Конспект урока предметной области ОДНКНР
Тема: «Как сохранить духовные ценности. Забота государства о сохранении духовных ценностей»
Автор: Перевалова Юлия Валерьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 н.п. Ёнский Ковдорского района
Тема: «Как сохранить духовные ценности. Забота государства о сохранении духовных ценностей»
Урок «открытия» нового знания
Цель урока: формировать понимание необходимости возрождения духовных ценностей, их сохранения и защиты.
Задачи урока:
1. создать условия для осознания необходимости возрождения духовных ценностей, их сохранения и защиты;
2. способствовать формированию чувства патриотизма, чувства гордости за государство, которое защищает духовные ценности;
3. развивать навыки общения, навыки работы в коллективе.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции).
Предметные результаты:
1) формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
2) приобщение к базовым, вечным, непреходящим ценностям российской цивилизации; формирование социокультурного стержня личности;
3) развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;
4) осознание себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно-нравственного социально-культурного опыта Отечества.
Перечень оборудования к уроку: проектор, экран, ноутбуки, раздаточный материал.
Конспект урока
Организационный момент. Здравствуйте ребята.
Актуализация полученных знаний.
Скажите, какой большой раздел нашего курса мы закончили на прошлом уроке?
– Религия и культура.
О чем узнали в этом разделе?
– О культуре традиционных для России религий, значении религии в жизни человека и общества.
На какие вопросы ответили?
– Какова роль традиционных религий в развитии культуры и истории России?
Как религия способствует укреплению семьи и общества?
Знакомство с новой темой. Постановка цели урока.
Сегодня мы начинаем новую тему. Открываем тетради, записываем тему,
в которой пропущено одно слово: «Как сохранить ______________ ценности. Забота государства сохранении ________________ ценностей».
Чтобы восстановить пропущенное слово, мы должны разгадать кроссворд (приложение №1). Работаем в парах. Читаем учебник на странице 129. Разгадываем кроссворд. В серых клетках должно получиться слово (прилагательное).
Записываем слово «духовные» в тему урока.
Ребята, скажите, как вы понимаете слово «духовные»?
– Невещественные, нравственные, моральные.
Какие духовные ценности вы знаете? Для ответа используйте материал учебника на странице 129.
– Милосердие, сострадание, доброта, отзывчивость, любовь, уважение.
Подберите антонимы к слову «духовные».
– Материальные, вещественные.
Назовите материальные ценности. Для ответа используйте материал учебника на странице 129.
– Деньги, драгоценности, внешнее благополучие.
Как выдумаете, какие ценности важнее и почему?
– Для человека важнее духовные, потому что они составляют его внутренний мир, определяют его способность правильно жить в мире других людей.
Как можно сохранить духовные ценности? Для ответа используйте материал учебника на странице 129.
– Необходимо объединить усилия государства и общественных организаций, в том числе и религиозных.
Прочтите тему нашего урока «Как сохранить духовные ценности. Забота государства о сохранении духовных ценностей» и определите его цель.
– Сегодня на уроке мы должны разобраться, как государство заботится о защите и сохранении духовных ценностей и какой вклад в сохранение духовных ценностей может внести каждый из нас.
Что мы будем делать, чтобы ответить на поставленный перед нами вопрос?
– Работать с учебником, дополнительной информацией, читать текст, анализировать, сопоставлять факты, размышлять и делать выводы.
Давайте познакомимся с историей одного из известных в России храмов –
Храма Христа спасителя. Работаем в группах по три человека с материалом учебника на страницах 133-134. Необходимо распределить предложенные задания между тремя членами группы.
Задание №1. Прочтите текст, выполните тест (приложение №2).
Задание №2. Прочтите текст, перескажите его сжато.
Задание № 3. Расположите предложенные в презентации слайды с фотографиями Храма в хронологическом порядке (приложение №3).
В процессе работы учитель проверяет выполнение заданий. Затем заслушивается по одному представителю от каждой группы. Вносятся корректировки в ответы других учащихся. Демонстрируется правильный вариант презентации.
