Тема урока. Вопросительные и относительные местоимения.( 1-ый урок)
Цели урока:
Обучающая цель:
сформировать умения правильно употреблять вопросительные и относительные местоимения в речи;
выработать умение отличать относительные местоимения от вопросительных;
расширить лексический запас учащихся;
отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.
Развивающая цель:
развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
Воспитывающая цель:
вызвать интерес к урокам русского языка, любовь к родному городу.
Ход урока
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности
Сегодняшний урок я бы хотела начать с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости».
-Как вы понимаете её смысл?
-Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания.
Перед тем, как мы узнаем что-то новое, нужно не забывать и о старом. Давайте вспомним материал прошлых уроков.
На острове попугаев два попугая спорят о том, кто из них лучше и красивее.
- Я ни в чём себе не отказываю, - говорит один попугай. – Хочу – купаюсь, хочу – принимаю солнечные ванны, хочу – ем спелые бананы.
- Ха! Да ты посмотри на себя, - возмущается второй попугай. – На тебе же ни одного блестящего пёрышка. Вот то ли дело я…
Какие местоимения употребляли попугаи в своей речи?
Что вы о них знаете?
2. Актуализация знаний
1)- Сегодня вы представители разных СМИ. Нашу работу начнем с небольшой пресс-конференции. Мы будем задавать друг другу вопросы. Начнем.
1. Какое сегодня число?
2. Сколько учащихся в классе?
3. Какой ваш класс, дружный, недружный, веселый?
- Теперь вы можете задать вопросы мне?
- Ребята, какие предложения по цели высказывания мы использовали?
- Слова какой части речи помогли нам сформулировать вопросы?
2)Обратим внимание на доску, а вернее на записанные предложения
Кто участвовал в школьном кроссе?
Я знаю, кто участвовал в школьном кроссе.
-Является ли местоимение Кто во втором предложении вопросительным?
-В каком предложении местоимение Кто содержит вопрос? Для чего используется местоимение Кто в сложном предложении? Как будет называться этот разряд местоимений?
Значит, какова тема?
Какие задачи мы будем решать на уроке?
- Я предлагаю вам сформулировать цель нашего урока?
3.Создание проблемной ситуации.
Дана таблица . Прочитайте! Что общего? Есть ли разница? Давайте проведем наблюдение. Сравните предложения.
Вопросительные местоимения | Относительные местоимения |
Кто стучится в дверь ко мне? | Я спросил, кто стучится. |
Чего тебе надобно, старче? | Я поинтересовался, чего он хочет. |
Какой тебе годик? | Трудно решить, какой год ему шёл. |
Что общего в местоимениях первого столбика?
Как вы думаете, как будет называться разряд этих местоимений?
Сделаем первый вывод: дети записывают в тетрадь
1.Вопросительные местоимения служат для выражения___________ (вопроса).
2.Вопросительные местоимения употребляются__________________ (в вопросительных предложениях).
3.Какое «новое знание» появилось? (Вопросительные местоимения).
- Как вы думаете, какой будет проблема урока? (Как отличить относительные местоимения от вопросительных?)
- Можем ли мы уже сейчас ответить на этот вопрос? Нет.
Проведём исследование.
Вопросы классу:
Что общего в выделенных словах?
Можете ли определить разряд этих местоимений?
Чем похожи по структуре первые предложения (с точки зрения грамматической основы)?
Что объединяет вторые предложения с точки зрения грамматической основы?
Есть ли знак вопроса в конце этих предложений?
Каким членом предложения будут подчеркнутые слова в предложениях?
Сделаем второй вывод: подчеркнутые слова во вторых предложениях – это относительные местоимения.
Сформулируем общий вывод: вопросительные местоимения всегда произносятся с вопросительной интонацией; относительные местоимения часто употребляются для связи простых предложений в составе сложного.
Что нового мы узнали?
ВЫВОД: Вопросительные местоимения служат для выражения
вопроса.
4.Закрепление знаний
1) а)Спишите предложения, вставьте вопросительные местоимения.
______ книги нравятся тебе больше всего? _____ ты делаешь в свободное время?
б) Из данных простых предложений составьте сложные, используя вместо личного местоимения относительное местоимение который. Проставьте знаки препинания.
Охотник вышел к реке. В ней купались медвежата.
2) – Переделайте предложения так, чтобы выделенные вопросительные местоимения употреблялись как относительные. Расставьте знаки препинания.
Кто поёт в лесу? Чьё пение особенно нравится? Сколько птичьих домиков вы смастерили?
Слова для справок: мне известно, скажите, мы знаем, расскажите.
5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности
Друзья мои, я очень рада,
Что состоялся наш урок.
Ну а сейчас приходит время
Уроку подвести итог.
-Достигли ли мы целей урока?
-Понравилась ли вам тема, упражнения урока? Стали ли вы немножечко мудрее?
Что хорошо получилось?
Над чем надо ещё поработать?
За что можете себя похвалить?
С каких местоимений начинаются эти предложения? (С вопросительных) Ответьте на них
Подведение итогов. Самооценивание
Домашнее задание: п. 82, упр.502