Предметная неделя русского языка и литературного чтения в начальной школе
Цели:
привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету;
повысить общую языковую культуру;
углубить и расширить знания, получаемые на уроках.
развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.
План проведения:
День первый:
Объявление о начале предметной недели Русского языка и Литературного чтения.
Сообщение о плане проведения мероприятий в рамках недели Русского языка и Литературного чтения.
3. Конкурс «Лучший каллиграф» (1-4классы)
День второй:
Литературная викторина «В гостях у сказки»
(1-4 классы)
Конкурс для обучающихся 2-4 классов
«Весёлая грамматика»
День третий:
Конкурс рисунков на лучшую иллюстрацию
к любимой сказке.
(1-е классы)
Конкурс словарей антонимов.
(2-е классы)
Конкурс орфографических словарей.
(3-и классы)
Конкурс толковых словарей.
(4-е классы)
Все работы на формате альбомного листа!
День четвёртый:
1.Конкурс «Весёлый наборщик» для обучающихся
1-х классов.
2.Конкурс «Грамматический бой»
(2-4 классы)
День пятый:
1.Конкурс чтецов «Пусть всегда будет солнце!»
2.Объявление о завершении работы
предметной недели.
Награждение призёров различных конкурсов и интеллектуальных игр.
Составила: Трегубенко Е. И.
2016-2017 уч. год
Открытие недели. Знакомство
с календарём недели.
Сегодняшнее наше мероприятие, посвящённое НЕДЕЛЕ РУССКОГО ЯЗЫКА и литературного чтения разрешите начать стихотворением о русском языке, которое
написал узбекский поэт Сабир Абдулла.
Выучи русский язык!».
Стихотворение
1 -й ученик: Бойченко Егор
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре,
Выучи русский язык!
2-й ученик: Ивасько Анна
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
3-й ученик: Шмотко Илья
Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!
4-й ученик: Люфт Ангелина
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!
5-й ученик: Токарев Михаил
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаенный мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!
Ведущий: Мероприятие, посвящённое НЕДЕЛЕ РУССКОГО ЯЗЫКА и ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, будем считать открытым.
( звучит музыка)
(Выходят Принцессы и Профессор)
Принцессы: Ирина Виноградова, Анна Терёшкина
Профессор – Егор Богатырёв.
Анна Т.
Предметная неделя это скучно,
Мы знаем все, ничем не удивить.
Быть может, будет лучше,
Предметную неделю отменить?
Егор:
Как можно? Вы простите!
Тогда, быть может, жить без языка?
Зачем читать, писать учиться?
Зачем предметы изучать?
Давайте отдыхать и веселиться,
Давайте в облаках летать!
Ирина:
Нет, нет, постойте, уважаемый Профессор,
Что значит жить, существовать без языка?
Как нам общаться? Так неинтересно.
Я не согласна! Не согласна! ДА!!!
Язык нам нужен и история нужна,
Без языка не будет мир так дружен,
Однако не доступны нам они, пока
(пауза)
Пускай гонцы разносят эту весь!
Мы начинаем праздник, дел не счесть!
Егор:
Ну, что ж, неплохо, всё хорошо идёт,
Теперь представьте поскорей маршрут,
И расскажите нам,что будет? Что пройдет?
Анна:
Хочу, чтоб сильно вы не расслаблялись,
И на неделе потрудились вы вдвойне!
Повелеваю!
Во вторник всем беседы провести,
Узнать как можно больше о писателях, поэтах,
Перелистать все книги, словари!
Ирина:
А в среду грамотность пускай проверят срочно,
Мы должны знать, кто лучше, кто мудрей,
Определить всех знатоков МОГУЧЕГО,
Помощники пускай помогут поскорей.
Анна:
В четверг проверку знаний сделаю,
Кто знает то, чего нельзя не знать.
Здесь будут конкурсы, брейн-ринги, викторины,
Здесь будет всё: и слезы радости, и смех.
