Фаза 2. «Работа над темой» | Сказкотерапевтическая групповая работа. | 2 минуты | Необычное начало, необычный наш урок, посетим сегодня с Вами много сказочных дорог. (На интерактивной доске появляется изображение извилистой тропинки с цветами.) Упражнение. «Связующая нить». Цель: развивать чувство единения в группе, умения взаимодействовать в доброжелательной обстановке. Технология проведения. Перед тем, как отправляться, мы возьмем с собой клубок, он укажет нам дорогу и по сказке проведёт. Для успешного начала, для успешного пути передайте все клубочек с пожеланием другим… (Дети передают клубок по кругу и желают друг другу удачного пути.) | Снятие напряжения и тревожности у учащихся перед выполнением заданий. |
Фронтальная работа по дифференциа-ции эмоциональных состояний. | 5 минут | Психолог. Вот и катится клубок по тропинке всё вперёд… (На интерактивной доске появляется изображение тропинки с клубком.) Прикатился на полянку настроений наш дружок… (На интерактивной доске появляется изображение полянки со сказочными героями с разным настроением.) Задание №1. «Изобрази эмоцию». Цель: развивать умение правильно изображать эмоциональное состояние с помощью пантомимики. Технология проведения: Психолог. Ребята, посмотрите, на волшебной полянке собрались герои наших сказок, все они с разным настроением и испытывают разные чувства. Изобразите и назовите эмоцию каждого персонажа сказки. (Каждый ребенок поочерёдно выходит к доске и показывает пантомимику, а другие отгадывают эмоцию.) Психолог. Молодцы! Отправляемся в путешествие дальше. | Повторение, основанное на визуальном восприятии информации с включением кинезиологических ощущений. Развитие внимания, памяти и мышления. |
Групповая беседа об агрессии и самоанализ поступков, совместный вывод учащихся о необходимос-ти преодоления агрессии и формирования положительных черт характера. | 5 минут | Психолог. Покатился наш клубок прям с полянки да в лесок. А в леске живет волчище, злой презлой по лесу рыщет, днем и ночью всё он ищет, по пути ругает всех. Звери в стороны бегут и к нему уж не идут. (На интерактивной доске появляется изображение злого волка.) Задание №2. «Гнев». Цель: устранение агрессии у детей. Технология проведения: Психолог. Ребята, изобразите и назовите эмоцию нашего героя. (Дети показывают пантомимику и отвечают: Гнев.) Ребята, передавайте по кругу наш клубочек и продолжите фразу: «Я бываю злой, когда…» (Дети передают друг другу клубочек и продолжают фразу.) Психолог. Хорошо ли быть злым? Много ли друзей у злого человека? (Дети отвечают: Злым быть плохо. Злой человек одинокий.) Что мы пожелаем волку? (Дети отвечают: Чтобы он стал добрым.) На интерактивной доске появляется изображение доброго волка со зверями на сказочной полянке. | Групповой и индивидуальный анализ агрессивного поведения с использованием элементов сказкотерапии, саморегуляция поведенческих расстройств. |
Обучение адекватным способам выражения гнева. | 2 минуты | Игра «Снежки». Цель: устранение агрессии у детей адекватными способами. Технология проведения: Психолог. Ребята, что нужно сделать, чтобы злость прошла? (Дети отвечают.) Ребята, я предлагаю вам безобидный, но эффективный способ снятия гнева: возьмите бумагу, скомкайте её, и что есть силы бросьте вперёд, при этом говорите «уходи злость, уходи…» (Дети выполняют задание.) Психолог. Теперь все дружно возьмёмся за руки, улыбнёмся и пожелаем друг другу удачного пути. | Игровые технологии преодоления гнева и эмоционального напряжения. |
Групповая работа по дифференциа-ции эмоционального состояния с использованием картинного раздаточного материала. | 5 минут | Психолог. Наш клубочек покатился по тропинке, по леску. Вот у дерева уже он, чем поможем мы ему? (На интерактивной доске появляется изображение дерева эмоций – вместо фруктов на нём расположены пиктограммы.) Задание №3. «Пиктограммы». Цель: развивать умение различать эмоциональные состояния других людей. Технология выполнения: Психолог. Ребята, перед нами сказочное дерево эмоций. Для выполнения задания разделитесь на две группы. У вас на столе лежат картинки со сказочными героями и пиктограммы. Положите на каждую картинку соответствующую пиктограмму. (Дети выполняют задание.) | Повторение, основанное на визуальном восприятии информации с включением наглядного раздаточного материала, элементов сказкотерапии. Развитие внимания, памяти и мышления, умения взаимодейство-вать в коллективе. |
