Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
Методическая разработка урока
Предмет: Математика Класс: 1
Тема: Прибавление и вычитание 2.
Тип урока: изучение нового материала.
Автор разработки:
Томилло Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов средней школы №8,
г. Подольск - 2009
Методический комментарий.
Все более широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс показывает интерес к нему со стороны педагогов. Это обосновано следующими факторами:
красочность и наглядность информации;
эстетичность подачи материала;
расширение горизонтов получения дополнительной информации, в том числе готовых электронных пособий;
экономия времени урока;
возможность разнообразия подачи информации;
удобство размножения раздаточного материала;
возможность создания банка дидактических материалов в памяти компьютера;
другие.
Все эти факторы, несомненно, способствуют повышению эффективности урока.
Работа была выполнена на основе программ «Word», «PowerPoint», входящих в состав офисного пакета «Microsoft Office XP». Поэтому для использования разработанных документов вам потребуется операционная система «Windows 98» и выше с соответствующим офисным пакетом программ.
Для развития познавательного интереса учащихся урок спроектирован и проводится с помощью компьютерной техники. Для удобства использования данного проекта учителями каждый слайд снабжен записями автора, в которых указано рекомендованное время демонстрации слайда. Многие слайды включают в себя анимацию.
Предлагаемая разработка урока рассчитана на разноуровневый состав класса. Данный урок способствует формированию у учащихся навыков устного и письменного счёта. Поэтому знания, полученные на уроке, важны не только для решения примеров на этом уроке, но в дальнейшем освоении математическими вычислениями.
Структура урока соответствует выбранному типу урока и включает следующие этапы:
Организационный момент, постановку темы и целей урока, предполагаемых видов деятельности, эмоциональный настрой.
Актуализация опорных знаний, жизненного опыта учащихся.
Изучение нового материала
(физкультминутка)
Самостоятельная работа
Фронтальная работа
Закрепление и использование полученных знаний при выполнении самостоятельной работы.
Подведение итогов урока в виде рефлексии, предполагающей самооценку и суждения учащихся о своей деятельности на уроке, о том, какое сложилось у каждого ученика мнение об уроке и что им хотелось бы пожелать.
На уроке используются различные формы работы: коллективная (фронтальная) работа, индивидуальная.
Разнообразие используемых на уроке активных методов (словесные – использование компьютерных слайдов, беседа; наглядные – слайд-шоу, практические, выполнение тестового задания, работа с учебником и др.) способствует включенности в работу учащихся с различными видами восприятия и позволяет учащимся лучше усвоить новый материал. Возрастные особенности учащихся предполагают соблюдение принципов занимательности, доступности, наглядности материала.
Большое внимание на уроке уделяется формированию адекватной самооценки через сравнение своих результатов с образцами и составления картины деятельности» на уроке. Важно на уроке использовать доступный материал.
Ц е л и: создать условия для | Образовательные: | Усвоения предметных знаний | Знакомства детей с правилами вычисления примеров (прибавить и вычесть 3) |
Формирования предметных умений | Формирования умений - вычислять результаты примеров на 3 - применять знания в ходе решения примеров и задач |
Формирования межпредметных умений (ОУУН) | Развития умений |
Развивающие: | Развития речи | Развития умений грамотно формулировать мысль выражать мысли правильно построенными предложениями обогащать словарный запас новыми терминами |
Развития внимания
| Концентрации. Переключаемости. Мобильности. |
Развития познавательного интереса
| Развитие интереса к предмету и познавательного интереса через показ важности и полезности информации для каждого человека. |
Воспитательные: | Развития личностных качеств | Целеустремлённости через потребности ставить перед собой цели и достигать их. Чувства собственного достоинства через формирование адекватной самооценки у учащихся. Развитие заинтересованности в изучении математики. |
Формирования активной жизненной позиции | |
Структура целей урока: Педагогический и методический сценарий урока.
