Обобщающий урок информатики в 8 классе
на тему «Системы счисления»
Учитель информатики МАОУ «Лицей №4» г. Рязани
Ушакова Валентина Васильевна
Обобщающий урок по теме «Системы счисления» в 8 классе
Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий.
Задачи урока:
актуализация знаний по теме «Системы счисления»;
развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
формирование навыков самоорганизации и инициативы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
1 слайд: Тема урока «Системы счисления
Три группы, которые по очереди будут выступать в ролях: историки, теоретики, практики.
На столе:
Задания для выполнения каждой группе с одновременным заполнением соответствующей таблицы.
Работа с непозиционными системами счисления.
Перевод чисел из десятичной и в десятичную с.с.
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика
Ребята! Сегодня у нас заключительный урок по теме «Системы счисления». Вы уже знаете историю систем счисления, способы перевода чисел из одной позиционной СС в другую, правила сложения двоичных чисел. Как вы думаете, чем мы сегодня займемся на уроке?
Правильно, мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по заданной теме, чтобы лучше подготовиться к контрольной работе.
2 слайд: Цели урока: углубление, обобщение и систематизация знаний по теме «СС»
Ваша задача: показать теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел и правила выполнения арифметических операций в двоичной СС.
Вы сами разделились на 3 группы.
За столом «историки» - группа №1, «практики» - группа №2, «вычислители» - группа №3. Списки членов группы сдайте мне, пожалуйста.
Как только группа закончит решать все задачи и впишет ответы в лежащую на столе таблицу, один из вас выйдет к доске и заполнит соответствующую таблицу на доске, а заполненную сдаст мне.
Далее, по кругу: историки – практики – вычислители.
На выполнение всех заданий группе отводится не более 10 минут
То есть, наш урок будет состоять из нескольких этапов, каждый из которых будет оцениваться. По окончании работы сравним результаты и выставим оценки. Суммарная оценка группы: 3 оценки/3.
Таким образом вы повторите все три изученные темы.
Вы имеете право пользоваться учебником и своими конспектами.
Кстати, «историкам» предоставляется небольшая поблажка: для ответов на вопросы они могут воспользоваться Интернетом либо на наших компьютерах, либо войти туда со своего смартфона. В группах практиков и вычислителей все технические средства запрещены! За пользование ими будут сниматься баллы со всей группы.
Разминка
Верно ли, что в древности использовали руку как инструмент для счета?
Верно ли, что в Древнем Риме нельзя было делить числа «в столбик»?
Верно ли, что римская СС была непозиционной?
Верно ли, что на Руси не было специальных обозначений для цифр, а пользовались буквами с титлом?
Верно ли, что число 34 263 может быть записано в пятеричной СС?
Верно ли, что 210 = 102 ?
Верно ли, что 810 = 816 ?
Сколько лет было Красной Шапочке? Слайд
Задания для групп:
ИСТОРИКИ
Верно ли, что арабские цифры изобрели арабы? Если нет, то откуда они «родом»? (Индия)
Запишите число 2018 в древнеегипетской, римской и славянской системах счисления. (ММХVIII,
На гранитном постаменте памятника Петру I в Санкт-Петербурге есть римское число MDCCLXXXII. Это год открытия памятника. Какой? (1782)
Выполните операцию сложения римских чисел. Ответ запишите в той же системе.
CMXLIV + LXIX = MXIII
Выполните операцию вычитания римских чисел. Ответ запишите в той же системе.
DCCXLII – CDLXVII = CCLXXV
ПРАКТИКИ
Переведите число 17110 в шестнадцатеричную СС (АВ16)
Переведите число 245,410 в восьмеричную систему счисления (365,58)
Переведите число 453,26 в десятичную систему счисления (78,510)
Найдите сумму чисел 778 + 445. Ответ запишите в десятичной СС (8710)
Найдите сумму чисел 1D16 + 324. Ответ запишите в девятеричной СС (4310 = 479)
ВЫЧИСЛИТЕЛИ
Переведите число 9910 в двоичную систему счисления (11000112)
Переведите число 31,2510 в двоичную систему счисления (11111,012)
Переведите число 111010,112 в десятичную систему счисления (58,7510)
Выполните операцию сложения в двоичной системе счисления:
101110102 + 10111012 = 1000101112
Выполните операцию умножения в двоичной системе счисления:
110112 × 1012 = 100001112
ИСТОРИКИ (группа №1)
№ | Задание | Ответ |
1 | Верно ли, что арабские цифры изобрели арабы? Если нет, то откуда они «родом»? | |
2 | Запишите число 2018 в древнеегипетской, римской и славянской системах счисления. | |
3 | На гранитном постаменте памятника Петру I в Санкт-Петербурге есть римское число MDCCLXXXII. Это год открытия памятника. Какой? | |
4 | Выполните операцию сложения римских чисел. Ответ запишите в той же системе. CMXLIV + LXIX | |
5 | Выполните операцию вычитания римских чисел. Ответ запишите в той же системе. DCCXLII – CDLXVII | |
ПРАКТИКИ (группа №2)
№ | Задание | Ответ |
1 | Переведите число 17110 в шестнадцатеричную систему счисления. | |
2 | Переведите число 245,410 в восьмеричную систему счисления. | |
3 | Переведите число 453,26 в десятичную систему счисления. | |
4 | Найдите сумму чисел 778 + 445. Ответ запишите в десятичной системе счисления. | |
5 | Найдите сумму чисел 1D16 + 324. Ответ запишите в девятеричной системе счисления. | |
ВЫЧИСЛИТЕЛИ (группа №3)
№ | Задание | Ответ |
1 | Переведите число 9910 в двоичную систему счисления | |
2 | Переведите число 31,2510 в двоичную систему счисления | |
3 | Переведите число 111010,112 в десятичную систему счисления | |
4 | Выполните операцию сложения в двоичной системе счисления: 101110102 + 10111012 | |
5 | Выполните операцию умножения в двоичной системе счисления: 110112 × 1012 | |
ИСТОРИКИ
ПРАКТИКИ
ВЫЧИСЛИТЕЛИ