ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«Волшебные ленты»
На 2019- 2020 уч. год
для 5 класса В
Ответственный за реализацию программы
учитель: Драбцова М.Н.
Курск – 2019
Пояснительная записка.
Программа Факультатива «Волшебные ленты» – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
В основу программы факультатива легла следующая нормативно-правовая база:
№ 273-ФЗ
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья
Положение об адаптированной образовательной программе
Цели программы:
введение обучающегося в культуру общества;
развитие личности ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности;
обретение духовно-нравственного опыта и социальной компетентности в условиях усвоения системы знаний, умений и навыков;
создание условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование компетентностей в любой предметной области познания.
изучение видов швов и техники вышивания лентами, ознакомившись с историей вышивки,
привитие учащимся любовь к вышивке лентами.
Задачи программы:
осуществлять обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства;
создать условия, обеспечивающие коррекцию отклонения в развитии обучающихся;
создать условия, обеспечивающие комплексное развитие личности.
дать разносторонние знания о вышивке,
обучить детей выполнять разные узоры из лент;
способствовать социальной адаптации детей, воспитывать самостоятельность.
Коррекционная работа включает следующие направления:
коррекция - развитие памяти;
коррекция - развитие внимания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
коррекция и развитие восприятия;
коррекция звукопроизношения, коммуникативных навыков, фонематического слуха;
коррекция мелкой моторики рук;
развитие различных видов мышления (наглядно-образного, словесно-логического мышления);
развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анализировать, систематизировать учебный материал, выделять сходство и различие предметов и понятий; умения работать по инструкции учителя, умения планировать и осуществлять свою деятельность.
Программа факультатива регламентирует:
условия освоения программы;
диагностические процедуры для объективного поэтапного отслеживания образовательных достижений учащихся;
организационно-педагогические условия внеурочной деятельности учащихся.
Данная программа разработана для обучающихся 5 класса В ОКОУ «Курская школа».
С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. А рассвет искусства вышивки лентами пришелся на 70-е годы XIX века. После Второй мировой войны интерес публики ко всем видам вышивки стал снижаться. Но в течение двух последних десятилетий началось возрождение вышивки. Вернулся интерес и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных затрат. К тому же здесь применяются простые приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех!
Режим работы: 1 ч. в неделю.
Программные требования обучения: 1 год, рассчитана на 36 часов.
Ожидаемые результаты обучения:
Ожидаемые знания:
- знать виды лент, ткани для вышивки;
- знать основные швы и техники вышивки лентами.
ожидаемые умения:
- уметь заправить ткань в пяльцы,
- уметь перенести рисунок на ткань,
- уметь закреплять шов,
- уметь вышить несложный узор.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Содержание программы факультатива «Волшебные ленты» направлено на развитие у учащихся с ограниченными возможностями здоровья познавательного интереса к изучаемому материалу, на формирование ориентировочной основы деятельности, включающей работу над пониманием и осознанием ребенком цели предстоящей деятельности: умения анализировать образец будущего изделия, осуществлять выбор условий и средств его достижения; умения планировать процесс выполнения задания, контролировать правильность его выполнения по ходу деятельности и в ее результате, на освоение различных техник декоративно-прикладного искусства.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными возможностями детей, уровнем их знаний и умений, с учетом психофизических особенностей обучающихся.
Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют развитию у детей художественного вкуса, элементов фантазии, они направлены на формирование навыков и умений по изготовлению художественных декоративных изделий из доступных материалов и в различных техниках.
Во время занятий в факультативе особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности труда, на рациональную организацию рабочего места, бережное отношение к инструментам, оборудованию в процессе изготовления декоративных художественных изделий.
В программу включены следующие разделы:
1.Вводное занятие. Вышивка лентами (1 ч)
История вышивки лентами. План работы факультатива. «Волшебные ленты». Техника безопасности при работе иглой, ножницами.
2. Общие сведения (3 ч)
Материалы и инструменты для вышивки (иглы, ленты, ткань). Закрепление ленты.
Приспособления. Способы перевода рисунка на ткань.
3. Швы (12 ч)
Выполнение вышивальных стежков и небольших картин с применением этих швов.
4.Узоры (8 ч)
Выполнение узоров лентами. Выбор картин, перевод на ткань. Вышивание картин разными узорами. Натягивание картины на основу, оформление в рамку. Оформление выполненных работ.
5. Варианты (12ч)
Подбор рисунка для вышивки полотенца или салфетки. Вышивание полотенца или салфетки.
Подведение итогов.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Материально-техническое обеспечение программы:
учебная комната;
компьютер, телевизор;
дидактический материал, наглядные пособия.
Инструменты и приспособления:
ножницы;
зажигалка;
рамка деревянная;
ткань разного вида;
атласная лента шириной 5 см., 2,5 см, 1 см.;
дополнительная фурнитура (бисер, пат, стразы, стеклярус);
иголки;
маленькие баночки с крышками для хранения фурнитуры;
простой карандаш;
ластик для составления эскизов;
утюг;
гладильная доска;
картон.
Данная Программа требует систематического пополнения рабочего материала (ленты, ткань, клей, зажигалки, бисер, стразы и т.д)
Список литературы
1. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 2007 г.
2. “Вышивка шелковыми лентами: техника, приемы, изделия”, Донателла Чотти, пер. с ит.-М.:АСТ-ПРЕСС,2001.-160с.:ил. (Энциклопедия)
3. “Вышивка лентами. Большая энциклопедия”, Анна Зайцева.-М.:ЭКСМО,2010.-192с.:ил.
4. Еременко Т., Лебедева Л. Стежок за стежком. Москва,2011 г.
5. Еременко Т.И. Рукоделие. Москва, 2003.
6.Калинич М.М, Павловская Л.М, Савиных В.П. «Рукоделие для детей». 2008 г
7.Конышева Н. М. Чудесная мастерская, 2005. Олимп, Смоленск, Русич, 2005 г.
8.Наталья Курандина. Феникс. Цветы из ткани. – Москва, 2013 г.
9. Дебора Хенри. Цветочные фантазии из лент.- Москва, 2014 г.
10.Ручная вышивка. Сост. М. Ивахнова – М.: Олимп, Смоленск, Русич, 2012 г .
11.Сильви Блондо. Цветы из ткани. Канзаиш. Украшения для волос, модные аксессуары и декор. Контэнт.2014.
12.Энн Кокс. Искусство вышивания шелковыми лентами: Цветочные мотивы. Контэнт. 2011.
13. Интернет-ресурсы: http://forum.say7.info/topic39741.html
http://www.madmuazelle.com/kanzashi-master-klass/
http://stranamasterov.ru/node/44848