Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11 г. Нижнеудинск»
_____________________________________________________________________
Утверждено
приказом директора
МКОУ «СОШ № 11 г. Нижнеудинск»
от 30.08.23 №86-од
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету Русский язык, 5 класс
Составитель: Мартынова Оксана Евгеневна, учитель МКОУ « СОШ № 11
г. Нижнеудинск»
Нижнеудинск, 2023
I.Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2011 г. И ориентирована на учебник Русский язык , 5 класс, авторы-составители: Галунчикова Н.Г, Якубовская Э. В.- М.: Просвещение, 2012 г.
| 5 класс |
Количество учебных недель | 34 |
Количество часов в неделю | 5ч/нед |
Количество часов в год | 170 |
Данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными умственными возможностями. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цель: Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
Задачи:
- формировать достаточно прочных навыков грамматического письма;
- уметь последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
- быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств;
- развивать речь учащихся, обогащать её словарь;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
Коррекция фонематического слуха, памяти.
Коррекция артикуляционного аппарата.
Коррекция слухового и зрительного восприятия.
Коррекция мышц мелкой моторики.
Коррекция познавательных процессов.
Коррекция грамматического строя речи.
II. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета «Русский язык»:
Личностные результаты:
– осознавать роль речи в жизни людей;
- знание основных моральных норм и ориентация;
- развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
– оценивать и объяснять некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
-понимать ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.
– соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметные:
1-й уровень
- списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова - по слогам;
- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40—45 слов);
- участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
- коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
- подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
- различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;
- находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
2-й уровень
- списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;
- писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;
- участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
- подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
- проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);
- учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
III. Содержание учебного предмета «Русский язык».
Программа по письму и развитию речи включает разделы: «Предложение», «Звуки и буквы», «Состав слова», «Части речи», «Имя существительное», «Предложение», «Повторение пройденного за год».
Предложение 11 ч.
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.
Звуки и буквы 11 ч.
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е,ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. Алфавит.
Состав слова 35 ч.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи 6 ч.
Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное 86 ч.
Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые. Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное число). Род имён существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род). Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож). Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных. Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания – ы, - и в родительном падеже ( из комнаты, из деревни), окончание – е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания - ей, - ой в творительном падеже (за деревней, за страной). Второе склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания –а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания –у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания –ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом). Третье склонение имён существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание –и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание –ью в творительном падеже (сиренью). Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имён существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).
Предложение 14 ч.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Повторение пройденного за год 7 ч.
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой). Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.
VI. Учебно-тематический план.
1 | Предложение. | 11 ч. |
2 | Звуки и буквы. | 11 ч. |
3 | Состав слова. | 35 ч. |
4 | Части речи. | 6 ч. |
5 | Имя существительное. | 86 ч. |
6 | Предложение. | 14 ч. |
7 | Повторение пройденного за год. | 7 ч. |
| Всего | 170 ч. |
Календарно – тематическое планирование по русскому языку в 5 классе
№ | Тема урока | Дата | Планируемые результаты | |
Предметные | Личностные | Коррекционная Работа |
Предложение 11 ч. |
1 | Актуализация знаний по теме. | | Умение составлять предложение на заданную тему | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция внимания, памяти. |
2 | Распространение предложения. Выражения в нём мысли коротко и подробно. | | Умение составить и распространить предложение | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция внимания, речи, памяти, расширение знаний об окружающем мире. |