Ребята, а почему Храм Христа Спасителя был разрушен?
– Это было время борьбы с религией, когда по всей стране закрывали или уничтожали храмы, мечети, синагоги.
Правомерны ли были действия государства в 30-е годы прошлого века? Как вы к этому относитесь?
– Государство действовало неправильно, потому что храм (или мечеть, или синагога) – это место, куда человек может прийти со своими бедами и проблемами и найти поддержку, это место, где воспитываются и поддерживаются духовные ценности.
А как народ участвует в сохранении духовных ценностей (на примере строительства Храма Христа Спасителя)?
– Люди всех национальностей собирали средства на возведение храма.
О чем говорит тот факт, что люди разной веры: христиане, мусульмане, буддисты, иудеи – принимали участие в сборе средств на восстановление Храма Христа Спасителя в Москве.
– Духовные ценности человека формируются вне зависимости от принадлежности человека к той или иной вере, они у всех людей одинаковые. Мы живем в одной многонациональной стране, и памятники культуры, которые у нас есть, принадлежат всем.
Используя иллюстрации учебника на страницах 130-132, и подписи к
ним, а также дополнительный материал «Владивостокская синагога» (приложение №4), докажите, что в нашей стране заботятся о возрождении духовных ценностей, учитывая потребности в этом людей разной веры (работаем в парах).
– В последние годы в нашей стране восстанавливаются и строятся новые храмы и монастыри для православных, буддистские храмы для буддистов, мечети для мусульман, синагоги для иудеев, чтобы люди разной веры могли, посещая их, изучать и поддерживать традиции и каноны своей веры.
А как нам узнать, что памятник культуры находится под охраной и
заботой государства? Как вы, учащиеся, можете принимать участие в заботе о сохранении духовной культуры? Запишите ответы на эти вопросы на листке и обменяйтесь с соседом по парте.
А теперь прочтите текст на страницах 134-135 учебника и найдите правильные ответы на вопросы.
– На старинных особняках, дворцах, церквях, мечетях, синагогах, буддистских храмах, мавзолеях можно часто увидеть слова «Охраняется государством».
– Мы должны развивать в себе чувство уважения к прошлому, гордиться им и преклоняться перед талантом наших предков.
Сопоставьте ответы соседа по парте с теми, которые нашли в учебнике, обсудите в паре, откорректируйте, если это необходимо, ответ товарища.
Творческое задание. Работа в группах. Чтобы знать наше прошлое,
необходимо посещать объекты культурного наследия и уметь вести себя так, чтобы «не повредить, не разрушить, не уничтожить». Поработайте в группе и составьте «Правила поведения в музее, дворце, храме». Предварительно повторяем, в чем особенность памятки как жанра официально-делового стиля (строгость, лаконичность, употребление глаголов в повелительном наклонении или неопределенной форме).
Зачитываем получившиеся памятки.
Пример памятки.
Оставьте одежду в гардеробе, наденьте бахилы.
Ведите себя спокойно: не бегайте, не кричите, не перебивайте экскурсовода.
Не трогайте экспонаты руками.
Отключите звук телефона, используйте камеру, только если это разрешено.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Какова цель нашего урока, которую мы поставили перед собой в начале работы?
– Разобраться, как государство заботится о защите и сохранении духовных ценностей и какой вклад в сохранение духовных ценностей может внести каждый из нас.
Скажите, мы достигли этой цели? Можем ответить на поставленные вопросы? Запишите их в тетради.
Откройте учебник на странице 135. Найдите информацию под знаком «Сделаем вывод», сравните свой ответ с ответом в учебнике.
В каком памятнике культурного наследия вам захотелось побывать после нашего урока и почему?
Поставьте себе сами отметку за прошедший урок, оценив вашу работу на
уроке.
А знаете ли вы, какие храмы, мечети, синагоги, монастыри есть на
территории нашего края?
Домашнее задание. Используя дополнительную литературу и Интернет-
ресурсы, расскажите о культурных памятниках (храмах, мечетях, синагогах, монастырях), которые есть в Мурманской области.