Этапы урока | Цели и задачи на этапе | Оборудова- ние | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I.Организационный момент. Релаксация, фиксирование осанки,положитель ная мотивация дея- тельности учащих- ся | Настроить детей на работу, создать хорошее настроение. | | -Добрый день, дорогие ребята! -Скажите, чему вы сегодня удивлялись? А моё удивление вызвало солнышко. Оказывается оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. А вот, как это было: Утром ранним кто-то странный Заглянул в моё окно. На ладони появилось Ярко-рыжее пятно. Это солнце заглянуло, Будто руку протянуло, Тонкий лучик золотой. И, как с первым лучшим другом, Поздоровалось со мной. -Давайте же и мы улыбнёмся и поприветствуем друг друга. | Учащиеся поворачиваются к своим соседям по парте и улыбаются друг другу, потом учителю. Тихо садятся за парты. |
II.Актуализация знаний. Постановка задач урока. | Поставить учебные задачи; развивать мышление, речь. | Слайд 1. «Без друга в жизни туго». Слайд 2. (фрагмент из телепередачи «Спокойной ночи малыши»). | - Ребята, как вы понимаете пословицу «Без друга в жизни туго», объясните смысл этой пословицы. -А как вы думаете, почему я взяла эту пословицу сегодня на урок? -Я предлагаю вашему вниманию небольшой фрагмент, посмотрите внимательно. -Кому нравится эта телепередача? А кому нравятся ведущие этой программы? Как вы думаете, можно Хрюшу и Степашку назвать настоящими друзьями? Сегодня на уроке я предлагаю поработать над теми качествами, которые помогут узнать, кто же такой настоящий друг и что нужно сделать, чтобы найти много друзей. - Какие задачи мы ставим перед собой на уроке чтения? ( учиться читать бегло, грамотно, выразительно; учиться мыслить, выражать своё мнение; развивать память, речь, мышление; получить хорошую отметку) | Дети читают пословицу, объясняют её смысл; Просматривают фрагмент передачи; ставят задачи: - учиться читать бегло, грамотно, выразительно; -учиться мыслить, выражать своё мнение; -развивать память, речь, мышление; -получить хорошую отметку. |
III. Речевая разминка. | Развивать артикуляционный аппарат, дикцию. | Слайд 3. 1.Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон Как в капюшоне он смешон. 2.Возле горки на пригорке Жили 33 Егорки. 3.Чтобы жить с друзьями дружно Обижать друзей не нужно. (слайд 4) | -Наша речь должна быть чёткой, мы должны грамотно и хорошо говорить. И в этом нам поможет скороговорка. -Посмотрите, какая скороговорка подойдёт к нам на урок? Чтобы жить с друзьями дружно Обижать друзей не нужно. -Давайте поработаем с этой скороговоркой. Будем её не просто читать, а будем выполнять движения. Проговариваем скороговорку и выполняем движения сначала медленно, потом быстро. | Дети выбирают скороговорку. Читают скороговорку, постепенно убыстряя темп, чётко произнося звуки (щелкают пальцами). |
IV. Сообщение темы урока. Постановка целей. | Учить самостоятельно формулировать тему урока. Учить самостоятельно формулировать цель урока. | Запись песенки про Чебурашку Слайд 5. Портрет Э. Н. Успенского. | -Сегодня мы познакомимся с творчеством известного писателя и героем его книг. А как звали одного из главных героев, вы узнаете, послушав отрывок песенки. Попробуйте его отгадать. - Как вы думаете, о чем или о ком сегодня пойдет речь на уроке? - Правильно – это Чебурашка. Откройте учебник на странице 139. -Кто написал это произведение?(Эдуард Николаевич Успенский). -А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока. -Сегодня на уроке мы будем изучать интересное произведение Э.Успенского, героем которого является Чебурашка. -А вот откуда этот зверёк, где он живет, почему у него такое название, мы не знаем. -Значит, какую цель мы поставим перед собой? (исследовать происхождение неизвестного зверька-Чебурашка) | Учащиеся слушают отрывок песенки, отвечают на вопросы и формулируют тему и цель урока. |