3 | Порядок слов в предложении. | | Уметь правильно строить предложение, соблюдая порядок слов | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция познавательных процессов и грамматического строя речи. |
4 | Входная контрольная работа. | | Умение устанавливать связь (слов) между словами в предложении | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция артикуляционного аппарата и познавательных процессов. |
5 | Главные члены предложения. Сказуемое. | | Умение ставить вопрос к сказуемому. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция познавательных процессов, грамматического строя речи |
6 | Подлежащее. | | Умение ставить вопрос к подлежащему (находить его в предложении) | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция познавательных процессов, грамматического строя речи |
7 | Второстепенные члены предложения. | | Умение устанавливать связь между словами в предложении с помощью вопросов. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция грамматического строя речи |
8 | Наблюдение за знаками препинания в конце предложения. | | Умение различать предложение по интонации, ставить соответствующий знак в конце предложения. | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция слухового и зрительного восприятия. |
9 | Вопросительные предложения. | | Умение определять вопросительные предложения и ставить вопросительный знак. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция познавательных процессов, грамматического строя речи |
10 | Восклицательные предложения | | Умение определять восклицательные предложения и ставить восклицательный знак. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция слухового и зрительного восприятия. |
11 | Предложения, разные по интонации | | Умение определять вопросительные предложения и ставить вопросительный знак. Умение определять восклицательные предложения и ставить восклицательный знак. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция познавательных процессов, грамматического строя речи |
Звуки и буквы 11 ч. |
12-13 | Актуализация знаний по теме. Алфавит. | | Умение различать звуки и буквы. Знать алфавит. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция фонематического слуха, памяти |
14-15 | Характеристика гласных и согласных звуков. Несовпадение звука и буквы в слове. | | Умение различать гласные и согласные | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция фонематического слуха, памяти |
16 | Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными и, е, ё, ю. я. | | Умение различать согласные твердые и мягкие. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция фонематического слуха, памяти |
17 | Итоговая контрольная работа | | Умение применять изученное правило и исправлять свои ошибки | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция фонематического слуха, памяти |
18 | Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова. | | Дифференциация «Ь»: Ь – показатель мягкости; Ь – разделительный. | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция артикуляционного аппарата |
19 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. Дифференциация мягкого знака и разделительного мягкого знака. | | Умение различать функцию мягкого знака. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция познавательных процессов, фонематического слуха |
20 | Парные и звонкие глухие согласные. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | | Умение подбирать проверочные слова путём изменение формы слова, подбора однокоренных слов. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция фонематического слуха, памяти |
21 | Ударные и безударные гласные в слове. | | Умение различать ударные и безударные гласные. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция фонематического слуха, памяти, внимания, познавательных процессов |
22 | Входная контрольная работа | | Умение применять изученное правило и исправлять свои ошибки | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция фонематического слуха, памяти, внимания, познавательных процессов |
Состав слова 35 ч. |
23 | Актуализация знаний по теме «Родственные слова». Понятие об однокоренных словах. | | Умения выделять общую часть всех однокоренных слов. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция познавательных процессов |
24 | Корень – выразитель общего значения в группе однокоренных слов. | | Умение правильно выделять корень в родственных словах | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция слухового и зрительного восприятия |
25 | Практическое использование однокоренных слов в тексте. | | Умение находить однокоренные слова. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция познавательных процессов |
26 | Окончание как изменяемая часть слова. | | Умение выделять окончание слова в ряду словоформ. | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция слухового и зрительного восприятия |
27 | Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний. | | Умение ставить слова в нужную форму, меняя окончания | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция грамматического строя речи |
28 | Приставка как часть слова. | | Умение выделять приставку, образовывать новое слово с помощью приставок, понимать значение приставок. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция слухового и зрительного восприятия |
29 | Образование однокоренных слов с помощью приставки | | | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция познавательных процессов |
30 | Суффикс как часть слова. | | Умения выделять суффикс в словах. Образовать новые слова с помощью суффиксов | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция познавательных процессов, фонематического слуха. |