Этап урока | Дидактическая задача | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Показатели выполнения задачи | Приложения |
Организация начала урока 3 мин | Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя. | Психологическая подготовка учащихся к активной работе на уроке. | Выполнение психологического упражнения. | Кратковременность, быстрота включения учащихся в деловой ритм, готовность класса и оборудования. | |
Минутка чистописания. 2 мин | Повторить написание цифры 2. | Показ написания цифры 2. Контроль за выполнением задания. | Написание цифры 2, сравнение её с образцом. | Красивое написание цифры. | Таблица с цифрой 2. Компьютерные слайды 2-4 |
Устный счёт и переход к изучению нового материала. 5 мин | Активизация и актуализация опорных знаний и умений. | Сообщение темы урока, целей, предполагаемых видов деятельности. | Формирование дидактической цели; формирование потребности в усвоении знаний. | Принятие цели учащимися. | Компьютерные слайды 5- 8 |
Изучение нового материала. Физкультминутка. 15 мин
| Формирование у учащихся общих знаний: Приёмы сложения и вычитания с числом 2. Применение этих знаний на практике. | Объяснение нового материала с опорой на знания учащихся с использованием компьютерных слайдов. Организация деятельности учащихся по усвоению новых знаний. Организация практической работы. | Усвоение новых знаний. Выполнение практической работы по решению примеров с числом 2. | Включение учащихся в активную УПД. | Компьютерные слайды 10 - 13 |
4. Закрепление знаний ранее изученного материала 10 мин | Систематизация знаний. | Организация фронтальной работы. Организация устной работы (ответы на вопросы) | Выполнение № 7,8. на с.75. | Правильность и быстрота выполнения задания, активность участия в коллективной работе. | |
5. Подведение итогов урока. 3 мин. | Анализ успешности овладения ЗУН и способами деятельности. | Организация общения для самостоятельного подведения итогов. Рекомендации учащимся по ликвидации пробелов. Оценка активности учащихся. Оценка качества учебной деятельности учащихся словесно. | Составление «картины» деятельности на уроке: «Мы узнали…», «Мы учились…», «Мы смогли…», «У нас не получилось…», анализ её успешности: « На уроке было легко…», «На уроке было трудно…», «На следующем уроке необходимо поработать над…». | Формулировки новых знаний и умений, путей их формирования, причин успеха и неуспеха. | Компьютерные слайды |
Приложение
І. Организационный момент.
Организации класса на работу на уроке, проверка готовности.
ІІ. Минутка чистописания.
Работа в тетради. Повторение написания цифры 2. Чтение стихов о цифре 2.
А) – Назовите числа (слайд 2)
- Назовите и покажите эти числа в порядке уменьшения.
- Какое число пропущено?(2)
А вот это цифра два,
Полюбуйтесь какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею! (слайд 3)
С.Я. Маршак
- Пропишите цифру 2. (слайд 4)
Ребята многие из вас уже умеют считать, могут сосчитать и свои игрушки, и своих друзей, и деревья в саду, и многое другое. А в далёкие времена люди с большим трудом научились считать сначала до двух и только через много-много лет начали продвигаться в счёте. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали «один, два, много», то после двух было «все».
III. Устный счёт
1.Игра «Ты мне – я тебе» (слайд 5)
- Задавайте примеры своему соседу. Помните, у вас есть помощник – числовая прямая.
2.Решение задач: ( слайд 6-7 )
а)На снегу сидело 5 голубей, 2 голубя улетело. Сколько голубей осталось?
б)В реке плавало 6 рыб, 2 рыбы приплыли . Сколько рыб стало?
3.Повторение состава числа 2. (слайд 8)
- Из каких чисел состоит число 2?
2 = 1 + 1
IV. Физминутка (слайд 9)
V. Изучение нового материала
а) - Нужно прибавить 5 + 2. Как это можно сделать? (слайд 10)
5 + 1+ 1
- Сколько всего прибавили? (слайд 11)
- Нужно вычесть 5 – 2. Как это можно сделать? (слайд 12)
5 – 1 – 1
- Сколько всего вычли? (слайд 13)
б) Работа по учебнику с. 76, №1. Выполнение задания в тетради и у доски.
-Как можно прибавить и вычесть число 2?
VI.Физминутка (слайд 14)
VII. Закрепление ранее изученного материала
Задания из уроков КиМ (2 ч., урок15, зад. 2,3)
2. Решение задач с.75, №7(слайд 15) , 8(слайд 16)
Составление схемы и решение задачи.
- Что известно в задаче?
- Что нужно найти?
- Каким ариф. Действием будете решать? Почему?
- Запишите равенство.
VIII. Подведение итога урока (слайд 17)
-Мы узнали…,
-Мы учились…,
-Мы смогли…,
-У нас не получилось…,
-На уроке было легко…,
-На уроке было трудно…,
-На следующем уроке необходимо поработать над….