3.1Познакомить обучающихся с художником и картиной. -Ребята, Звучит запись шума морских волн и звуки летящих гусей. Какие звуки вы услышали? Какую картину вы себе представили, слыша эти звуки? Голоса каких птиц вы услышали? Как вы думаете, какая погода на картине, образ которой вы представили? Кто из вас был на море? -Вспомните, какие у вас были впечатления, когда вы увидели первый раз море. Обрадовались ли вы? -Как вы думаете, о чем эта картина? (о море). -Какие чувства/настроение вызывает эта картина? -Что изображено на картине? -Эту картину написал Аркадий Александрович Рылов-русский советский живописец-пейзажист, в 1918 году ( т.е 99 лет назад). А сам Аркадий Александрович родился в 1870 ( т.е 147 лет назад). Аркадий Александрович Рылов - известный русский живописец. Вырос он в городе Вятка на берегу широкой судоходной реки Вятка, притока Камы. Леса подступали тогда к самому городу. Вместе с двумя братьями Аркадий с детства приобщился к природе, полюбил её. В 14 - 15 лет мальчиков уже отпускали в поездки по реке с ночёвкой. Незабываемы были эти дни беспредельной свободы, вечера у костра. А какое счастье нестись с быстротой птицы на парусах под свежим ветром! Какое ощущение простора, полёта! Без таких впечатлений детства он не стал бы художником. Рылов мечтал жить тихой, сосредоточенной жизнью, творить на природе. Никогда не расставаться с ней. Дома у него даже был кусочек леса: росли в горшочках берёзки, ёлочки, сосёнки, жили муравьи, ящерка, птицы. Каждую зиму художник скупал на рынке птиц; лечил их, если нужно было; держал в мастерской без клеток, а весной выпускал на волю. И птицы всё чаще становились героями его картин. С раннего детства Аркадий Александрович увлекался рисованием, и любовь к живописи не покидала его на протяжении всей жизни. Сейчас эта картина находится в Москве в Третьяковской галерее. 3.2Беседа по картине с одновременным анализом ответов учащихся. - Посмотрите на репродукцию картины и ответьте на вопросы. -Где происходит действие картины? -Что на ней изображено (что на переднем плане, что в центральной части, на заднем плане)? -Как бы вы назвали эту картину? -А художник назвал ее «В голубом просторе…». Как вы думаете почему? -К какому жанру изобразительного искусства принадлежит эта картина? Это натюрморт, пейзаж или портрет? Почему? - Правильно, это пейзаж. - Чтобы написать картину, нам нужно собрать рабочий материал, который поможет нам в написании сочинения по репродукции картины. Для этого на столах у вас лежат карточки, в ходе нашего урока мы их заполним. При заполнении столбика, будьте внимательными при написании некоторых слов. Что изображено | Рабочие материалы | Лебеди | Семь красивых лебедей, белые, летят к солнцу | Облака, небо | Красочное небо, пушистые легкие облака с розовым оттенком. Зеленоватый горизонт. | Море | Голубое море, вода в нем переливается под яркими лучами солнца. | Скалы | Высокие коричневые скалы, облака касаются их макушек, их вершины покрыты белым снегом. | Корабль | Мчится по морю, развивая белоснежные паруса. | Воздух | Чистый, свежий. | Настроение | Радостное, восторженное. | Вспомните название картины. ( «В голубом просторе».) Давайте поработаем над значением этого слова. Что значит «простор»? Значение в толковом словаре. свободное, обширное пространство; свобода, раздолье. Подберите синонимы к этому слову и определения. Простор Раздолье Даль Щирота Свобода Воля | простор широкий вольный бескрайний безграничный необозримый необъятный | Как с помощью каких изобразительных средств создаётся здесь ощущение простора, широты? ( С помощью изображения безграничного неба и бескрайнего моря; с помощью изображения движения волн, птиц, корабля, их устремлённости к