2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | О чем говорят рассмотренные иллюстрации? (Мир - это единая целостная система.) Однако, в нашей жизни мы пользуемся не только целыми величинами, но и дробными. 1) территория РФ 1/7 от территории Земли 2) ¼ часть запаса древесины находится в РФ 3) наш класс составляют 1/4 от всех 5 классов Главный вопрос урока: Можем ли мы обойтись без деления на части? Гипотезы: -да; - нет . | Мир - это единая целостная система. Главный вопрос урока: Можем ли мы обойтись без деления на части? Гипотезы: -да; - нет | 3 | Наблюдение, внимательность, опыт, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Развитие навыка сотрудничества. Выдвижение гипотезы. Создание проблемной ситуации. |
4. Этап изучение нового материала и усвоение новых знаний | Введение понятия обыкновенная дробь. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы | Деление целого на части 1.Учитель показывает детям апельсины и задает вопрос. - Апельсинов у нас три, а нас в классе 21 человек. Как сделать так, чтобы апельсин достался каждому? (Апельсин нужно разделить.) - Сколько апельсина получит каждый из вас? (Каждый получит дольку апельсина.) - Вот эта долька и называется дробью. Итак, кто догадал тему нашего урока: «Обыкновенные дроби». Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться? Аналитическая беседа: Вывод: доли образуется при деление целого на равные части. Исторические сведения: В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в VIII веке) дроби так и назывались – «ломаные числа». У других народов название дроби также связано с глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять». Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; его стали использовать и арабы, а от них в XII – XIV веках оно было заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта; например, числа записывались так: Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет тому назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский) в 1202 г. Он ввел слово «дробь». Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в XIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый-математик. Возможности https://learningapps.org/view9198359 2. Что такое дробь. Частично-поисковый метод - ДРОБЬ – одна или несколько равных долей. Дробь записывают двумя натуральными числами, которые разделены чертой. 1 – числитель дроби 7 – знаменатель дроби - Что показывает знаменатель 7? - Что показывает числитель 1? При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода, отвечает на вопрос СКОЛЬКО? (одна, две, восемь и т.д.), знаменатель – порядковое числительное, отвечает на вопрос КАКАЯ или КАКИХ? (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.) Например: - одна пятая; - две шестых. - Например: - одна пятая; - две шестых; - семь десятых; - восемьдесят три сто пятьдесят вторых. Задача 1 - вода занимает 2/3 поверхности Земли, поэтому Землю называют голубой планетой. -что на Земле занимает больше места суша или вода? почему? -какую часть планеты занимает суша? - сколько всего частей вместе занимает суша и вода? - Задача 2 -учимся правильно читать дроби , , , , , , Задача 3 - запишите в виде дроби а) три шестых; б) одна треть ; в) половина; г) три четверти; д) семь десятых; е) одиннадцать сотых; ж) одиннадцать сорок восьмых. Пройти игру по ссылке https://learningapps.org/view601049 . | Дети записывают в тетрадь тему и цель урока. Дроби образуются тогда, когда один предмет делятся на равные части. Вывод: доли образуется при деление целого на равные части. На сколько долей делят целое. Сколько таких долей взяли. Записывают правильное чтение дробей в тетрадь. Учащиеся всем классом проговаривают правильное чтение дробей Учащиеся своими словами дают ответ на вопрос, с помощью учителя правильно формулируется определение (Числитель - на сколько равных частей разделили целое. Знаменатель - сколько частей взяли.) Делают запись в тетрадях Учащиеся предлагают свои варианты ответов. | 18 | Развитие самостоятельности, умения слушать и слышать. Развитие навыка участия в коллективном обсуждении тем. Познавательная активность. Формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задач. Частично-поисковый метод |
6. Этап первичное осмысление и закрепление знаний. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. - К нам в гости пришли знаменитые сыщики Шерлок Холмс и его помощник доктор Ватсон. (слайд 1) - Ребята, знаете, они пришли к нам за помощью, чтобы мы помогли раскрыть одно дело. Чтобы наша работа стала эффективной, давайте создадим детективное агентство «Обыкдробь».(слайд 2). - Кто догадался, откуда название агентства? - Первое задание нашего агентства – раскрытие преступления. (слайд 3). - Какое слово здесь спрятано? (Похищена). (слайд 4) - Для того, чтобы узнать что похищена давайте заполним таблицу. И так, что похищено? (Статуя Венеры) (слайд 5). - А теперь выполним второе задание – составим фоторобот преступника. (слайд 6). Форма глаз: Запишите в виде обыкновенной дроби: одиннадцать сто сорок пятых ( ) - Форма носа можем найти читая дробь: - Форму губ, находим отвечая на вопрос: Какая часть фигуры закрашена? - Форма глаз, носа, губ мы составили. А что еще осталось, чтобы выявить фоторобот? (Уши). Для этого нам надо разделиться на 3 группы, чтоб быстрее посчитать. Первая группа решает под буквой а), вторая группа под б), третья группа решает пример под в) и находим ответ 50 см (в) - Вот мы составили фоторобот. Шерлок Холмс и доктор Ватсон благодарны за вашу помощь. - Откуда вы знаете Шерлока Холмса? (из фильма) | Учащиеся выполняют тест, в первом задании заполняют таблицу, находят слово, во втором задании находят фоторобот преступника. | 11 | формирование позитивной самооценки умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. На этом этапе используется игровая технология. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Дать количественную оценку работы учащихся | Притча. Шел мудрец, а я навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!» Задание https://learningapps.org/view9765909 - Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. - Кто работал как первый человек? - Кто работал добросовестно? - Кто принимал участие в строительстве храма? - Что такое доли? (Равные части целого) - Что такое дроби? (числа, выражающие части целого) -Что обозначает знаменатель? - Что обозначает числитель? | Равные части целого Числа, выражающие части целого. Знаменатель - сколько частей взяли. Числитель - на сколько равных частей разделили. | 2 | оценивание собственной деятельности на уроке, проверка усвоенных на уроке знаний. |