Студент/учитель | |
Тема урока | М.М. Зощенко «Елка». Составление плана в виде назывных предложений из текста |
Технология | ИКТ-технология |
Тип урока | Открытие нового знания |
Цель урока | Организация деятельности обучающихся по составлению плана рассказа «Елка» в виде назывных предложений из текста |
Задачи: | Обучающие | Развивающие | Воспитательные |
Формировать представление о жизни и творчестве М.М. Зощенко и основных характеристик рассказа; научить составлять план рассказа в виде назывных предложений из текста; совершенствовать навык выразительного чтения рассказа, передавая интонацией настроение. | Развивать умение делить текст на части, определять главную мысль прочитанного; формировать умения принимать и сохранять учебную задачу; способствовать развитию познавательного интереса к учебной деятельности; | Способствовать воспитанию взаимоуважения и доброжелательного отношения к своим одноклассникам; воспитывать навыки сотрудничества, взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки; прививать познавательный интерес к урокам литературного чтения. |
Планируемые результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Имеют представление о жизни и творчестве М.М.Зощенко; умеют составлять план рассказа в виде назывных предложений из текста; совершенствуют навык выразительного чтения рассказа. | Регулятивные: учащиеся понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно отвечают на поставленные учителем вопросы. | Учащиеся осознанно относятся к обучению; умеют проявлять познавательный и творческий интерес к учебной деятельности, осознают успешность своей деятельности. |
Коммуникативные: учащиеся адекватно отвечают на поставленные вопросы; слушают и понимают речь других; учащиеся владеют диалогической речью. |
Познавательные: умеют анализировать, сравнивать в результате проведенного времени за языковым материалом; умеют извлекать информацию в соответствии с целью |
Основные понятия, изучаемые на уроке | |
ИОС урока | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение | Вид используемых на уроке средств ИКТ | Необходимое аппаратное и программное обеспечение |
Учебник УМК «Школа России» «Литературное чтение», 4 класс 2 часть Раздаточный материал | Компьютер, проектор, смарт доска. | Microsoft Power Point |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Время |
1 Организационный момент | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Динара Хайруловна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. -Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. У вас на парте должен лежать учебник Литературного чтения, ручка и тетрадь. Все на месте? -Отлично! Начинаем урок. | | | |
2. Актуализация знаний Цель. Использование имеющихся знаний из разных областей наук, необходимых для «открытия нового знания» | -Мы сегодня снова будем читать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, В речевую разминку включайся, дружок! -Прочитайте скороговорку «У ёлки иголки колки» 1) в разном темпе (медленно, быстрее, очень быстро); 2) с разной интонацией (вопросительной, восклицательной); 3) с разной силой голоса (тихо, громко, очень громко). -Возьмите конверт с цветными полосками. -На цветных полосках написаны названия произведений: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Ёлка», «Сказка о рыбаке и рыбке»). -Найдите среди данных полосок лишнюю. -Пара, которая справилась с заданием, возьмите полоску в «общую руку». -А почему же данное произведение будет лишним? Верно, ведь все остальные написал А.С. Пушкин. -Сейчас, предлагаю послушать и вспомнить биографию Михаила Зощенко, которую вы подготовили дома. Выйдите к доске и прочитайте. -Отлично! | Биография: 1. Михаил Зощенко занимается литературной деятельностью, ищет свой стиль - и находит, пишет короткие сатирические рассказы. В 1921 году вышла его первая книга. Сначала он писал только для взрослых. 2. Для детей, оказалось, писать трудней. В конце 30-х годов появились такие замечательные рассказы, как «Глупая история», «Показательный ребёнок», «Ёлка». Затем было опубликовано ещё несколько десятков рассказов, и Зощенко стал самым лучшим детским автором. | | |