цели.) - Посмотрите на передний план. Что изображено? (лебеди) - Какие они на картине? Сколько их? Какие лебеди? Лебеди Белые Красивые Прекрасные Смелые Гордые Могучие Вольные Свободные Что они делают? Лебеди Летят Тянутся Мчатся Куда летят лебеди? (Лебеди летят навстречу солнцу. Оно скрыто за облаками, но о его присутствии мы t догадаться по тени, падающей на птиц и облака.) Где летят лебеди? (Лебеди летят по небу, над морем.) Давайте поговорим о цвете, характеризующем небо и море. Какие краски преобладают в картине? - Что мы можем написать в рабочих материалах? (Семь белых красивых лебедей, летят к солнцу) -Какое небо и облака вы видите? Какое небо? Небо Голубое Ярко-голубое Синее Светло-синее лазурное Что мы видим на небе? (На небе облака.) Какие они? А что они делают? Стоят ли на месте? ( Облака на картине живые. Они вместе с птицами летят навстречу солнцу. Облака Белые Пушистые Живые . Движутся Летят Прочитайте, что написано в таблице. Красочное небо, пушистые легкие перистые облака. Согласны вы с этим? -Что мы можем сказать о море? Посмотрите на море под птицами. Какое оно? (Море под птицами тёмное, и становится тревожно за прекрасных лебедей.) Море волны Синее тёмные Сине-зелёное неспокойные Тёмно-синее . волнуются Тёмное Тревожное (голубое, вода в нем переливается под яркими лучами солнца). Запишите в таблицу. -Высокие коричневые, облака касаются их макушек, они окутаны снегом. О чем мы можем так сказать? (о скалах) Запишите в первую колонну. - Ребята, а что мы можем сказать о корабле? (Мчится по морю, развивает белоснежные паруса.) Запишите в таблицу. Что ещё мы видим на картине вдали? (Берег и корабль, плывущий по морю.) Какой вдали берег? Берег Скалистый Пустынный Рыжий Покрыт остатками снега По морю плывёт корабль. Какой он? (Корабль тоже как лебедь в просторе. Его паруса похожи на перья в крыльях. Он стремится туда же, куда и лебеди, домой. Хочется оказаться на этом корабле среди начинающих бушевать морских волн и плыть вперёд с надеждой и уверенностью туда, куда так гордо несутся красивые белые птицы.) Корабль С белыми парусами Освещен солнцем Одинокий Какие цвета преобладают в картине? Почему художник назвал её «В голубом просторе»? (В картине два главных повторяющихся цвета - белый и синий со всеми его оттенками, они помогают построить композицию картины: сине-голубое небо - тёмно-синее море, белые лебеди и облака - белые паруса корабля. В правом нижнем углу - остров. Земля на нём коричневато-рыжеватого цвета. Но и он покрыт остатками белого снега.) Какое настроение вызывает просмотр этой картины? (Радости, надежды, но к ним добавляется немного тревоги.) Выберите слова, характеризующие это эмоциональное состояние. Радость лёгкость Ликование счастье Торжественность надежда Бодрость свобода тревога раскрепощённость - А как вы думаете, какой там воздух? - Конечно, воздух чистый, свежий. -Ребята, для чего мы с вами заполняли таблицу? -Это последовательность, по которому мы будем составлять сочинение по репродукции картины. Мы с вами сегодня превратимся в писателей и постараемся написать картину словами и красивыми предложениями. -Чтобы получился рассказ по картине, составим план сочинения. - Как начать сочинение по картине? (кто автор и название картины), о природе в картине). Как мы назовем эту часть? (художник и картина) А отнесем к чему? (вступление) - О чем скажем в основной части? (опишем картину) Что изображено на переднем ? и заднем? Как назовем этот пункт плана? - Чем закончить сочинение? О чем сказать в заключительной части? (о настроении, о чувствах, которые вызывает картина). Как назовем эту часть? ПЛАН. 1. Художник и картина. 2. Лебеди 3. Облака, небо 4. Море 5. Скалы.Корабль 6. Мое настроение. |