31 | Разбор слова по составу. | | Умения разбирать слово по составу. Подбирать однокоренные слова. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция памяти, познавательных процессов |
32 | Образование слов с помощью приставки и суффикса. | | Умения выделять суффикс и приставку в словах. Образовать новые слова с помощью суффикса и приставки | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция памяти, познавательных процессов |
33 | Различение ударных и безударных гласных в корне. Проверка безударной гласной в корне путём изменения формы слова | | Умение комментировать своё письмо. Умение различать ударные и безударные гласные. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция слухового и зрительного восприятия |
34 | Единообразное написание корней в группе однокоренных слов. | | Умение отвечать на вопросы, составлять связный рассказ. Умение проверять безударные гласные в корне. | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция познавательных процессов |
35 | Слово-корень с ударной гласной как проверочное слово. | | Умение записывать правильно словарные слова. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция познавательных процессов |
36 | Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов. | | Умение различать однокоренные слова с безударной и ударной гласной в корне. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция познавательных процессов, фонематического слуха, волевых усилий. |
37 | Проверка безударных гласных в корне путём подбора однокоренных слов. | | Умение подбирать однокоренные слова с ударной гласной в корне. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция артикуляционного аппарата, памяти |
38 | Итоговая контрольная работа | | Умение правильно записывать слова, применяя правило | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция познавательных процессов, фонематического слуха, волевых усилий. |
39 | Единообразное написание корня в группе однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова. | | Умение подбирать проверочные слова. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция памяти, познавательных процессов |
40 | Проверка парных звонких и глухих согласных в корне путём подбора однокоренного слова. | | Умение подбирать проверочные слова для проверки парных согласных. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция познавательных процессов, фонематического слуха, волевых усилий. |
41 | Проверяемые гласные и согласные в корне. | | Умение подбирать проверочные слова для проверки парных согласных и безударных гласных. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция памяти, познавательных процессов |
42 | Входная контрольная работа | | Умение применять изученное правило и исправлять свои ошибки | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово | Коррекция памяти, познавательных процессов |
43-44 | Непроверяемые написания в корне. | | Умение писать правильно словарные слова | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция артикуляционного аппарата, памяти |
45-46 | Единообразное написание корня в группе однокоренных слов. | | Умение подбирать проверочное слово в группе однокоренных слов | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция памяти, познавательных процессов. |
47-48 | Проверяемые и непроверяемые написания в корне. | | Умение правильно писать изученные словарные слова и проверяемые корни | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция грамматического строя речи. |
49 | Приставка и предлог | | Умение различать приставку и предлог. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция слухового и зрительного восприятия |
50 | Правописание твердого знака после приставок. | | Умение писать по памяти. | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция артикуляционного аппарата, памяти, волевых усилий |
51 | Дифференциация написаний с твёрдым знаком и без твёрдого знака после приставок. | | Умение разбирать слово по составу. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция памяти, фонематического слуха, познавательных процессов |
52 | Разбор слова по составу. | | Умения выделять в слове корень, подбирать однокоренные слова. Умение разбирать слово по составу. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция слухового и зрительного восприятия |
53 | Правописания в корне и приставке. | | Умения выделять в слове корень и приставку, подбирать проверочные слова. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция фонематического слуха, памяти, внимания, познавательных процессов, артикуляционного аппарата. |
54 | Сочинение по картине или на тему сказок. | | Умение писать сочинение по картине. | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция грамматического строя речи. |
55 | Сочинение по картине или на тему сказок. | | Умение писать сочинение по картине. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция грамматического строя речи. |
56 | Деловое письмо. Записка. | | Умение подбирать проверочные слова | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция грамматического строя речи. |
57 | Итоговая контрольная работа | | Умение применять изученное правило и исправлять свои ошибки | Оценивать результаты своей деятельности | Коррекция грамматического строя речи. |
Части речи 6 ч. |
58 | Название предметов, действий и признаков. | | Умение ставить вопросы к разным частям речи. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция слухового и зрительного восприятия, внимания |
