Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каракулинская средняя общеобразовательная школа»
«Не забывай свое каракулинство»
Урок по факультативу «Мой край – Удмуртия»
в 3 классе
Выполнила:
Коренева Елена Васильевна
учитель начальных классов,
I квалификационной категории
2019 г.
Пояснительная записка:
Факультатив «Мой край – Удмуртия» в начальной школе развивается в непосредственной связи с общими, учебно-воспитательными задачами школы; они содействуют осуществлению прочной связи обучения с жизнью и нравственным воспитанием.
Под изучением своего края понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения является социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие республики, района, села; природные условия и т. д.
Школьники получают знания по изучению своего края на уроках факультатива в ходе изложения учителем учебного материала или работы с учебными пособиями, а также путем научно-исследовательской работы.
Специальное значение этого учебного предмета, состоит в формировании у обучающихся представлений об истории и культуре народов Удмуртии, а также в формировании ценностных ориентиров, высоких морально-этических норм у подрастающего поколения через познание и позиционирование самого себя как носителя определённой культуры, исторически связанной с родной землей и поколениями предков.
Программа закладывает основу для содержательного взаимодействия школы с семьей и построения логично развивающейся системы воспитания в начальной школе с многообразными формами внеклассной и внешкольной работы во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования и культуры.
Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего села, района, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Удмуртской Республики; познакомить с достопримечательностями и людьми, строившими и прославившими родной край.
Каждый человек любит то место, где он родился. Наша малая Родина – это Каракулинский район, где мы учимся и работаем, он особо дорог нам и друзьям. Казалось бы, обычное село, со своими проблемами, но оно у нас уникальное. Спросите, чем? С самого раннего детства, в летний и зимний периоды времени, мы ежедневно видим здесь туристов, а приезжают они полюбоваться нашей природой. И это еще не все, что привлекает людей с разных уголков нашей земли в Каракулинский район. Мы сумели сохранить историю своего народа, культуру, традиции, конечно не в первоначальном виде, но все же … Родная сторона становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю.
Урок обобщения знаний.
Цель урока: обобщить знания учащихся о родном крае. Расширить представление о малой Родине, о разнообразии ее природы, познакомить с некоторыми сведениями из истории села, продолжить знакомство с талантливыми и известными людьми Каракулинского района; формировать эмоционально – целостное отношение учащихся к своему краю, воспитывать любовь к Родине, углубить и расширить экологические знания учащихся; формировать чувство бережного отношения к природе.
Задачи урока: 1) закрепить полученные за год знания о родном крае;
2) развивать коммуникативные способности учащихся, формировать умение работать в группах, умение строить ответы на поставленные вопросы;
3) воспитывать дисциплинированность, уважительное отношение к сверстникам и взрослым, любовь к родному краю, чувство гражданственности и патриотизма.
Оборудование: авторский видеоролик о Каракулинском районе, презентация, мультимедийный проектор, экран, фишки с наименованием количества баллов, макет карты Каракулинского района УР, карточки с изображением достопримечательностей Каракулинского района.
Используемые педагогические технологии:
Игровая, ИКТ, проблемная, здоровьесберегающая
Ожидаемые результаты:
Предметные: уметь кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации.
-привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края,
-применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Личностные УУД:
-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей)
- ценить и принимать базовые ценности «родина», «семья». Уважение к своей малой родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, Удмуртии, Каракулинском районе.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания - самоконтроль, коррекция;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, видеоинформации, используя свой жизненный опыт, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее;
-развивать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-строить речевое высказывание в устной форме;
Устанавливать причинно-следственные связи;
-моделировать информацию;
-уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение;
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход урока:
1. Оргмомент
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами пройдет необычный урок. Мы с вами в течение года изучали наш родной край, его особенности, природу, знаменитых людей села и Каракулинского района.
2. Постановка целей и задач урока, мотивация
- Как вы думаете, что будет необычного в нашем уроке, чем сегодня мы будем заниматься? (Сегодня на уроке мы будет обобщать знания по изученным темам факультатива)
- Правильно! А почему урок будет необычный? (Мы проверим наши знания при помощи какой-либо игры)
- Вы абсолютно правы. Мы сегодня с вами будем играть. Тем самым еще и вспомним все то, что мы знаем о нашем районе, о нашей малой Родине.