Изотерапевтическая индивидуальная работа по проработке страха, групповая беседа. | 10 мин | Психолог. Наш клубочек покатился, в лес со страхом он вошёл. Здесь в лесу дремучем детских страхов полный дом. (На интерактивной доске появляется изображение темного леса.) Задание №4. «Страшная маска». Цель: преодоление детских страхов. Технология проведения: Психолог. Ребята, мы в необычном лесу. Здесь живут детские страхи. Чтобы их победить, надо нарисовать самую страшную маску и рассказать о ней: чем страшна маска, чего она боится, как её прогнать. (Дети выполняют задание.) Психолог. Молодцы, ребята, а теперь возьмите свои маски и сложите в наш волшебный сундучок. (Дети подходят и складывают свои маски.) Психолог закрывает коробку с масками и заключает. Мы победили все страхи в лесу! (На интерактивной доске появляется солнце над лесом.) | Изотехнический прием как разновидность арт-терапевтического направления, технология инсайта. |
Психогимнасти-ческое групповое упражнение, направленное на расслабление и снятие утомления. | 2 минуты | Психолог. Мы отправляемся дальше в путь: наш клубочек по тропинке покатился к ручейку, вот и вышел на полянку, а она стоит в цвету. (На интерактивной доске появляется изображение цветочной полянки с ручейком и солнышком.) Этюд «Цветок». Цель: развивать у детей умение выражать удовольствие и радость. Психолог. Ребята, мы на волшебной полянке и мы с вами теперь цветочки. Сядем на корточки, как маленькое семечко, обхватим руками колени, голова опущена вниз. И тут тёплый лучик солнца упал на землю и стал согревать в земле семечки, стало очень тепло. Все почувствовали, как стало тепло? (музыкальное сопровождение). И из каждого семечка проклюнулся росток, сначала поднимается голова, распрямляется корпус, туловище, руки поднимаются выше, выше к солнышку. Цветочки растут, растут, и вот уже появился бутончик, а солнышко всё теплее и теплее греет, и бутончик распускается. Вот какие красивые у всех цветы! Погреем на солнышке каждый лепесточек, погреем головку, улыбнёмся солнышку, другим цветам, погреем правую щёчку, теперь левую. Можно покружиться – мы же волшебные цветы. Как рады солнышку цветы! Улыбаются! | Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения, утомления, формирование позитивного настроя на продолжение работы. |
Групповая работа с элементами изотерапии по определению эмоционального самочувствия учащихся (обобщение). | 5 минут | Психолог. Теперь снова отправляемся в путь: наш клубочек покатился, скачет весело вперёд, вот и домик феи виден. В этот домик нас ведёт. (На интерактивной доске появляется изображение сказочного домика, на пороге стоит фея и держит в руках волшебную шкатулку.) Психолог ставит на стол шкатулку. Ребята, Вы молодцы! Преодолели все препятствия и выполнили все задания. Поэтому фея Радости вам подарила эту шкатулку. Давайте посмотрим, что в ней. Психолог открывает шкатулку и достает краски. Психолог. Ребята, это волшебные краски! Они помогут нам изобразить все эмоции, которые мы ощутили на занятии. Задание №5. Совместный рисунок «Калейдоскоп эмоций». Цель: развивать умение выражать эмоции посредством изотехнических приёмов. Технология выполнения: Психолог. Ребята, выберите ту краску, которая соответствует вашему настроению и нарисуйте пальчиками ваш волшебный цветок чувств. Выполняйте работу дружно, договариваясь друг с другом о последовательности вашей работы. Помните, что это полянка волшебных цветов, куда нас привёл сказочный клубочек. (Дети выполняют задание.) | Групповое взаимодействие с элементами изотерапии. Расслабление, снятие тревожности, выражение своего эмоционального состояния. Обучение умению без конфликтного сотрудничества. |