План урока рассмотрен на заседании
методического объединения учителей
гуманитарного цикла
МБУ «Школа №11» г.о.Тольятти
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ
“Тут кротко или строго. Царило много лиц
Царей не очень много. А более цариц”.
Л.Н.Толстой
Ф.И.О Вартик Андрей Степанович, учитель истории и обществознания
Место работы: МБУ «Школа № 11» г.о. Тольятти
Класс: 8
Тема: «Дворцовые перевороты»
Тип урока: Практическое занятие
Цель: Создание условий для формирования устойчивого интереса к историческим событиям времен дворцовых переворотов.
Задачи: Образовательные:
Дать представление о причинах и сущности «Эпохи дворцовых переворотов».
Развивающие:
Развивать историческое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся умения и навыки в поисках решения
проблемных ситуаций.
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству,
уважение к историческому прошлому страны.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная
Планируемый результат:
Учащиеся научатся определять события и итоги политики России во времена дворцовых переворотов, представлять
результаты изучения исторического материала, объяснять изученные положения на конкретных примерах, доказывать свою точку зрения, осмысливать теоретический материал, выполнять познавательные и проблемные задания.
Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку внешнеполитической деятельности России в ходе Северной войны, выразить свое отношение к роли Петра I в ответственные моменты российской истории.
Оборудование: инструктивно - технологическая карта с методическими указаниями,
выставка книг: «Галерея правителей во время дворцовых переворотов»
стенд «Правители в истории России»
сообщения обучающихся по теме «Дворцовые перевороты»
Формируемые УУД:
Предметные образовательные результаты | Метапредметные умения |
-называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников; - объяснять причины и последствия дворцовых переворотов; - объяснять значение понятий дворцовые перевороты, фаворит, кондиции, гвардия - уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения; -принимать участие обсуждении проблемных вопросов, -владение умениям слушать и формировать свою точку зрения с аргументированием своего мнения, корректно отстаивать свою позицию | Личностные УУД: - работать самостоятельно; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - заполнять рабочую тетрадь с последовательностью действий; - осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: - проводить отбор нужной информации; - проводить анализ учебного материала; - строить логические цепочки рассуждений, доказательств при заполнении таблиц Коммуникативные УУД: - планирование рабочего процесса - достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, - учет разных мнений и координация разных позиций |
Ход урока
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный этап. | Познавательные УУД. Коммуникативные УУД. Личностные УУД. | Эпоха дворцовых переворотов – это период Российской истории с 1725 по 1762 гг., После смерти императора Петра I сменилось несколько правителей в результате заговоров и действий группы аристократии и гвардейских офицеров. К власти последовательно приходили вторая жена Петра I - Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна с сыном Иоанном Антоновичем VI, Елизавета Петровна, и, наконец, Петр III. Правили Империей они с различной степенью ответственности и вовлеченности. | Обучающиеся проверяют свою готовность к занятию. Готовят устные выступления по теме. Записывают в рабочие тетради преамбулу практического занятия |
Актуализация знаний. | Познавательные УУД. Коммуникативные УУД. Личностные УУД. | В отечественной историографии существует мнение, что дворцовые перевороты не были неизбежным этапом развития Российской империи. 1. Вспомните, в каких родственных отношениях Пётр I состоял с царями Михаилом Фёдоровичем, Алексеем Михайловичем, Фёдором Алексеевичем, Иваном V Алексеевичем, царевной Софьей. 2. К кому, по сложившейся традиции Российского престолонаследия, переходил бы трон после смерти государя? 3. Кто был наследником престола в первый период царствования Петра I (до 1689 г.)? 4. Какой порядок наследования трона был введён Петром I по Указу о престолонаследии? 5. Какое наказание ожидало того, кто ослушается Указа о престолонаследии? | Обучающиеся, отвечая, высказывают своё мнение. Учитель вопросами подводит обучающихся к проблеме – можно ли было избежать частой смены правителей России? |
Постановка проблемы, введение в тему | Познавательные УУД, Коммуникативные УУД, Личностные УУД Регулятивные УУД | Вводная - «Петр I скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Приближенные не посмели обеспокоить его вопросом о наследнике. Предание утверждает, что перед смертью Петр написал: “Отдайте все…”. Дальнейших слов нельзя было разобрать. «Кому, кому отдает?» Этот вопрос, мучивший многих, и сегодня остается загадкой. Возникают вопросы: Почему именно в XVIII веке после смерти Петра I стали возможны дворцовые перевороты? Почему так легко происходит смена власти? Каковы причины дворцовых переворотов 1725- 1762? | Обучающиеся выполняют задание: Права наследования преемников Петра Великого Анализируют схему «Генеалогическое древо династии Романовых к XVIII веку» по вопросам: 1. Наследник первой очереди после смерти Петра I? Наследник второй очереди? 2.Какую роль в решении данного вопроса может сыграть Указ о престолонаследии 1722 года? 3.С какой целью Петр I издал этот указ? 4.Предположите варианты развития событий без законного наследника престола? По окончании работ обучающие тезисно делают доклад по заданным вопросам. |
