ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ БУЛЛИНГА
1. Зафиксировать и признать факт травли. Специалист образовательной
организации должен сообщить о выявленном факте администрации
(директору, завучу по воспитательной работе) в письменном виде.
2. Принять решение о неотложности реагирования на выявленный факт.
Сформировать команду специалистов (психолог, социальный педагог,
учитель, воспитатель и др.) для составления плана действий по выявленному
факту буллинга, назначить ответственных исполнителей.
3. Подключить правоохранительные органы в случае совершения
правонарушения несовершеннолетними; психиатров и наркологов при
подозрении на психическое (наркологическое) неблагополучие.
4. Собрать информацию о факте выявленного буллинга от пострадавшего,
агрессора, участников, свидетелей по следующим направлениям:
длительность;
характер (физический, психологический, смешанный);
основные проявления буллинга – что конкретно происходило, в каких формах выражалось, кто принимал участие;
участники (инициаторы и исполнители буллинга);
свидетели и их отношение к происходящему;
поведение жертвы (пострадавшего);
прочие важные для диагностики обстоятельства.
5. Проанализировать полученную информацию, разработать
комплексный план психолого-педагогического сопровождения:
жертвой – план индивидуальной реабилитации в зависимости от тяжести случая буллинга;
с обидчиками - план коррекционной работы;
со свидетелями - план коррекционной или реабилитационной работы, в зависимости от степени вовлеченности свидетелей в буллинг и их ролей в нем.
6. План профилактических мероприятий должен быть составлен для всей
группы несовершеннолетних. Рекомендуется использовать следующие
методики и технологии работы:
технология «7 шагов к предотвращению травли в коллективе» Л.Петрановской - (https://concord.websib.ru/wp-content/uploads/2019/05/травли-NET- Методические-рекомендации-для-педагогв-и-психологов.pdf)
лучшие методики против буллинга https://www.b17.ru/blog/99006/
7. Принять меры по защите жертв от дальнейшей агрессии.
Руководствоваться принципом реабилитации обидчиков в целях
недопущения подобных явлений в дальнейшем.
8. Считать случай с проявлением насилия завершенным, когда всем его
участникам оказана помощь, в отношении обидчиков приняты
воспитательные (при необходимости - дисциплинарные) меры, обстановка в
классе нормализовалась и повторных проявлений насилия не зафиксировано.