СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шкала прогрессивных матриц Равена

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика "Шкала прогрессивных матриц" была разработана в 1936 году Джоном Равеном (совместно с Л. Пенроузом).

Тест прогрессивные матрицы Равена (ПМР) предназначен для диагностики уровня интеллектуального развития и оценивает способность к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности (логичность мышления).

Просмотр содержимого документа
«Шкала прогрессивных матриц Равена»

ТЕСТ РАВЕНА Методика для диагностики интеллекта

ТЕСТ РАВЕНА

Методика для диагностики интеллекта

Джон Равен  Родился:  28 июня 1902 г.,  Лондон, Великобритания  Умер:  10 августа 1970 г.,  Дамфрис, Великобритания  Образование:  Университет Лондон  Известность:  Тест Равена  Методика

Джон Равен Родился: 28 июня 1902 г., Лондон, Великобритания Умер: 10 августа 1970 г., Дамфрис, Великобритания Образование: Университет Лондон Известность: Тест Равена

Методика "Шкала прогрессивных матриц" была разработана в 1936 году Джоном Равеном (совместно с Л. Пенроузом). Тест прогрессивные матрицы Равена (ПМР) предназначен для диагностики уровня интеллектуального развития и оценивает способность к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности (логичность мышления).

Принцип «прогрессивности» В Стандартных матрицах реализуется двояким образом: а) внутри каждой серии задания расположены с учётом их возрастающей сложности; б) все серии отличаются различной трудностью, которая возрастает от серии А к серии Е. Возрастающая трудность заданий определяется: увеличением числа элементов в матрице; увеличением предлагаемых вариантов решения; усложнением логического принципа, лежащего в основе каждой композиции, который испытуемому необходимо понять, чтобы закономерно выбрать недостающий элемент. A B C D E

Принцип «прогрессивности»

В Стандартных матрицах реализуется двояким образом:

  • а) внутри каждой серии задания расположены с учётом их возрастающей сложности;
  • б) все серии отличаются различной трудностью, которая возрастает от серии А к серии Е.

Возрастающая трудность заданий определяется:

  • увеличением числа элементов в матрице;
  • увеличением предлагаемых вариантов решения;
  • усложнением логического принципа, лежащего в основе каждой композиции, который испытуемому необходимо понять, чтобы закономерно выбрать недостающий элемент.

A B C D E

Структура теста Чёрно-белые прогрессивные матрицы Равена (в оригинальном варианте) состоят из 60 матриц (размер 7,5^11 см.), в каждой из которых отсутствует один из составляющих её элементов. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6-8 предложенных вариантов. Задания сгруппированы в 5 серий - А, В, С, D, Е, каждая серия состоит из 12 матриц. Расположение матриц в определённой последовательности соответственно принципу возрастающей сложности мыслительных операций, необходимых для решения, не исключает варианта парциальной несформированности умственных операций у обследуемого. В этом случае профиль суммарных оценок за 5 серий не будет отражать нарастающую сложность.  A 12 B 12 C 12 D 12 E 12

Структура теста

Чёрно-белые прогрессивные матрицы Равена (в оригинальном варианте) состоят из 60 матриц (размер 7,5^11 см.), в каждой из которых отсутствует один из составляющих её элементов. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6-8 предложенных вариантов. Задания сгруппированы в 5 серий - А, В, С, D, Е, каждая серия состоит из 12 матриц.

Расположение матриц в определённой последовательности соответственно принципу возрастающей сложности мыслительных операций, необходимых для решения, не исключает варианта парциальной несформированности умственных операций у обследуемого. В этом случае профиль суммарных оценок за 5 серий не будет отражать нарастающую сложность.

A 12 B 12 C 12 D 12 E 12

В серии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

Серия В  - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С  - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия D  - построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е  основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

 Имеется взрослый (с 14 до 65 лет) и детский (с 4,5 до 9 лет) вариант тестов Равена. Возможны два варианта в использовании матриц Равена.  Первый вариант - в качестве теста скорости, с ограничением времени 20 мин. для выполнения заданий. Для группового обследования.  Второй вариант использования матриц Равена в качестве теста интеллекта исключает введение временных ограничений.  Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов. С 11

Имеется взрослый (с 14 до 65 лет) и детский (с 4,5 до 9 лет) вариант тестов Равена. Возможны два варианта в использовании матриц Равена.

