Просмотр содержимого документа
«Пути преодоления слабой успеваемости и неуспеваемости»
Школьная неуспеваемость
и пути
её
снижения
Выделяется три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:
1 - общее и глубокое отставание - по многим или всем учебным предметам длительное время;
2 - частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика);
3 - неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преодолеваемая.
К неуспевающим относят тех учащихся, которые «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок»
I категория
причины
Глубокое и общее отставание
II категория
- Низкий уровень предшествующей подготовки ученика
- Плохие бытовые условия
- Затяжная болезнь
- Отсутствие заботы и(или) контроля родителей
- Лень, недисциплинирован-ность ученика
- Слабое умственное развитие
III категория
Частичная, но устойчивая слабая успеваемость
Эпизодическая неуспеваемость
- Недоработка в предыдущих классах.
- Недостаточный интерес учеников к изучаемым предметам
- Слабая воля к преодолению трудностей
- Невнимательность на уроках
- Непрочность знаний
- Ослабленный контроль
- Снижение интереса к учебе
- Нерегулярное выполнение домашних заданий
Одну группу неуспевающих(слабоуспевающих) составляют те учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения,
другую – с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и неумеющие трудиться- «ПЛОХОЙ РАБОТНИК»,
третью – дети со слабыми способностями к учению.
«Плохой работник»
Его чертами являются следующие: 1) задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит; 2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы); 3) не подмечает своих неудач и трудностей; 4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу; 5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно; 6) индифферентно относится к результатам работы.
Пути снижения неуспеваемости
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:
Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий.
Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником, педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.
Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. Это дополнительные занятия, индивидуальные занятия с репетиторами.
На Западе - группы выравнивания и летние школы. Преимущества последних в том, что их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
Воспитательное воздействие .
Поскольку неудачи в учебе зачастую связаны с недостаточным вниманием к ребенку со стороны родителей, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная воспитательная работа, которая подразумевает
активное сотрудничество родителей и учителей.