Прошу вас, взвесьте, рассчитайте силы,
Вас впереди удача ждёт, успех!
Ирина:
Ораторы нужны нам в государстве,
И в пятницу узнаем мы,
Кто лучший чтец в великом царстве,
Кто постоит за честь страны.
Егор:
Но, но, спокойно! Разошлись вы, матушки!
Не уж-то вы надеетесь найти…
И умных, и начитанных, и знающих?
Уверен!!! 100 процентов - нет таких!
Ирина, Анна:
И не указывай! Мы знаем, что мы делаем!
Повелеваем отыскать
Неделю РУССКОГО НАЧАТЬ!!!
Токарев Михаил:
А дальше грамоты вас ждут, награды,
РЕБЯТА!!! Слышите? Вам постараться надо!
Конкурс
«Лучший каллиграф»
(День первый)
1 класс «___»
_Фамилия, имя____________________________
Написать АЛФАВИТ (Большие буквы и строчные!)
2 класс «__»
Фамилия,
имя ___________________________
Лось.
Зелёным нарядом покрылись поля и леса. На тропинке следы лося. У него сильные ноги и большие рога. Это красивое животное.
3 класс «___»
Фамилия, имя ___________________________
Весной.
Я тихо иду по тропинке леса. Вот с дерева прыгнула белка. Дятел стучит по коре сосны. В дупле дуба гнездо совы. Около берёзы норка крота. Над ёлкой кружит незнакомая мне птица.
4 класс «___»
Фамилия, имя ___________________________
Дедушка - рыболов.
Русский писатель дедушка Аксаков был опытным и страстным рыболовом. Он написал прекрасную книгу о рыбной ловле. Язык в ней чист, как ключевая вода. Рыболову легче открывать красоту природы. Он живёт с ней одной жизнью.
Дедушкой принято называть баснописца Крылова. Но Аксаков имеет полное право на ласковое имя за его добросердечие, спокойствие.
Конкурс «Весёлая грамматика»
(Второй день)
2 класс.
Отгадай загадки, рядом запиши отгадки:
Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. Кто она? | _______________ |
Я не будильник, но бужу, Я с бородой и в шпорах. С большою важностью хожу И вспыльчив, словно порох. | _______________ |
Русская красавица Стоит на поляне, В зелёной кофточке, В белом сарафане. | ________________ |
Пишет он, когда диктуют, Он и чертит и рисует. А сегодня вечерком Он раскрасит мне альбом. | ________________ |
Рыжий молокозавод День жуёт и ночь жуёт: Ведь траву не так легко Переделать в молоко. | ________________ |
С хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, Хвостик колечком. | ________________ |
Красный нос в землю врос, А зелёный хвост снаружи. Нам зелёный хвост не нужен, Нужен только красный нос. | _______________ |
Невидимкой, осторожно Он является ко мне, И рисует, как художник, Он узоры на окне. | _______________ |
Круглое, румяное, Я расту на ветке: Любят меня взрослые И маленькие детки. | _______________ |
Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи – Меня в них ищи. | _______________ |
Материал для учителя:
Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 2 класса:
Ворона
Петух
Берёза
Карандаш
Корова
Собака
Морковь
Мороз
Яблоко
Капуста
3 класс.
В этом квадрате с буквами спрятались 13 обитателей морей и рек. Отыщи их. Учти, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.
Я | С | О | С | Ь | М | И | Н | О | Г |
Д | Р | О | Н | К | Е | Т | Ь | Щ | У |
Е | З | Г | М | А | Х | Л | У | Р | С |
Л | О | Ш | Е | Р | С | К | Р | А | Б |
Ь | П | И | Д | П | А | Р | С | К | А |
Ф | О | К | У | Н | Ь | К | Ю | Й | Н |
И | Л | А | З | В | И | Е | У | Т | В |
Н | Ж | Д | А | Т | Ь | М | О | Л | Ь |
Ю | Ь | К | А | Р | А | С | Ь | Ы | А |
Ч | Е | П | Я | С | Е | Л | Ь | Д | Ь |
Материал для учителя:
Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 3 класса:
Дельфин
Щука
Карп
Окунь
Карась
Сом
Краб
Акула
Кит
10. Рак
11. Медуза
12. Осьминог
13. Сельдь.