3. Основная часть. Обобщение полученных знаний. «Своя игра»
- Как называется наш родной край? (Удмуртия)
- Конечно это Удмуртия, край родниковый. А самый родниковый район республики- наш – Каракулинский, вы уже знаете, что в этом году наш район юбиляр. Сколько лет ему исполнится в этом году? (90 лет) С какими словами у вас ассоциируется словосочетание – Каракулинский район, побеседуйте с соседом по парте, а потом мы с вами проверим (идет обсуждение)
- Давайте поверим ваши слова-ассоциации (слова записываются на доске)
(Родниковый край, Родина, дом, район, река, Кама, село, храм, достопримечательности, юбилей, 90 лет …)
- Слов огромное количество, сейчас я вам предлагаю, используя эти слова, составить рассказ для туристов о своем районе, как бы вы могли вкратце презентовать ее, работаем в парах (идет работа в парах, дети составляют рассказы для туристов о районе)
- Давайте представим, что я иностранный турист, что бы вы могли мне рассказать о Каракулинском районе (идет проверка рассказов).
- Все большие молодцы, мне очень захотелось побывать в каждом из этих замечательных уголков Каракулинского района, так обязательно сказал бы настоящий турист.
- Сейчас мы отдохнем и дальше продолжим урок.
Физкультминутка (подвижная музыка с имитированием движений)
- Итак, мы начинаем игру, посвященную нашему любимому краю. Но прежде я предлагаю вашему вниманию видеоролик о нашем районе, информация в нем, в дальнейшей игре может пригодиться.
Видеоролик «Моя родина – Каракулинский район»
- Правила игры просты, мы не раз с вами играли в подобные игры. Но еще раз повторю. Вы видите на экране таблицу с категориями:
Растения Каракулинского района
Животные Каракулинского района
Достопримечательности Каракулинского района
Природа Каракулинского района
Известные люди и интересные факты о Каракулинском районе
- В каждой категории будет по 5 вопросов, каждый вопрос имеет свое количество баллов. Ваша задача сейчас составить две группы (дети объединяются в группы в зависимости от ряда, на котором они располагаются, дают названия своим командам, связанные с тематикой родного края)
- Каждая группа по очереди будет выбирать себе категорию и номер вопроса. За правильный ответ вы получаете те баллы, которые указаны в выбранном вам вопросе. Если же вы даете неправильный ответ, то на этот же вопрос может ответить другая команда и получить баллы. Я буду выдавать карточки с количеством баллов за выбранные ответы и карточку с изображением той или иной достопримечательности или факта о Каракулинском районе. В конце игры мы получим заполненную карту с маршрутом для туристов, а также подведем итоги и узнаем, какая команда станет победителем и получит золотой кубок знатоков родного края, а какая – получит серебряный кубок знатоков родного края.
- Готовы? Тогда мы начинаем «Свою игру», определим победителей и вспомним все то, что связанно с нашей малой Родиной. Кого-то из вас по ходу игры будет ждать небольшой сюрприз.
(Проходит игра, дети выбирают вопросы, дают ответы, за правильный ответ учитель дает карточки с количеством баллов за выбранный вопрос).
Растения Каракулинского района | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Животные Каракулинского района | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Достопримечательности Каракулинского района | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Природа Каракулинского района | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Известные люди и интересные факты о Каракулинском районе | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Растения Каракулинского района
10 – какое лекарственное растение изображено в видеоролике о Каракулинском районе, его цветок - хороший медонос, даёт пчёлам нектар и пыльцу (василёк)
20 – лекарственное растение, помогает от болезней желудка, от воспалений, является символом крепкой семьи (ромашка)
30 – растение, растущее в лесу, им питается большой зверь (малина)
40 – самое почитаемое культовой растение в Удмуртии, растет на территории Каракулинского района (можжевельник)
50 –растение, которое занесено в Красную книгу России, растет на территории Природного парка Усть-Бельск (пыльцеголовник красный)
Животные Каракулинского района
10 – крупное животное, обитающее в нашей местности (лось)
20 – животное, похожее на свинью, опасное для человека (кабан)
30 –птица, чей образ изображен на флаге Каракулинского района (чайка)
40 – назовите птиц, обитающих в наших краях (не меньше 5)
50 – птица, которой установлен памятник в селе Каракулино, ставшая достопримечательностью района, (орлан – белохвост)
Достопримечательности Каракулинского района
10 – поздравляем, вы получаете 10 баллов просто так!!!