59 | Общее понятие о частях речи. Имя существительное. | | Умение ставить вопросы к существительному. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция познавательных процессов, артикуляции |
60 | Глагол. | | Умение ставить вопросы к глаголу. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция познавательных процессов, артикуляции, внимания |
61 | Имя прилагательное. | | Умение комментировать записанное. Умение ставить вопросы к прилагательному. | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция познавательных процессов, артикуляции, внимания |
62 | Входная контрольная работа. | | Умение различать слова разных частей речи. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция слухового и зрительного восприятия |
63 | Употребление разных частей речи в предложении и в тексте. | | Умение использовать в речи слова разных частей речи. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция внимания, мышления, познавательных процессов. |
Имя существительное 86 ч. |
64 | Определение грамматических признаков. | | Умение ставить вопросы к именам существительным и определять значение. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция познавательных процессов, артикуляции, внимания |
65 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | | Умение различать одушевлённые и неодушевлённые существительные. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция познавательных процессов, артикуляции, внимания |
66 | Собственные и нарицательные имена существительные. | | Умение различать имена собственные и нарицательные. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция грамматического строя речи, внимания |
67 | Правописание имён собственных. | | Умения различать собственные и нарицательные существительные. | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция грамматического строя речи, внимания, волевых усилий |
68 | Понятие о единственном и множественном числе. | | Умение определять тему, основную мысль, подбирать правильно существительное. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция познавательных процессов, артикуляции, внимания |
69 | Различение имён существительных единственного и множественного числа. | | Умение различать число имён существительных. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция грамматического строя речи, внимания, волевых усилий |
70 | Изменение имён существительных по числам. | | Умение изменять существительное по числам. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция грамматического строя речи. |
71 | Знакомство с понятием рода. | | Умение различать существительные мужского и женского рода, ставить вопрос. | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция познавательных процессов, артикуляции, памяти |
72-73 | Мужской род имён существительных. | | Умение согласовывать прилагательное с существительным мужского рода. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция познавательных процессов, артикуляции, памяти |
74 | Женский род имён существительных. | | Умение различать мужской и женский род существительных | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция познавательных процессов, артикуляции, памяти |
75 | Итоговая контрольная работа | | Умение применять изученное правило и исправлять свои ошибки | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция познавательных процессов, артикуляции, памяти |
76-77 | Средний род имён существительных. | | Умение различать средний род существительных | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция познавательных процессов, артикуляции, памяти |
78 | Различение имён существительных по родам. | | Умение определять род существительного | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция памяти и внимания. Коррекция слухового и зрительного восприятия |
79 | Входная контрольная работа | | Умение применять изученное правило и исправлять свои ошибки | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция памяти и внимания. Коррекция слухового и зрительного восприятия |
80 | Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце. | | Умение выбрать нужные существительные (мужского и женского рода). | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция познавательных процессов, фонематического слуха, волевых усилий |
81 | Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце. | | Умение видеть шипящую и ставить Ь в существительных женского рода. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция познавательных процессов, фонематического слуха |
82-83 | Грамматический разбор имени существительного. | | Умение ставить вопросы и по вопросам различать падежи. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция грамматического строя речи, памяти |
84 | Деловое письмо. Адрес. | | Умение правильно подписать адрес. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция грамматического строя речи, памяти |
85 | Понятие о склонении. | | Умение определять падеж по вопросам. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция грамматического строя речи, памяти |
86 | Определение падежей имён существительных по вопросам. | | Умение определять падеж по вопросам. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция слухового и зрительного восприятия |
87 | Именительный падеж имён существительных. | | Умение определять падеж по вопросам. | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция грамматического строя речи, памяти |
88 | Родительный падеж имён существительных. | | Умение определять падеж по вопросам. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция грамматического строя речи, памяти |
