Методика преподавания истории и обществознания в условиях реализации обновленного ФГОС
Единое образовательное пространство
Внедрение обновленного ФГОС в рамках единого образовательного пространства Российской Федерации призвано обеспечивать:
формирование российской гражданской идентичности как составляющей их социальной идентичности, представляющей собой осознание индивидом принадлежности к общности граждан Российской Федерации, что особенно актуально в рамках преподавания образовательной области «Общественно-научные предметы»;
сохранение и развитие культурного и языкового наследия многонационального народа России, реализацию права на изучение родного языка, включая возможность получать основное общее образование на родном языке;
благоприятные условия воспитания и обучения, способствующие гармоничному развитию обучающихся, включая личностное, физическое и психическое;
развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетипичных задач с целью практической адаптации и социализации в окружающем мире;
разумное и безопасное использование цифровых технологий (в том числе на основе внедрения искусственного интеллекта), обеспечивающих повышение качества образовательных и практических результатов;
создание специальных условий получения образования для детей с ОВЗ, с учетом их особых потребностей и включенности в ординарную образовательную среду.
Выделенные задачи, при всем их обобщенном характере, актуализируют особую значимость историко-обществоведческого образования, так как являются составной частью предметного содержания учебных предметов «История» и «Обществознание».
Задачи
ФГОС разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации, ориентирован на изучение многообразного цивилизационного наследия России, представленного в форме исторического, социального опыта поколений россиян, основ духовно-нравственных культур народов России.
Региональная составляющая, таким образом, является важным компонентом процесса внедрения ФГОС, определяя направления как учебной, так и воспитательной работы с обучающимися, где предметам социально-гуманитарного цикла отводится ведущая роль в данном процессе, что подразумевает повышенную ответственность за качество достигаемых результатов обучения.
Основу ФГОС составляет единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего образования на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающихся.
В контексте образовательной области «Общественно-научные предметы» это реализуется посредством интеграции базовых знаний, умений и навыков, составляющих дидактическое содержание предметов «История» и «Обществознание» и навыков, необходимых для жизни в современном обществе. При этом продуктивной представляется перспектива межпредметного взаимодействия с целью углубления когнитивной и компетентностной составляющих по социокультурному содержанию образовательного процесса.
ФГОС предусматривает вариативность образовательных программ, которая обеспечивается за счет:
возможности сочетания обязательных компонентов содержания образования, отражающих учебный предмет, а также дидактические особенности изучаемого материала и возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня подготовки, расширения и углубления содержания учебного предмета в пределах внеурочной и самостоятельной деятельности в рамках предметной области;
возможности разработки и реализации программ основного общего образования, в том числе предусматривающих углубленное изучение отдельных учебных предметов;
возможности разработки и реализации образовательной организацией индивидуальных учебных планов, соответствующих образовательным потребностям и интересам обучающихся.
Достижения обучающихся, полученные в процессе обучения
Достижения обучающихся, полученные в процессе обучения сгруппированы во ФГОС по трем направлениям:
универсальные учебные познавательные действия, включающие овладение базовыми логическими действиями, овладение базовыми исследовательскими действиями, работа с информацией в рамках изучаемых учебных предметов «История» и «Обществознание»;
универсальные учебные коммуникативные действия, включающие общение, осуществление совместной деятельности со сверстниками и педагогами, умение аргументировать и обосновывать свою позицию в рамках изучаемых учебных предметов «История» и «Обществознание»;
универсальные регулятивные действия, включающие владение приемами самоорганизации, владение приемами самоконтроля в рамках изучаемых учебных предметов «История» и «Обществознание».
ФГОС определяет предметные результаты освоения программ с учетом необходимости сохранения фундаментального характера образования, специфики изучаемых учебных предметов и обеспечения успешного обучения обучающихся на следующем уровне образования, которые формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений в рамках учебных предметов «История» и «Обществознание», с учётом результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования.
Предметные результаты определяют гарантированный государством минимум содержания основного общего образования, выстроенного в логике изучения каждого учебного предмета и нацеленного на усиление акцентов при изучении явлений и процессов современной России и мира в целом, современного состояния науки.
Содержание основного общего образования определяется программой основного общего образования, в том числе адаптированной, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно. Организация разрабатывает программу основного общего образования, в том числе адаптированную, в соответствии со ФГОС.
Программа основного общего образования, в том числе адаптированная, реализуется на государственном языке Российской Федерации. В то же время программа основного общего образования обеспечивает право на получение основного общего образования и на родном языке из числа языков народов Российской Федерации.
Реализация программы основного общего образования, в том числе адаптированной, осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.
При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, организация вправе применять различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.
Обучение в соответствии с ФГОС может осуществляться в групповом формате с целью обеспечения дифференциации и профориентации обучения, а также индивидуально на основе индивидуальных учебных планов. Согласно разъяснению разработчиков стандарта, реализация группового обучения обеспечивается за счёт снятия ограничения по количественному показателю.
Результаты освоения программы основного общего образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля программы основного общего образования, подлежат оцениванию с учетом специфики и особенностей предмета оценивания.
Соответствие деятельности образовательной организации требованиям ФГОС в части содержания образования определяется результатами государственной итоговой аттестации.