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Коммуникативные УУД(Контроль и коррекция действия партнера) ПознавательныеУУД (Моделирование) |
«Открытие» нового знания. Упражнения в применении полученных знаний Физминутка | - Отправляемся дальше на поиски остальных. - Давайте предположим, куда могла спрятать волшебница других Смешариков. Перед нами дверь в волшебную книгу. Давайте мы ее откроем и отправимся на поиски Смешариков, выполняя задание. Работа по учебнику стр. 96 №1. - Перед нами коробки для елочных игрушек и игрушки. - Сколько коробочек? - Сколько игрушек? - Как узнать, на сколько больше коробочек, чем игрушек? Выскажите свои предложения. - Где мы можем найти более точный ответ ? (учебник) Посмотрим нашу волшебную книгу (учебник с. 96) , прочтем правило и сделаем небольшое открытие. Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо: СЛАЙД 1. Сравнить числа, 2. Найти большее, 3. Вычесть из большего меньшее число. - Коробочек на 3 больше, чем игрушек. Повторим 1 раза наше правило, чтобы увидеть Смешариков. Но Смешариков не видно, чтобы их найти надо решить задачу. Работа в тетради. Стр. 96 №2.1 Коллективная работа. Ученик у доски. Вывод: Как узнать на сколько уток меньше, чем кур? (правило хором) Кар-Карыч освобожден. (СЛАЙД) СЛАЙД - Решив задачи из учебника, мы спасем еще двоих Смешариков. - Дети решают задачу с 96 №2(2). (самостоятельно, один у доски, кол. проверка) - Почему выбрали знак вычитания? - Девочки спасли Нюшу, мальчики Копатыча. (СЛАЙД) | Высказывают свои предположения. Работа с иллюстрацией Работа с учебником. Чтение правила 8 и 5 8 больше 8-5=3 Повторение правила Читают задачу с доски Записывают решение в рабочую тетрадь. Дети выполняют движения Самостоятельное решение задач. ученик работает у доски. Проверка. | Познавательные УУД (Поиск и выделение необходимой информации.Построение цепи рассуждений, доказательство) Регулятивные УУД (Планирование) Регулятивные УУД (Саморегуляция) |
Применение полученных знаний. | - Отправляемся дальше. Впереди болото, на островке Лосяш. - Что такое болото? - Как по нему можно пройти? - Надо выбирать твердые большие кочки. Наступать будем на кочки и отвечать на вопросы: На сколько: 3 меньше 5 (5-3=2) запись решения на доске и в тетради. 8 больше 6, 10 больше 6, 4 меньше 13. Вывод: Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого? (правило) - Мы почти дошли до островка, но до Лосяша нам не дотянуться. - Что предлагаете сделать? (взять предмет, палку) -Какую геом. фигуру напоминает палка? (отрезок) -Отрезки можно найти в рабочей тетради на с. 65 № 3. Прочитайте задание. - Что бы вы хотели узнать об этих отрезках? - Измерьте отрезки, узнайте на сколько см синий отрезок длиннее красного? Запишите решение и ответ. (8-3=5) - Сравните ответ с товарищем. -Назовите ответ. - Молодцы вы все правильно решили и спасли Лосяша. СЛАЙД | Фронтальный опрос Самостоятельная работа Взаимопроверка | ПознавательныеУУД (Постановка и формулирование проблемы) |
Самостоятельная работа | - Теперь можно отправляться домой, но Злая Волшебница перекрыла нам дорогу рекой. (СЛАЙД) - Как нам переправиться через реку? - Построим мост из примеров в течении 1 минуты. Тетрадь с.66 № 5 1 ряд решит 1 столбик, 2 ряд - 2 столбик, 3 ряд - 3 столбик. - Проверка примеров. (учитель читает ответы) 1 ряд 2 ряд 3 ряд 5+4 10-3 9+2 11-6 6+9 14 – 6 13- 5 4+4 7+4 9+3 15-6 6+5 12-6 8+5 12-5 -Мост готов. Мы спасли Смешариков и возвращаемся домой. | Самостоятельное решение примеров. - Проверка примеров самостоятельно с доски | Регулятивные УУД (Контроль) Познавательные УУД (Доказательства) |
Итог | - Какую цель ставили себе на урок? -Что было интересного на уроке? - Какое открытие сделали? -Где можно использовать полученные знания? - Довольны вы своей работой на уроке? Покажите смайлик. СЛАЙД | | Регулятивные УУД (Оценка) |