89 | Дательный падеж имён существительных. | | Умение определять падеж по вопросам. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция грамматического строя речи, памяти |
90 | Винительный падеж имён существительных. | | Умение определять падеж по вопросам. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция грамматического строя речи, памяти |
91 | Творительный падеж имён существительных. | | Умение определять падеж по вопросам, комментировать написанное. | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция грамматического строя речи, памяти |
92 | Предложный падеж имён существительных. | | Умение определять падеж по вопросам. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция грамматического строя речи, памяти |
93 | Итоговая контрольная работа | | Умение правильно определять падежи существительных по вопросам | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция грамматического строя речи, памяти |
94 | Понятие о 1, 2, 3 склонении имён существительных | | Умение правильно выделить падежное окончание. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция грамматического строя речи, памяти, внимания |
95 | Понятие о типах склонения. 1-е склонение имён существительных. | | Умение различать род существительных путем подстановки другого слова («он мой», «она моя», «оно моё») | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция грамматического строя речи, памяти, внимания |
96 | Входная контрольная работа | | Умение применять изученное правило и исправлять свои ошибки | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция грамматического строя речи, памяти, внимания |
97-98 | 2-е склонение имен существительных. | | Умение определять склонение по роду существительных начальной формы. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция познавательных процессов |
99 | 3-е склонение имен существительных. | | Умение определять склонение по роду имен существительных, ставить существительное в начальную форму. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция познавательных процессов, памяти, внимания |
100 | Различение имён существительных по склонениям. | | Умение составлять предложения с опорой на вопрос. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция внимания, артикуляционного аппарата |
101 | Определение склонения имён существительных. | | Умение определять склонение существительных | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция внимания, памяти, артикуляционного аппарата |
102 | Единообразное написание ударных и безударных окончаний имён существительных 1-го склонения | | Умение ставить вопрос от главного к зависимому слову. Определение падежа по вопросам | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция внимания, фонематического слуха |
103 | Именительный падеж имён существительных 1-го склонения. Подлежащее в предложении. | | Умение различать падежи по вопросам. Умение комментировать написанное. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция слухового и зрительного восприятия |
104 | Окончание имён существительных 1-го склонения в родительном падеже. | | Умение вставлять окончание существительных 1 скл. родительного падежа | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция познавательных процессов, памяти, внимания |
105 | Окончание имён существительных 1-го склонения в родительном падеже. | | Умение определять падеж по вопросам. | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция познавательных процессов, памяти, внимания |
106 | Окончание имён существительных 1-го склонения в дательном падеже. | | Умение определять падежи по вопросам. Вставить пропущенное окончание в зависимости от падежа. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция познавательных процессов, памяти, внимания |
107 | Сопоставление окончаний в родительном и дательном падежах. | | Умение различать окончания родительного и дательного падежа. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция внимания, фонематического слуха |
108 | Окончание имён существительных 1-го склонения в винительном падеже. | | Умение вставлять окончание существительных 1 скл. винительного падежа | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция познавательных процессов, памяти, внимания |
109 | Окончание имён существительных 1-го склонения в творительном падеже. | | Умение вставлять окончание существительных 1 скл. творительного падежа | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция познавательных процессов, памяти, внимания |
110 | Окончание имён существительных 1-го склонения в творительном падеже. | | Умение вставлять окончание существительных 1 скл. творительного падежа | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция познавательных процессов, памяти, внимания |
111 | Окончание имён существительных 1-го склонения в предложном падеже. | | Умение вставлять окончание существительных 1 скл. предложного падежа | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция познавательных процессов, памяти, внимания |
112 | Дифференциация окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах. | | Умение правильно вставлять пропущенные окончания существительных. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция внимания, фонематического слуха. Коррекция слухового и зрительного восприятия |
113 | Итоговая контрольная работа | | Умение применять изученное правило и исправлять свои ошибки | Оценивать результаты своей деятельности | Коррекция познавательных процессов, памяти, внимания |
114-115 | Развитие речи. | | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция грамматического строя речи, артикуляционного аппарата |