4 класс.
В этом квадрате с буквами спрятались 14 названий сладостей. Слова можно искать по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – торт – мы за тебя уже нашли.
К | Ю | В | А | Ф | Л | И | М | Ш | Т |
Р | О | П | Л | Ю | Ш | К | А | О | П |
В | Е | Н | М | Л | Е | Ж | Р | К | А |
А | Т | Ё | Ф | К | А | Т | М | О | С |
Р | Д | У | С | Е | Н | О | Е | Л | Т |
Е | И | К | Р | О | Т | Е | Л | А | И |
Н | З | Е | Ф | И | Р | А | А | Д | Л |
Ь | Ю | Х | Р | Ю | Н | Ь | Д | Р | А |
Е | М | Л | Е | Д | Е | Н | Е | Ц | Х |
Р | М | Я | С | О | Ш | Д | Ж | Е | М |
Материал для учителя:
Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 4 класса:
Плюшка
Мармелад
Конфета
Джем
Мёд
Варенье
Пастила
Леденец
Зефир
10. Кекс
11. Торт
12. Изюм
13. Вафли
14. Шоколад.
Конкурс «Весёлый наборщик» для обучающихся 1-х классов
(День четвертый)
Примечания:
Работа организуется на уроке литературного чтения или русского языка.
В течение 5-ти минут участникам нужно из букв, составляющих слово МЕТРОПОЛИТЕН, придумать как можно больше слов, имён существительных в ед.ч.
(пол, пот, мот, лот, мор, мир, тол, метро, метр, мел, поле, метил, нетто, темп, топор, тело, тепло, море, литр, ром и т.д.)
Проверка:
Когда заканчивается время, участник с наименьшим количеством слов говорит первое слово, если слово повторилось у других участников, они его вычёркивают. Так по возрастающему количеству слов прочитываются все слова. Победителем становится тот, у кого оказалось больше не зачёркнутых слов.
Конкурс «Грамматический бой»
(День четвёртый)
2 класс.
1. Подчеркни твёрдые согласные в скороговорке:
ЛЕТЕЛИ ЛЕБЕДИ С ЛЕБЕДЯТАМИ.
2. Расшифруй слова, подчеркни «лишнее» слово:
ЫТКАВ, МИДОПОР, РОТПО, КОРОМВЬ
____________________________________________________
3. Выполни математические действия и запиши получившееся слово:
СПОР + А – РОСА + АР + ТА = ________________________
ЗИМА + ВОТ - ТОМА + ОН - И + ОК = _________________
СОМ + ТИ - СИМ + МЕТЛА – ЛА + КА = _______________
4. Добавь одну букву в начале слова, чтобы получились новые слова:
ДАЧА - ______________, ПОРТ - ______________,
РИС - ________________, КЛАД - ______________.
5. Раздели текст на предложения. Поставь точку там, где это необходимо:
ПОДУЛА ЗИМА ХОЛОДОМ СВЕРКАЕТ ПЕРВЫЙ ЧИСТЕНЬКИЙ СНЕЖОК ПОЛЕТЕЛИ ЛИСТЬЯ С ДЕРЕВЬЕВ РУМЯНИТ ЩЕКИ ЛЕГКИЙ МОРОЗ.
Конкурс «Грамматический бой»
(День четвёртый)
3 класс.
1. Исправь ошибки в тех словах, которые записаны неправильно:
ПРАВЕЛО, ЛОПАТА, ПИТУХ, ПАЛЬТО, ВЯЗАНКА, БАЛЛКОН, ДИРЕВНЯ, НАПРИМЕР, СОСЕД, ПИНАЛ.