20 – она старинная, 1907 года постройки. Была возведена на Базарной площади в память об императоре-освободителе Александре II. В ней получали приют странники (Часовня Николая Чудотворца)
30 – один из 10 символов Русской Православной Церкви в Каракулинском Районе, который находится в селе Каракулино (Храм Пантелеймона Целителя)
40 – Визитная карточка Каракулино памяти всех воинов – земляков, павших в годы Великой Отечественной Войны (мемориал)
50 – Герои Советского Союза прославившие Каракулинский район (Александр Андреевич Девятьяров, Павле Николаевич Кирьянов, Николай Аркадьевич Коровин, Алексей Павлович Котельников, Иван Васильевич Маслов, Вадим Александрович Сивков)
Природа Каракулинского района
10 – территории, каких Республик граничат с Каракулинским районом (РБ и Татарстан)
20 – какая река Удмуртии впадает в реку Волга (Кама)
30 – река, которая впадает в р. Кама (р. Белая)
40 – назовите населенный пункт в Каракулинском районе, где находится самая Южная точка Удмуртии (д. Зуевы Ключи)
50 – богатейшая флора и фауна этого объекта – это более 400 видов растений, более 250 видов животных, более 150 видов птиц. Здесь обитают «краснокнижные» виды животных и растений, некоторые из них не встречаются нигде более в России. (Природный парк «Усть - Бельск»)
Известные люди и интересные факты о Каракулинском районе
10 – как называется движение, возникшее в нашей школе для учащихся старших классов, которое развивает патриотизм, любовь и желание защищать свое Отечество, а также оборонно- спортивные качества ребят (кадетское движение)
20 – мастер спорта России, 3-х кратная чемпионка России в беге, участница 30-х Олимпийских игр в Лондоне, чемпионата мира в Москве, чемпионата Европы в Цюрихе в составе сборной команды РФ по легкой атлетике (Елена Станиславовна Наговицына)
30 – назовите имена известных писателей и поэтов, в честь которых, названы улицы сел и деревень в Каракулинском районе (улицы: Пушкина, Гоголя, Некрасова и др.)
40 – назовите муниципальные поселения Каракулинского района (не менее четырех)
50 – участник ВОВ, бывший ученик Каракулинской школы, в его память установлена мемориальная доска в нашей школе (Вадим Александрович Сивков)
Физкультминутка для глаз
- Вот и ответили мы на все вопросы игры, давайте посчитаем полученные баллы и определим победителей (идет подсчет баллов). Итак, победили команда …, они получают золотой кубок знатоков Каракулинского района, вторая команда не расстраивайтесь, у вас все впереди сегодня вы тоже были молодцы, отвечали хорошо, просто другой команде повезло чуточку больше (идет награждение).
4. Итог урока.
- Все сегодня были молодцы, все сегодня хорошо отвечали, вспомнили мы про наш Каракулинский район многое, закрепили ваши знания. Как итог нашего урока я хочу предложить вам составить синквейн о своей малой Родине – о Каракулино, напоминаю, как пишется синквейн.
Существительное (Каракулино)
2 прилагательных
3 глагола
Фраза или предложение, определяющая главную мысль
Синоним существительного
- А теперь давайте проверим ваши творческие стихи (идет проверка). Все МОЛОДЦЫ!
- Некоторые синквейны детей:
Каракулино
Родное, красивое
Радуюсь, люблю, горжусь
Каракулино– мой родной край!
Родина!
Каракулино
Любимое, радужное
Расширяется, цветет, развивается
Мой любимый край, моя малая родина!
Юбиляр!
Каракулино
Богатое, многонациональное
Прославляем, живем, бережем
Я люблю свою родину
Наш дом!
5. Домашнее задание
- Домашним заданием будет нарисовать рисунок на тему сегодняшнего урока, подписать свою работу.
- А сейчас, всем большое спасибо. Пусть ваш домашний очаг всегда украшают уют, достаток, счастье и любовь: любовь к дорогим и близким людям, любовь к Родине с большой буквы, ибо сказано «Человек без Родины, что дерево без корней».