Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 ч) Урок 1. Что изучает астрономия Цели урока
Личностные: обсудить потребности человека в познании, как наиболее значимой ненасыщаемой потребности, понимание различия между мифологи- ческим и научным сознанием.
Метапредметные: формулировать понятие
«предмет астрономии»; доказывать самостоятель- ность и значимость астрономии как науки.
Предметные: объяснять причины возникнове- ния и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины; иллюстриро- вать примерами практическую направленность ас- трономии; воспроизводить сведения по истории раз- вития астрономии, ее связях с другими науками.
Основной материал
Астрономия как наука. История становления ас- трономии в связи с практическими потребностями. Этапы развития астрономии. Взаимосвязь и взаи- мовлияние астрономии и других наук.
Методические акценты урока. Первое занятие по астрономии имеет наибольшее значение в дальней- шем становлении учебной мотивации. По этой при- чине важно выбрать активные формы взаимодейст- вия с учащимися. Наиболее эффективно вначале организовать беседу по выявлению представлений учащихся о том, что изучает астрономия, сформули- ровав, таким образом, определение предмета астро- номии. Далее, продолжая беседу, важно подвести
учащихся к мысли о первоначальной значимости развития астрономических знаний в связи с практи- ческими потребностями. Их можно разделить на не- сколько групп:
сельскохозяйственные потребности (потреб- ность в отсчете времени — сутки, месяцы, годы. На- пример, в Древнем Египте определяли время посева и уборки урожая по появлению перед восходом солн- ца из-за края горизонта яркой звезды Сотис — пред- вестника разлива Нила);
потребности в расширении торговли, в том числе морской (мореплавание, поиск торговых пу- тей, навигация. Так, финикийские мореплаватели ориентировались по Полярной звезде, которую гре- ки так и называли — Финикийская звезда);
эстетические и познавательные потребности, потребности в целостном мировоззрении (человек стремился объяснить периодичность природных яв- лений и процессов, возникновение окружающего мира. Зарождение астрономии в астрологических идеях свойственно мифологическому мировоззре- нию древних цивилизаций. Мифологическое миро- воззрение — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, которая основана не на тео- ретических доводах и рассуждениях, а на художест- венно-эмоциональном переживании мира, общест- венных иллюзиях, рожденных восприятием людьми социальных и природных процессов и своей роли в них).
Выявление последней из указанных потребностей
логично переводит к рассмотрению ряда этапов в развитии астрономии — от первых «следов» доисто- рической астрономии через наблюдательную астро- номию Древнего мира и средневекового Востока к телескопической астрономии Галилея, небесной ме- ханике Кеплера и Ньютона. Важно в ходе беседы подвести учащихся к пониманию роли космической астрономии современности и ответственности чело- века в сохранении уникальности окружающего ми- ра. Итогом обсуждения этапов в развитии астроно-
мии является составление схемы, отображающей современные представления о структуре Вселенной. Данное задание можно дать учащимся в качестве са- мостоятельной работы. Обсуждение результатов са- мостоятельной работы завершается обсуждением масштабов Вселенной. Задание 1 учебника может быть выполнено в микрогруппах.
При раскрытии связи астрономии с другими нау- ками важно проанализировать взаимопроникнове- ние и взаимовлияние научных областей:
математика (использование приемов прибли- женных вычислений, замена тригонометрических функций малых углов значениями самих углов, вы- раженными в радианной мере, логарифмирование и т. д.);
физика (движение в гравитационном и магнит- ном полях, описание состояния вещества; процессы излучения; индукционные токи в плазме, образую- щей космические объекты);
химия (открытие новых химических элемен- тов в атмосфере звезд, становление спектральных методов; химические свойства газов, составляющих небесные тела; открытие в межзвездном веществе молекул, содержащих до девяти атомов, существо- вание сложных органических соединений метилаце- тилена и формамида и т. д.);
биология (гипотезы происхождения жизни, приспособляемость и эволюция живых организмов; загрязнение окружающего космического простран- ства веществом и излучением);
география (природа облаков на Земле и других планетах; приливы в океане, атмосфере и твердой коре Земли; испарение воды с поверхности океанов под действием излучения Солнца; неравномерное нагревание Солнцем различных частей земной по- верхности, создающее циркуляцию атмосферных потоков);
литература (древние мифы и легенды как лите- ратурные произведения; научно-фантастическая ли- тература).
Домашнее задание. § 1. Представить графически (в виде схемы) взаимосвязь астрономии с другими науками, подчеркивая самостоятельность астроно- мии как науки и уникальность ее предмета.
Темы проектов
Древнейшие культовые обсерватории доисто- рической астрономии.
Прогресс наблюдательной и измерительной ас- трономии на основе геометрии и сферической триго- нометрии в эпоху эллинизма.
Зарождение наблюдательной астрономии в Египте, Китае, Индии, Древнем Вавилоне, Древней Греции, Риме.
Связь астрономии и химии (физики, биоло- гии).
Интернет-ресурсы
http://galaxy-science.ru/flash/SHkala_masshta- bov_Vselennoy_v.2.swf — Оценка соотношения раз- меров различных объектов.
1