ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
- приказа Минобразования и науки Российской Федерации:
от 05.03.2004.№1089 ( ред.от 31.01.2012) для 6-11(12 классов)
«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
-от 6 октября 2009г.№373, с изменениями.
-от 17 декабря 2010 г. №1897, с изменениями.
- нормы Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-на основе методических рекомендаций для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании « Физики» в 2015-2016 учебном году.Пр.№47-10474/13-14 от 17.07.2015г.
Программа курса составлена на основе программы элективного курса «Физика. Подготовка к ЕГЭ. 10 – 11 классы» ,разработанной сотрудниками краевого центра ККИДППО Л.Н.Терновой, Е.Н. Бурцевой, В. А. Пивень (на основе тематического планирования материала при прохождении курса в течение двух лет – 10 – 11 классы, 1час в неделю).
Рабочая программа курса рассчитана на 68 часов (1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе) , полностью совпадает с исходной программой элективного курса 10-11 (68 часов, 1час в неделю) и адаптирована для перехода на ФГОСы.
Общие цели курса:
обеспечить учащимся изучение курса «Физика-10-11» выше базового уровня, включив темы профильного обучения физике для получения полного объема знаний по всем разделам курса; развивать умения и навыки применения стандартных алгоритмов решения физических задач различных уровней в рамках КИМов ЕГЭ для углубленного изучения предмета и успешной сдачи единого государственного экзамена
.
2.Характеристика учебного курса
Курс опирается на знания, полученные при изучении базового курса физики. Основное средство и цель его освоения - решение задач. Лекции предназначены не для сообщения новых знаний, а для повторения теоретических основ, необходимых для выполнения практических заданий, поэтому носят обзорный характер при минимальном объеме математических выкладок
Уделяется время для решения следующих типов задач:
- задачи-оценки;
- задачи-демонстрации;
- графические задачи по кинематике, динамике, комбинированные графические задачи;
- качественные задачи подробным теоретическим обоснованием;
- экспериментальные задачи (по фотографии экспериментальной установки);
- аналитические задачи высокого уровня сложности и т. п.
Задачи:
Обучающие:
- Научить учащихся самостоятельно анализировать конкретную проблемную задачу и находить наилучший способ её решения.
- Сформировать представления о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач.
Развивающие:
- Развитие физического и логического мышления школьников.
- Развить творческие способности учащихся и привитие практических умений.
Воспитательные:
- Расширить кругозор школьников и углубить знания по основным темам базового курса физики.
- Дать учащимся представление о практическом применении законов физики к изучению физических явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире.
Приоритетами для элективного курса физики являются:
Познавательная деятельность
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение различными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.
3.Место учебного курса в учебном плане.
Данная программа предназначена для углубления и систематизации знаний курсов физики 10 класса и 11 класса, закрепления навыков решения различных типов задач, заданий, часто встречаемых в тестах ЕГЭ
4.Содержание программы
X класс (34 ч, 1 ч в неделю)
X-XI классы (68 ч, 1 ч в неделю)
1. Эксперимент — 1 ч (1 ч)
Основы теории погрешностей. Погрешности прямых и косвенных измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.
2. Механика — 7 ч (11 ч)
Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров.
Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения. Законы Кеплера.
Статика. Момент силы. Условия равновесия тел Гидростатика.
Движение тел со связями — приложение законов Ньютона. Законы сохранения импульса и энергия и их совместное применение в механике. Уравнение Бернулли - приложение закона сохранения энергии в гидро- и аэродинамике.
3. Молекулярная физика и термодинамика -7ч (12 ч)
Статистический и динамический подход к изучению тепловых процессов. Основное уравнение МКТ газов.
Уравнение состояния идеального газа. Следствие из основного уравнения МКТ. Изопроцессы. Определение экстремальных параметров в процессах, не являющихся изопроцессами.
Газовые смеси. Полупроницаемые перегородки.
Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.
Второй закон термодинамики. Расчет КПД тепловых двигателей, круговых процессов и цикла Кар но.
Поверхностный слой жидкости, поверхностная энергия и натяжение. Смачивание. Капиллярные явления. Давление Лапласа.
4. Электродинамика (Электростатика и постоянный ток) - 8 ч (16 ч)
Электростатика. Напряженность и потенциал электростатического поля точечного и распределенных зарядов. Графики напряженности и потенциала Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.
Конденсаторы. Энергия электрического поля. Параллельное и последовательное соединения конденсаторов. Перезарядка конденсаторов. Движение зарядов в электрическом поле.
Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей. Правила Кирхгофа. Шунты и добавочные сопротивления. Нелинейные элементы в цепях постоянного тока.
Магнитное поле. Принцип суперпозиции магнитных полей. Силы Ампера и Лоренца. Суперпозиция электрического и магнитного полей.
Электромагнитная индукция. Применение, закона электромагнитной индукции в задачах о движении металлических перемычек в магнитном поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.
5.Колебания и волны -4ч (10 ч)
Механические гармонические колебания. Простейшие колебательные системы. Кинематика и динамика механических колебаний, превращения энергии. Резонанс.
Электромагнитные гармонические колебания. Колебательный контур, превращения энергии в колебательном контуре. Аналогия электромагнитных и механических колебаний.
Переменный ток. Резонанс напряжений и токов в цепях переменного тока. Векторные диаграммы.
Механические- и электромагнитные водны, Эффект Допплера.
6. Оптика - 4 ч (11 ч)
Геометрическая оптика. Закон отражения и преломления света. Построение изображений неподвижных и движущихся предметов в тонких линзах, плоских и сферических зеркалах. Оптические системы. Прохождение света сквозь призму.
Волновая оптика. Интерференция света, условия интерференционного максимума и минимума. Расчёт интерференционной картины (опыт Юнга, зеркало Ллойда, зеркала, бипризма Френеля, кольца Ньютона, тонкие пленки, просветление оптики). Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света.
7. Квантовая физика - 2 ч (6 ч)
Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
Применение постулатов Бора для расчета линейчатых спектров излучения и поглощения энергии водоро-доподобными атомами. Волны де Бройля для классической и релятивистской частиц.
Атомное ядро. Закон радиоактивного распада. Применение законов сохранения заряда, массового числа, импульса и энергии в задачах о ядерных превращениях. 12
Итоговое тестирование — 1ч