Первый вариант - в качестве теста скорости, с ограничением времени 20 мин. для выполнения заданий. Для группового обследования.

Второй вариант использования матриц Равена в качестве теста интеллекта исключает введение временных ограничений.

Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

С 11

Инструкция Теста равена взрослый (с 14 до 65 лет)

Инструкция Теста равена

взрослый (с 14 до 65 лет)

Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: "Приступить к выполнению теста" - никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: "Всем закрыть таблицы". О предназначении данного теста можно сказать следующее: "Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления".

После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу: "На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан" (можно показать на примере одного образца).

Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 мин подать команду: "Закрыть всем таблицы!

Собрать бланки и таблицы к ним. Проверить, чтобы в правом углу регистрируемого бланка был проставлен карандашом номер обследуемого.

№ задания Серия A 1   2 Серия B Серия C   3       4   Серия D   5   Серия E             6           7             8           9         10     11                 12     Сумма  правильных  ответов                                      

задания

Серия A

1

 

2

Серия B

Серия C

 

3

 

 

 

4

 

Серия D

 

5

 

Серия E

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

Сумма правильных ответов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерпретация результатов (ключи)  Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии). № 1 Серия А 2 Серия В 4 Серия С 3 5 5 6 5 Серия D 4 1 5 3 3 Серия Е 2 1 4 6 2 2 7 6 3 6 7 7 1 3 8 3 8 8 8 6 4 7 9 5 2 2 6 10 6 1 5 1 3 11 4 5 1 5 7 3 12 4 4 1 1 1 2 4 3 2 6 6 8 2 5 2 6 4 5

Интерпретация результатов (ключи)

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).

1

Серия А

2

Серия В

4

Серия С

3

5

5

6

5

Серия D

4

1

5

3

3

Серия Е

2

1

4

6

2

2

7

6

3

6

7

7

1

3

8

3

8

8

8

6

4

7

9

5

2

2

6

10

6

1

5

1

3

11

4

5

1

5

7

3

12

4

4

1

1

1

2

4

3

2

6

6

8

2

5

2

6

4

5

Следующий способ оценки общих результатов по Стандартным матрицам Равена заключается в переводе «сырого» балла в стандартизированный - коэффициент IQ. Процентная шкала степени развития интеллекта   Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты. При этом по специальной шкале различают 5 степеней интеллектуального уровня:

Следующий способ оценки общих результатов по Стандартным матрицам Равена заключается в переводе «сырого» балла в стандартизированный - коэффициент IQ.

Процентная шкала степени развития интеллекта

Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты. При этом по специальной шкале различают 5 степеней интеллектуального уровня:

Таблица перевода сырых баллов в IQ Возраст % 14-30 35 100 40 97 45 93 50 88 82 55 65 76 70  Далее, ориентируясь на выявленный показатель IQ, можно определить уровень умственных способностей. Градации уровней умственных способностей Показатели IQ Свыше 140 Уровень развития интеллекта 121-140 незаурядный, выдающийся интеллект высокий уровень интеллекта 111-120 91-110 интеллект выше среднего 81-90 средний уровень интеллекта 71-80 интеллект ниже среднего низкий уровень интеллекта 51-70 21-50 лёгкая степень слабоумия 0-20 средняя степень слабоумия тяжёлая степень слабоумия

Таблица перевода сырых баллов в IQ

Возраст

%

14-30

35

100

40

97

45

93

50

88

82

55

65

76

70

Далее, ориентируясь на выявленный показатель IQ, можно определить уровень умственных способностей.

