Конспект урока русского языка в 3 классе
Дата:09.02.2016.
Тема: Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями.
Цель: Ознакомление учащихся с местоимениями 1, 2, 3-го лица и правописанием предлогов с местоимениями.
Задачи: Познакомить с местоимениями 1, 2, 3-го лица.
Научить изменять местоимения по словам-действиям и вопросам в нужную форму.
Сформировать правильное правописание предлогов с местоимениями.
Развивать совокупность познавательных процессов (мышление, память, речь), уметь анализировать, синтезировать.
Воспитывать взаимопомощь, аккуратность, уметь работать в парах.
Оборудование: карточки с местоимениями, таблица.
Ход урока: 1. Организационный момент.
-Приветствие и настрой.
-Запись числа и классной работы в тетради.
2. Изучение нового материала.
На доске задание:
-Прочитайте, найдите в каждой строчке лишнее слово и запишите.
а) яма, я, Яша, яблоко
б) они, очи, око, глаз
в) он, вы, она, оно
Беседа:
- К какой части речи относится эта группа слов?
- Перечислите местоимения, которые вы запомнили.
-Почему мы употребляем в речи местоимения? (чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного)
В чем особенность этой части речи?
Я, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, МЫ ОНИ
Можно ли эти местоимения разделить на группы? (ед. ч, мн. ч.)
На доске: Реплики диалога. (дети читают про себя, а затем вслух)
-Алло! Это я. Ты хорошо меня слышишь?
-Да, хорошо.
-Мне нужна Маша. Скажи, она дома?
-Нет, ее нет.
-А Саша? Где он?
*Кто может сказать о себе "я"? (тот, кто начинает разговор, называет себя я)
*А кого можно назвать словом "ты"? (второго участника диалога)
*Эти двое говорят о ком-то еще, кто не участвует в диалоге. Какие местоимения указывают на них? (он, она)
*Кто был первым лицом в диалоге? (тот, кто называл себя я)
*Кто второе лицо-участник диалога? Какое местоимение указывает на него? (ты)
*О каких "третьих лицах" разговаривают участники диалога? (Маша, Саша). Какие слова на них указывают?
-На какие группы мы с вами разделили местоимения?
Вывод: Местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они - это личные местоимения. (таблица вывешивается на доску)
-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока!
На доске: Прочитайте загадку. Отгадайте ее.
Я капелька лета
На тоненькой ножке
Плетут для меня
Кузовки и лукошки. (Ю. Кушак)
(гриб)
-Какие местоимения встретились в загадке?
(Для) меня - это местоимение? Докажите. А слово для? Как написано местоимение с предлогом? Почему?
-Давайте пронаблюдаем, как изменяется местоимение я.
На доске записаны слова - действия и вопросы. Поставьте слово я в нужную форму.
Был (кто?) я
спросил (у кого?) у _ меня
подошел (к кому?) ко _ мне
спрятался (за кого?) за_ меня
ходил (с кем?) со _ мной
нашел (в ком?) во _ мне
Самостоятельно на доске ученик изменяет с помощью этих вопросов слово ОН.
(он, У НЕГО, к нему, ЗА НЕГО, с ним, В НЕМ)
-Как вы написали местоимение с предлогом?
-Какие выводы можно сделать?
МЕСТОИМЕНИЕ- изменяемая часть речи, при этом у личных местоимений меняется не только окончание, но и вся основа. У местоимений 3-го лица появляется буква Н. (У него, к ним, за неё).
3. Домашнее задание: упр. 2 стр. 63
4. Итог урока.
-Чему учились на уроке?
-С какими орфограммами работали на уроке?