I. Самоопределение к деятельности. Цель. Включение в деятельность | Приветствие. Включение в деятельность – задание – на каких ценностях, по вашему мнению, должны строиться дружеские отношения? | Высказывают свои размышления по предложенному вопросу с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке. | Включение в учебный процесс. Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Проверка Домашнего задания. Сообщения и презентации подготовленных учащихся о Е.Габовой Ответ на вопросы: – Какая тема является основной в творчестве писательницы? | Внимательно слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях. Отвечают на вопросы | Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: умение делать выводы, обобщения |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Попробуйте определить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, если эпиграф: «Самое прекрасное – то, чего не увидишь глазами». (Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц») - Что для вас является тем «прекрасным», что вы не можете увидеть глазами? Пожалуйста, подумайте Подсказка: картинки о первой любви, о влюбленности Одним из самых прекрасных чувств на земле – является любовь. Ее мы не всегда можем разглядеть. Можем иное чувство принять за любовь. И тема нашего урока сегодня – «Любовь бывает разной —...». - А что же такое для вас любовь? запишите слова, которые приходят на ум, когда мы говорим о любви | Предполагают, о чем будем говорить на примере прочитанного дома произведения Е.Габовой «Двойка по поведению» Ответы учеников Запись темы урока Ответы учеников Ассоциативный ряд (кластер) делятся своими ответами, выбирают 3 самых важных характеристики любви. | Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы. |
IV.«Открытие» учащимися новых знаний. Работа с текстом Цель. Отработать навык анализа текста, познакомить с понятиями «фабула» и «сюжет» | Испытанию любви подвергаются практически все герои различных произведений, различных авторов. Я предлагаю рассмотреть данную проблему на основе рассказа Е.Габовой. Работа по содержанию рассказа. – Кто является главными героями рассказа? – Вспомните, с чего автор начинает повествование? – Кто такой Валерка? И в какой момент мы узнаем о нем? – Что вам показалось необычным? Работа с литературоведческим словарем. Понятия «фабула» и «сюжет». – Восстановите хронологию событий в рассказе. -Что предшествовало случившемуся, «2» по поведению? А ведь вчера еще все было хорошо (эпизод – Валерка и Таня на прогулке). -Каким мы видим главных героев во время прогулки -какой был Валерка? (для школы, для дома, для себя) -он всегда такой? Какая художественная деталь говорит об обратном? - Когда Валерка заметил, что Таня не такая, как все девчонки? - почему же он так жестоко поступил с Таней? – Как Таня реагирует на поведение одноклассника? – Охарактеризуйте поведение Валерки в то время, когда он учинил расправу над Таней? - понял ли мальчишка жестокость своего поступка? –почему слезы злые, а не слезы обиды? | Отвечают на вопросы. Выразительное чтение отрывков Находят лексическое значение терминов, записывают в тетрадь. Фабула – события в их хронологической последовательности, которые положены основу сюжета. Сюжет – события в произведении, расположенные согласно замыслу автора для достижения определенной художественной цели. Чтение начала 3 абзаца Найти ключевые фразы, которые записываются в тетради Ответы подтверждаем цитатами | Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; Личностные результаты: 1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям; Познавательные УУД: 1. находить в тексте разные виды информации; 2. разграничивать основную и дополнительную информацию; 3. преобразовывать и сохранять информацию. Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности 2. Освоение способов совместной деятельности |
V. Закрепление Цель – зафиксировать новые знания | Составление характеристики главного героя. Ответ на вопросы: –Какие черты характера героя помогают понять, что герой неоднозначен? – Проанализировав рассказ, какой вывод мы можем сделать? | Пересказ тех отрывков текста, в которых говорится о Валерке. (которые основаны на взаимопонимании, доверии, уважении друг к другу, любви) | Личностные результаты: 1. формирование понятий о семейных ценностях и взаимоотношениях; Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
VI. Самостоятельная работа по тексту Цель –тренировать способность к самоконтролю | Вопросы для размышления: – Почему рассказ называется «Двойка по поведению»? - двойка по какому поведению? – С какой целью автор использует фабулу? | Работают в парах (обсуждение, составление ответа – НАДО УМЕТЬ…) записать 3 совета | Коммуникативные УУД: 1. Освоение способов совместной деятельности Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. |