3. Самоопределение к деятельности (Мотивация) Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | -Итак, ребята, с каким же произведением мы познакомимся на нашем уроке? -Верно, с произведением «Елка» -А кто является автором? -Молодцы! -На уроке мы прочитаем данный рассказ, а что мы делаем с каждым рассказом после прочтения? -Да, верно, анализируем и делим его на части, тем самым, составляем план. | . | | |
4. Постановка учебной задачи. Определение плана работы на уроке. Цель. Формулирование темы урока. | -Кто догадался, чем мы займемся на нашем уроке? -Верно! Прочитаем рассказ и составим план рассказа в виде назывных предложений, то есть предложений, в которых один главный член – подлежащее. -А план какого рассказа? -Молодцы! -Так какую же цель поставим на наш урок? -Ребята, у вас на партах лежит лист самооценки, я предлагаю вам отмечать “+” те пункты, которые мы с вами изучили. | | | |
5. «Открытие» учащимися новых знаний | -Сейчас, вспомним содержание нашего рассказа. С помощью вопросов. Слушайте внимательно -Кто главные герои рассказа? -Дайте словесный портрет каждому герою. -Чем закончился праздник? -Как поступили Леля и Минька? -Как отреагировали гости, мама, папа? -Найдите и прочитайте пословицу, которая встретилась в тексте. -Как понимаете ее смысл? -Какова главная мысль произведения? Какие слова в тексте считаете важными. Найдите и прочитайте. -Как их понимаете? -Как думаете, по какой причине праздник не удался? -В чем проблема? -Предложите свои варианты выхода из этой ситуации. -Какой вывод следует? -Какой вы урок извлекли из рассказа. Чему он вас научил? -Отлично, молодцы! | -Леля и Минька -все гости ушли -поступили эгоистично -Пословица «С вами водиться, что в крапиву садиться» (И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я, поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.); выявляют проблему в рассказе (дети испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям); высказывают свои способы решения этой проблемы; (выход: извиниться перед гостями, отдать свои игрушки и т.д.); делают вывод о том, как найти выход из неприятной ситуации, никого не огорчая и сохраняя мир и согласие; | | |
6. Первичное закрепление | -Итак, ребята, мы с вами вспомнили содержание рассказа. Но при прочтении текста нам встретились непонятные слова. Сейчас, я предлагаю поработать в группах. У вас на парте лежат непонятные вам слова из текста и значения к ним, но они перепутались, ваша задача – правильно собрать значения к словам. Приступаем! пастилка- это…кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара; церемониться - это… проявлять излишнюю мягкость, стеснение. золотушный ребёнок- это… больной ребенок | | | |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Физ.минутка Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из под ладошек. И – направо! И еще Через левое плечо! -Итак, какую же цель мы ставили на наш урок? -У вас на парте лежит карточка с деформированным планом. Восстановите его. Деформированный план Реакция папы. Пришли гости. Знакомство. Сестра и брат у елки. Ссора с гостями. | Верный план Знакомство. Сестра и брат у елки. Гости дома. Ссора с гостями. Реакция папы. -Проверим выполненную работу по слайду. Запишите верный план в тетрадь. | | | |
8. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового знания в систему изученного материала. | -А сейчас, выполним тренажер «Learning apps». Вам необходимо сопоставить двух главных героев из рассказа. Дать им характеристику. -Не забываем про технику безопасности: работаем стилусом чистыми и сухи руками. https://learningapps.org/watch?v=p0sqyv31523 | | | |
9. Подведение итога урока: Что узнал? Чему научился? С какими трудностями встретился? Достиг ли поставленной цели урока? | -С каким же произведением мы работали на сегодняшнем уроке? -Какую цель ставили перед собой? -Достигли ли мы её? -Молодцы! | | | |
10. Рефлексия Цель. размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | -Ребята, на доске изображено дерево успеха, если вам понравился урок, не возникло трудностей, было интересно, воспользуйтесь зеленым яблоком. Если что-то было не понятно и вы не совсем поняли тему - желтый: если нечего не поняли, было не интересно - красный. -Спасибо вам за урок, ребята, до свидания. | | | |
IX. Д/з. | | | | |
X | | | | |