116 | Деловое письмо. Поздравительная открытка. | | Умение писать деловое письмо, поздравительную открытку | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция внимания, памяти, познавательных процессов |
117 | Существительные 2-ого склонения | | Умение находить существительные 2 скл. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция внимания, фонематического слуха |
118 | Входная контрольная работа | | Умение применять изученное правило и исправлять свои ошибки | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция внимания, фонематического слуха |
119 | Единообразное написание ударных и безударных окончаний имён существительных 2-го склонения | | Умение правильно писать ударные и безударные окончания имён существительных 2 скл. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция внимания, фонематического слуха. Коррекция слухового и зрительного восприятия |
120-121 | Именительный падеж имён существительных 2-го склонения. | | Умение отличать существительные 2 скл. от других склонений | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция познавательных процессов, памяти, внимания |
122-123 | Окончания имён существительных 2-го склонения в родительном падеже. | | Умение вставлять окончание существительных 2 скл. родительного падежа | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция познавательных процессов, памяти, внимания |
124 | Дифференциация окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонения в родительном падеже. | | Умение различать окончания существительных 1 и 2 скл. в родительном падеже | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция внимания, фонематического слуха. Коррекция слухового и зрительного восприятия |
125 | Окончания имён существительных 2-го склонения в дательном падеже. | | Умение вставлять окончание существительных 2 скл. дательного падежа | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция познавательных процессов, памяти, внимания |
126 | Итоговая контрольная работа | | Умение применять изученное правило и исправлять свои ошибки | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция познавательных процессов, памяти, внимания |
127 | Дифференциация окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонения в дательном падеже. | | Умение различать окончания существительных 1 и 2 скл. в дательном падеже | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция внимания, фонематического слуха. Коррекция слухового и зрительного восприятия |
128 | Окончания имён существительных 2-го склонения в винительном падеже. | | Умение вставлять окончание существительных 2 скл. винительного падежа | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция познавательных процессов, памяти, внимания |
129 | Входная контрольная работа | | Умение применять изученное правило и исправлять свои ошибки | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция внимания, фонематического слуха. Коррекция слухового и зрительного восприятия |
130 | Окончания имён существительных 2-го склонения в творительном падеже. | | Умение вставлять окончание существительных 2 скл. творительного падежа | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция познавательных процессов, памяти, внимания |
131 | Дифференциация окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонения в творительном падеже. | | Умение различать окончания существительных 1 и 2 скл. в творительном падеже | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция внимания, фонематического слуха. Коррекция слухового и зрительного восприятия |
132 | Окончания имён существительных 2-го склонения в предложном падеже. | | Умение вставлять окончание существительных 2 скл. предложного падежа | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция познавательных процессов, памяти, внимания |
133 | Дифференциация окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонения в предложном падеже. | | Умение различать окончания существительных 1 и 2 скл. в предложном падеже | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция внимания, фонематического слуха. Коррекция слухового и зрительного восприятия |
134 | Деловое письмо. Письмо. | | Умение оформлять письмо. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция памяти, внимания, эмоциональной сферы |
135 | Наблюдение за изменением по падежам имён существительных 3-го склонения. | | Умение отличать существительные 3 скл. от других существительных. | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция познавательных процессов, памяти, внимания |
136-137 | Именительный падеж имён существительных 3-го склонения. | | Умение находить существительные 3 скл. и употреблять в речи | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция познавательных процессов, памяти |
138 | Правописание окончаний имён существительных 3-го склонения в родительном, дательном, предложном падежах | | Умение правильно и единообразно писать окончания существительных 3 скл. в родительном, дательном, предложном падежах. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция познавательных процессов, памяти, внимания, грамматического строя речи |
139 | Дифференциация окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах. | | Умение различать окончания существительных 3 скл. в родительном, дательном, предложном падежах. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция познавательных процессов, памяти, внимания, грамматического строя речи |
