Класс 6
Тема: Свойства металлов
Цель урока:
- изучить свойства металлов.
Задачи урока:
образовательная:
- активизировать знания учащихся по теме «Металлы. Сплавы»;
- познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами металлов;
развивающая:
способствовать:
- развитию наблюдательности, любознательности, умения сравнивать, делать выводы;
- развитию технического мышления воображения, творческих и коммуникативных способностей;
воспитательная:
способствовать:
- развитию у учащихся таких качеств как: трудолюбие, самостоятельность, аккуратность и бережливость;
- воспитанию у учащихся культуры трудовых отношений и формирование общей технологической культуры.
Тип урока: комбинированный, с использованием исследовательской технологии.
Методы и формы обучения: наблюдения, исследовательская работа, эвристическая беседа, сравнительно-сопоставительный анализ, устный опрос, беседа, рассказ, работа с кластером, демонстрация презентации, взаимопроверка, лабораторная работа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, карточки с заданиями (приложения 1-3), образцы металла (латуни, меди, стали), кернеры, пружины, грузы, проволока.
Продолжительность урока: 90 мин.
План урока:
1. Организационно-подготовительная часть – 3 мин.
2. Постановка цели, повторение пройденного материала – 7 мин.
3. Сообщение нового материала, физкультминутка – 23 мин.
4. Закрепление нового материала – 12 мин.
5. Лабораторно-практическая работа – 35 мин.
5. Подведение итогов урока – 10 мин.
Ход урока:
1. Организационно-подготовительная часть:
Приветствую обучающихся, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Активизация знаний по теме «Металлы и сплавы».
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на ваших столах лежат предметы, что у них общего? Из чего они сделаны?
Ответы учащихся: Образцы металла, кернеры, пружины, грузы, проволока.
Учитель:
Как вы определили, что это металл?
Что такое металл?
Что такое сплав?
Ответы учащихся.(Слайды 2-3)
Учитель:
Какие виды цветных металлов вы знаете?
Предполагаемые ответы учащихся:
Алюминий, медь и сплавы – латунь, бронза, дюралюминий.
Учитель:
Какие виды чёрных металлов вы знаете?
Предполагаемые ответы учащихся: Железо и сплавы на его основе – сталь и чугун.
Учитель:
В чём разница между сталью и чугуном?
По каким признакам мы можем различить сталь и чугун?
Ответы учащихся.
Учитель: Возьмём пластины № 1 и № 2. Попробуем их согнуть. Пластина № 1 сгибается – сталь. Пластина № 2 – чугун – нет. Какой вывод мы можем сделать?
Ответы учащихся:
Сталь более пластична, чем чугун.
Учитель:
Как мы это определили?
Ответы учащихся:
Провели опыт, на практике.
Учитель: Попробуем сформулировать тему и цель нашего урока.
Предполагаемые ответы учащихся:
Тема - «Свойства чёрных и цветных металлов».
Цель – изучить свойства металлов в ходе исследовательской деятельности. (Слайды 4-5)
3. Сообщение нового материала.
Механические свойства металлов
Учитель:
Каждый металл и сплав обладает определёнными механическими и технологическими свойствами. Проведём практическую работу и исследуем механические свойства металлов. Заполним кластер по ходу выполнения работы. (Слайд 6)
Учитель:
Повесьте на данные металлические подвески нашу полку. Подвески не разрушаются от его веса. Почему?
Ответы учащихся:
Значит они обладают достаточной прочностью. (Слайд 7)
Учитель: Сделайте в стальной и медной пластине лунки с помощью кернера, ударив по нему молотком с одинаковым усилием. В какой пластине глубина лунки будет больше? О чём это свидетельствует?
Ответы учащихся:
Глубина лунки будет больше в медной пластине, т.к. твёрдость стали больше. (Слайд 8)
Учитель: Прикрепите к металлической пружине небольшой груз, а затем снимите его. Что произойдет с пружиной?
Ответы учащихся:
Она растянется, а после снятия примет первоначальную форму.
Учитель: О каком свойстве металла идёт речь?
Ответы учащихся:
Об упругости. (Слайд 9)
Учитель: Возьмите металлическую проволоку и согните её. О каком свойстве идет речь? Предполагаемые ответы учащихся: О пластичности.(Слайд 10)
Физкультминутка
Учитель:Прежде чем мы с вами перейдём к изучению технологических свойств, выполним физкультминутку.
Технологические свойства металлов
Учитель:
Итак, рассмотрим технологические свойства металлов. Посмотрите на определение свойства металла и догадайтесь о чём идёт речь. (На слайдах ученики видят определение и кубики с буквами, из которых они должны сложить слово)
Учитель:
Свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара. (Слайд 11)
Ответы учащихся:
Ковкость. (Слайд 12)
Учитель:
Свойства металла в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму. (Слайд 13)
Ответы учащихся:
Жидкотекучесть. (Слайд 14)
Учитель:
Свойство металла или сплава подвергаться обработке резаньем разными инструментами. (Слайд 15)
Ответы учащихся:
Обрабатываемость резаньем. (Слайд 16)
Учитель:
Свойство металла соединяться в пластичном или расплавленном состоянии. (Слайд 17)
Ответы учащихся:
Свариваемость. (Слайд 18)
Учитель:
Свойство металлов и сплавов противостоять коррозии не разрушаясь.
(Слайд 19)
Ответы учащихся:
Коррозионная стойкость. (Слайд 20)
Учитель:
Проверим ваши кластеры. (Слайд 21)
4. Закрепление нового материала.
Учитель:
Посмотрим насколько хорошо вы запомнили свойства металлов. Выполним следующие задания.
Какие механические свойства металла иллюстрируют данные картинки?
Какие технологические свойства металла иллюстрируют данные картинки?
Сопоставьте механические свойства металла и его определение.
Сопоставьте технологические свойства металла и его определение.
Работа в парах. Найдите ошибки в определениях сплавов.
5. Лабораторно-практическая работа
Учитель:
А сейчас я предлагаю вам выполнить лабораторно-практическую работу, чтобы сравнить технологические и механические свойства различных металлов и сплавов.
Полученные результаты и выводы запишите в тетрадь.
6. Подведение итогов урока
Учитель: Для чего нам нужно знать свойства металлов и сплавов?
Ответы учащихся:
Для того чтобы правильно подбирать материал для изготовления изделия в зависимости от его назначения.
Учитель: Ваше домашнее задание повторение пройденный на уроке материала.