Градации уровней умственных способностей

Показатели IQ

Свыше 140

Уровень развития интеллекта

121-140

незаурядный, выдающийся интеллект

высокий уровень интеллекта

111-120

91-110

интеллект выше среднего

81-90

средний уровень интеллекта

71-80

интеллект ниже среднего

низкий уровень интеллекта

51-70

21-50

лёгкая степень слабоумия

0-20

средняя степень слабоумия

тяжёлая степень слабоумия

 A 1 A 2

A 1 A 2

 A 3 A 4

A 3 A 4

 A 5 A 6

A 5 A 6

 A 7 A 8

A 7 A 8

 A 9 A 10

A 9 A 10

 A 11 A 12

A 11 A 12

 B 1 B 2

B 1 B 2

 B 3 B 4

B 3 B 4

 B 5 B 6

B 5 B 6

 B 7 B 8

B 7 B 8

 B 9 B 10

B 9 B 10

 B 11 B 12

B 11 B 12

 C 1 C 2

C 1 C 2

 C 3 C 4

C 3 C 4

 C 5 C 6

C 5 C 6

 C 7 C 8

C 7 C 8

 C 9 C 10

C 9 C 10

 C 11 C 12

C 11 C 12

 D 1 D 2

D 1 D 2

 D 3 D 4

D 3 D 4

 D 5 D 6

D 5 D 6

 D 7 D 8

D 7 D 8

 D 9 D 10

D 9 D 10

 D 11 D 12

D 11 D 12

 E 1 E 2

E 1 E 2

 E 3 E 4

E 3 E 4

E 5 E 6

E 5 E 6

 E 7 E 8

E 7 E 8

 E 9 E 10

E 9 E 10

E 11 E 12

E 11 E 12

№ задания 1 Серия A   4 Серия B 2   5 Серия C 1 (5)  3   1   5 4   6 Серия D 5   3 3  Серия E   1   2   7   2   6   4 6   2   3   1 7   6   7 3    8   2 (8)   6   8   3 8 9   2   2   7   4   5   5   1   1   6 10   6   8 (5)   5   1 11   3   4   1 (4)   1 (7)   5 (1) 12   3   4   1   8 (3)   6 (1) Сумма  правильных  ответов   4   2   11   6 6    8   1 (2)   2 (5)   3 (2)   7 (2)   11   5 (4)   9   7 (6)   6 (5)   9   5 = 45

задания

1

Серия A

  4

Серия B

2

  5

Серия C

1 (5) 

3

  1

  5

4

  6

Серия D

5

  3

Серия E

  1

  2

  7

  2

  6

  4

6

  2

  3

  1

7

  6

  7

  8

  2 (8)

  6

  8

  3

8

9

  2

  2

  7

  4

  5

  5

  1

  1

  6

10

  6

  8 (5)

  5

  1

11

  3

  4

  1 (4)

  1 (7)

  5 (1)

12

  3

  4

  1

  8 (3)

  6 (1)

Сумма правильных ответов

  4

  2

  11

  6

  8

  1 (2)

  2 (5)

  3 (2)

  7 (2)

  11

  5 (4)

  9

  7 (6)

  6 (5)

  9

  5

= 45

Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты. 1 степень - более 95% - высокий интеллект; 2 степень - 75-94% - интеллект выше среднего; 3 степень 25-74% - интеллект средний; 4 степень - 5-24% - интеллект ниже среднего; степень - ниже 5% - дефект. Следующий способ оценки общих результатов по Стандартным матрицам Равена заключается в переводе «сырого» балла в стандартизированный - коэффициент IQ. Возраст % 14-30 35 100 40 97 45 93 50 88 55 82 65 76 70

Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты.

1 степень - более 95% - высокий интеллект;

2 степень - 75-94% - интеллект выше среднего;

3 степень 25-74% - интеллект средний;

4 степень - 5-24% - интеллект ниже среднего;

  • степень - ниже 5% - дефект.

Следующий способ оценки общих результатов по Стандартным матрицам Равена заключается в переводе «сырого» балла в стандартизированный - коэффициент IQ.

Возраст

%

14-30

35

100

40

97

45

93

50

88

55

82

65

76

70

Далее, ориентируясь на выявленный показатель IQ, можно определить уровень умственных способностей. Градации уровней умственных способностей Показатели IQ Свыше 140 Уровень развития интеллекта 121-140 незаурядный, выдающийся интеллект высокий уровень интеллекта 111-120 91-110 интеллект выше среднего 81-90 средний уровень интеллекта 71-80 интеллект ниже среднего низкий уровень интеллекта 51-70 21-50 лёгкая степень слабоумия 0-20 средняя степень слабоумия тяжёлая степень слабоумия

Далее, ориентируясь на выявленный показатель IQ, можно определить уровень умственных способностей.

Градации уровней умственных способностей

Показатели IQ

Свыше 140

Уровень развития интеллекта

121-140

незаурядный, выдающийся интеллект

высокий уровень интеллекта

111-120

91-110

интеллект выше среднего

81-90

средний уровень интеллекта

71-80

интеллект ниже среднего

низкий уровень интеллекта

51-70

21-50

лёгкая степень слабоумия

0-20

средняя степень слабоумия

тяжёлая степень слабоумия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!