140-141 | Имена существительные 3-го склонения в винительном падеже | | Умение вставлять окончание существительных 3 скл. винительного падежа | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция познавательных процессов, памяти, внимания |
142 | Дифференциация окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в винительном падеже. | | Умение различать окончания существительных 1. 2 и 3 скл. в винительном падеже | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция внимания, фонематического слуха |
143-144 | Окончания имён существительных 3-го склонения в творительном падеже. | | Умение вставлять окончание существительных 3 скл. творительного падежа | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция познавательных процессов, памяти, внимания |
145 | Дифференциация окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в творительном падеже. | | Умение различать окончания существительных 1. 2 и 3 скл. в творительном падеже | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция внимания, фонематического слуха. Коррекция слухового и зрительного восприятия |
146 | Обобщение знаний по теме «Имя существительное» | | Умение применять правила написания безударных окончаний существительных ед.числа и определять падеж существительных по вопросам. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция познавательных процессов, памяти, внимания, грамматического строя речи |
147 | Итоговая контрольная работа | | Умение применять изученное правило и исправлять свои ошибки | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция познавательных процессов, памяти, внимания, грамматического строя речи |
148-149 | Развитие речи. | | Уметь связно строить предложения в тексте | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция грамматического строя речи |
Предложение 14 ч. |
150 | Главные члены предложения. | | Умение находить подлежащее и сказуемое | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция грамматического строя речи |
151 | Второстепенные члены предложения. | | Умение находить второстепенные члены | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция грамматического строя речи |
152 | Входная контрольная работа | | Умение применять изученное правило и исправлять свои ошибки | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция грамматического строя речи, внимания |
153 | Распространение предложений второстепенными членами. | | Умение распространять предложение второстепенными членами | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция грамматического строя речи, внимания, артикуляционного аппарата |
154-155 | Понятие об однородных членах. Однородные подлежащие и сказуемые. | | Умение находить однородные подлежащие и сказуемые по вопросам | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция грамматического строя речи, внимания, артикуляционного аппарата |
156-157 | Однородные второстепенные члены предложения. | | Умение находить однородные второстепенные члены по вопросам | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция грамматического строя речи, внимания, артикуляционного аппарата |
158 | Перечисление без союзов. Знаки препинания между однородными членами предложения. | | Умение ставить запятую при перечислении без союзов. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция грамматического строя речи, внимания, артикуляционного аппарата |
159-160 | Однородные члены предложения с союзом и. | | Умение находить однородные члены с союзом и. | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция познавательных процессов |
161 | Однородные члены предложения без союзов и с союзом и. | | Умение находить однородные члены без союзов и с союзом и. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция познавательных процессов |
162 | Деловое письмо. Письмо. | | Умение написать деловое письмо. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция памяти, внимания, артикуляционного аппарата |
163 | Итоговая контрольная работа | | Умение применять изученное правило и исправлять свои ошибки | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция познавательных процессов |
Повторение 7 ч. |
164 | Состав слова. Правописания в корне слова. | | Умение правильно выделять корень, подбирать однокоренные слова и формы слова для проверки написания орфограмм корня. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция памяти, артикуляционного аппарата, фонематического слуха, познавательных процессов |
165 | Состав слова. Правописания в корне слова. | | Умение правильно выделять корень, подбирать однокоренные слова и формы слова для проверки написания орфограмм корня. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция памяти, внимания |
166 | Приставка и предлог. Твёрдый знак после приставок. | | Умение различать и правильно писать приставку в слове и предлог со словом. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция памяти, внимания |
167 | Развитие речи. Сочинение по картине. | | Умение составить связный рассказ по картине. | Оценивать результаты своей деятельности. | Коррекция грамматического строя речи и артикуляционного аппарата |
168 | Развитие речи. Сочинение по картине. | | Умение составить связный рассказ по картине. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Коррекция памяти, внимания |
169 | Правописание падежных окончаний имён существительных. | | Умение правильно писать падежные окончания существительных. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Коррекция долговременной памяти и внимания |
170 | Предложение. | | Умение разбирать предложение. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Коррекция грамматического строя речи и артикуляционного аппарата |