Изучение нового материал. Организация практической работы | Познавательные УУД. Коммуникативные УУД. Личностные УУД. | Учитель предлагает заслушать доклады по теме «Эпоха дворцовых переворотов». Работа с дополнительными историческими источниками и текстом учебника. | Самостоятельное заполнение таблицы: « Эпоха дворцовых переворотов» Заполнение таблицы « Сущность правления в эпоху дворцовых переворотов» с указанием роли правителей и опоры их правления Обучающиеся дают характеристику российским монархам эпохи дворцовых переворотов: а) Екатерина I б) Петр II в) Анна Иоановна г) Иван Антонович д) Елизавета Петровна е) Петр III |
Первичное закрепление | Познавательные УУД. Коммуникативные УУД. Личностные УУД. | Задания на установление соответствия между личностями и их характеристиками Проверяется правильность выполнения заданий практической работы № 4, №5 Выставляются оценки за работу | После выполнения основных заданий обучающиеся осуществляют самопроверку своей работы При защите работы отвечают на контрольные вопросы и выражают свои мысли в соответствии с логическими доказательствами |
Рефлексия | Познавательные УУД. Личностные УУД. | Вопросы по занятию: 1. Достигнута ли цель занятия? 2. Какую роль Вы сыграли в достижении цели занятия? 3. Оцените свою активность и успешность на уроке. 4.У кого из одноклассников был лучший доклад по теме? 5. Назовите, что нового вы узнали сегодня на занятии. 6. Какие события и личности произвели на Вас наибольшее впечатление? | Вопросы для обучающихся: - Что заинтриговало в данной теме... - Что было наиболее сложно... - Что хорошо получилось... |
Домашнее задание | | Письменно в тетради: Дать характеристику основных форм насильственной смены власти Определить отрицательные последствия насильственной смены власти Опережающее обучение: подготовить доклад «Екатерина Великая. Приход к власти.» | |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ
ТЕМА: ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ
Цель: Причины и сущность дворцовых переворотов XVIII века.
ХОД РАБОТЫ:
1. Генеалогическое древо преемников Петра I
Федор
1676-1682
3. Эпоха дворцовых переворотов
Годы правления | Способ занятия престола | Особенности правления |
Екатерина I (1725 – 1727) | В результате борьбы двух придворных группировок: «нового дворянства» и родовой знати | Создан Верховный тайный совет как компромисс «новой» и родовой знати Фактически у власти – А.Д.Меньшиков |
Петр II (1727 – 1730) | Престол занял согласно завещания Екатерины I, Внук Петра I | Борьба вельмож за влияние на молодого императора |
Анна Иоанновна (1730 – 1740) | Верховный тайный совет пригласил на престол племянницу Петра I, герцогиню Курляндскую на условиях ограничения самодержавия(кондициях) | Ключевая роль принадлежала фавориту Бирону назначила своим преемником младенца Иоанна Антоновича, при регенстве Бирона. |
Елизавета Петровна (1741 – 1761) | Опираясь на гвардию совершила дворцовый переворот и захватила власть | Возврат к политике Петра I |
Петр III (1761 -1762) | По передаче престола от Елизаветы племяннику Петра I (сын старшей сестры Анны и герцога Голштинского) | Новые реформы по дворянству |
3. Сущность правления в эпоху дворцовых переворотов
№ | Правители | Внутренняя политика | Внешняя политика | Опора правителя |
1 | Екатерина I 1725 – 1727 | Создание Верховного тайного совета из старой и новой знати | | «Новая знать» Гвардия |
2 | Петр II 1727 – 1730 | Борьба за власть группировок, власть у Долгоруких | | «Старая знать» Гвардия |
3 | Анна Иоанновна 1730 – 1740 | Высшие должности розданы немцам: Бирон, Остерман Воссоздана Тайная канцелярия | Русско – турецкая война ( 1735 – 1739) | Остзейское дворянство Гвардия |
4 | Иван VI ( ?) | Регент Бирон | | Остзейские дворяне Гвардия |
5 | Елизавета Петровна (? ) | Государством управлял фаворит И.И.Шувалов Первый русский театр | Семилетняя война(1756 – 1763). Победы России поставили Пруссию на грань поражения | Гвардия |
6 | Петр III ( ?) | В армии введены прусские порядки | Заключил мир с Пруссией. Вернул Фридриху все завоевания | Гвардия |
4. Найдите соответствие между датой и событием. Покажите его стрелкой
Дата Событие
1) 12 августа 1740г. а) Возведение на престол под именем Иоанна VI
2) 18 октября 1740г. б) Иоанн родился в Петербурге
3) 8 ноября 1740г. в) Начало изгнания, ссылка
4) 24 ноября 1741г. г) Арест и ссылка Э. Бирона
5) 12 декабря 1741г. д) Дворцовый переворот,
е) Приход к власти Елизаветы Петровны
Контрольные вопросы:
1. Назовите характерные черты периода, наступившие после смерти Петра I ?
2. Кто такие «Верховники» и чем закончилось их правление?
3. Кто такой Бирон и какую политику он проводил?
4.Что способствовало успеху Елизаветы Петровны?
5. Почему был свергнут Петр III?
Домашнее задание: повторить тему «Дворцовые перевороты».