2. Подчеркни мягкие согласные в словах:
БУКВАРЬ, КРЮЧКИ, ЛЮСТРА, УЧИТЕЛЬНИЦА, ГОРЬКИЙ.
3. Раздели слова для переноса:
Птичьи - ___________________________________________,
льют - _____________________________________________,
большая - __________________________________________,
удивительный - _____________________________________,
аккуратный - _______________________________________ .
4. Поставь слова во множественное число:
Воробей - ___________________________________________
Кол - _______________________________________________
Ручей - _____________________________________________
Крыло - ____________________________________________
Муравей - __________________________________________
5. Подчеркни только однокоренные слова:
ВОДА, ВОДИЧКА, ВОДОЛАЗ, ВОДИТЕЛЬ, ВОДНЫЙ.
ГОРИСТЫЙ, ПРИГОРОК, ГОРЕВАТЬ, ГОРА, ГОРНЯК.
6. Разбери слова по составу:
ЗВЁЗДОЧКА, МОРЯКИ, ПЕРЕЛЕСОК, БЕРЁЗОВАЯ.
7. Какую орфограмму в слове надо проверить? Подбери и запиши проверочные слова:
Шубка - ____________________________________________
Грустный - _________________________________________
Носовой - __________________________________________
Дождинка - _________________________________________
Редкий - ____________________________________________
8. Определи части речи и подпиши их над словами в предложении:
Утопают лесные опушки в розовой пене.
9.Подчеркни главные члены в предложении:
Мутными ручьями побежала вода к реке.
10. Определи количество букв и звуков в каждом слове:
Корабль - __________________________________________
Подъезд - __________________________________________
Янтарь - ____________________________________________
Ягода - ____________________________________________
Конкурс «Грамматический бой»
(День четвёртый)
4 класс.
1. Исправь ошибки в тех словах, которые записаны неправильно:
ПРАВЕЛО, ЛОПАТА, ПИТУХ, ПАЛЬТО, ВЯЗАНКА, БАЛЛКОН, ДИРЕВНЯ, НАПРИМЕР, СОСЕД, ПИНАЛ.
2.Подчеркни слова, в которых буква Я обозначает два звука:
МЯЧ ОБЪЯВЛЕНИЕ МАЯК РЕБЯТА ЯГОДА
3. В какое слово надо вставить непроизносимый согласный?
ЧУДЕС__НЫЙ КАПУС__НЫЙ БЛЕС___НУТЬ
4. Запиши антонимы (слова противоположные по значению) к данным словам:
Молодой - __________________________________________
Счастье - ___________________________________________
Вверх - _____________________________________________
Плохой - ___________________________________________
Дневной - __________________________________________
5. Запиши цепочку из 8 словарных слов так, чтобы первая буква каждого следующего слова была такой же, как последняя у предыдущего слова.
______________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________
6. Найди среди слов однокоренные. Выдели корень. Лишние слова зачеркни.
ЛЕС, ЛЕСНИК, ПРЕЛЕСТЬ, ЛЕСНОЙ, ПЕРЕЛЕСОК, ЛЕСНИКИ, ЛЕСЕНКА, СЛЕСАРЬ, ЛЕСНИЧЕСТВО.
7. Подчеркни слова, в которых 6 звуков:
ТОПОЛЬ, БЕРЁЗА, ЯСЕНЬ, СОСНА, ЯБЛОНЯ, РЯБИНА.
8. Объясни одним словом значение фразеологических оборотов:
КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ - ____________________________
С ГЛАЗУ НА ГЛАЗ - _________________________________
ОДНА НОГА ЗДЕСЬ, ДРУГАЯ ТАМ - __________________
ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ - _______________________
РАБОТАТЬ СПУСТЯ РУКАВА - _______________________
9. Нужна ли запятая в предложении? Если нужно, вставь недостающие знаки препинания:
В синем небе звёзды блещут в синем море волны хлещут.
10. Отгадай, что это?
Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. ______________