VI.Изучение нового материала. | | Слайд 6. | -Ребята, а вы знаете кто такой Чебурашка? У вас на партах лежат карточки синего цвета. Выберите из двух определений то, которое, как вы думаете подходит к описанию Чебурашки. 1.Чебурашка-сказочный герой, существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах. 2.Чебурашка-вид обезьянок, живущих в лесах Амазонки. -Прежде чем начнём работать с произведением мы должны научиться читать некоторые слова. Для этого выполним упражнение, которое называется «Мямлики и Шустрики». Сначала читаем медленно по слогам, как Мямлики, а потом целыми словами, как Шустрики. тро-пи-че-ским тропическим гип-по-по-там гиппопотам от-пра-вил-ся отправился а-пель-си-на-ми апельсинами пе-ре-дви-гать-ся передвигаться пу-те-ше-стви-е путешествие не-из-вест-ным неизвестным соб-ствен-но-го собственного | Дети выбирают ответ. |
VII. Первичное чтение текста. . | Познакомить детей с отрывком «Чебурашка» из произведения Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» | Слайд7. Прослушивание аудиозаписи. Толковый словарь. Слайд 8. Слайд 9. Слайд 10. Слайд 11. Слайд 12. | Ребята,а сейчас мы послушаем аудиозапись сказки Э.Успенского Чебурашка, слушайте внимательно, потому что после прослушивания текста, надо будет ответить на вопрос. - Кто главный герой этого произведения? (Чебурашка) - Понравился ли вам герой? - Вам понравилось это произведение? Что мы узнали о главном герое, почему ему дали такое имя? (Мы узнали про неизвестного зверька, который все время падал и его назвали Чебурашка). -Какой вывод можно сделать? (Имя «Чебурашка» произошло от слова чебурахнуться) -Как вы понимаете лексическое значение слова «чебурахнуться»? А в толковом словаре объясняется лексическое значение слова: -Чебурахнуться - упасть или удариться с шумом. Лексическое значение слова: -Каюта - помещение на судне для жилья. -В произведении встретились непонятные слова. Давайте выясним их значение. Тропический лес- тропики, местность с жарким климатом. Уцененные товары- товары, которые стоят меньше прежней стоимости. Бракованная игрушка- игрушка с дефектом. Телефонная будка- небольшое помещение с телефонным аппаратом. Гиппопотам- крупное, в основном травоядное, млекопитающее. | Слушают запись. Учащиеся объясняют, как они понимают значение слов. |
VII. Физкультми-нутка.Cмена деятельности, двигательная активность. | Дать возможность детям отдохнуть, подвигаться. | | Добрый день, мой милый друг(рукопожатие). Посмотри-ка ты вокруг(поворачиваем головы из стороны в сторону) Здесь есть ты (кладем правую руку на плечо соседа) Здесь есть я (кладем правую руку себе на грудь) Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа) Жить (хлопаем в ладоши) Друзья(соединяем руки ладонями) | Выполняют движения |
IX. Проверка первичного восприятия текста. | Проверить понимание содержания. | Учебники у детей. | -А сейчас поработаем над содержанием сказки и ответим на вопросы. - Где жил Чебурашка? - Как попал в ящик с апельсинами? - Как оказался в магазине? - Почему у него такое странное имя? - Куда директор магазина отнёс Чебурашку? - Как вы думаете, почему Чебурашке некому было звонить? | Дети отвечают на вопросы. |
X. Упражнения на внимание и мышление. | Развивать внимание, мышление. | (на доске надпись: ПНАЛ) Слайд 13. Слайд 14. Слайд 15. Слайд 16. Слайд 17. | -Посмотрите, ребята кто это? (Это старуха Шапокляк.) Она приготовила вам задание. Но эта вредная старушка очень любит проказничать. Смотрите что это? -Что же за задание приготовила для нас Шапокляк? Составить план. В далеком тропическом лесу В зоопарке В магазине фруктов В ящике с апельсинами В магазине уцененных товаров Старая телефонная будка -Старухе Шапокляк понравилось, как вы дружно работали и она приготовила вам еще задания. -Работать будем в группах. -Выберите конверт с заданием для работы. Откройте и достаньте задания, можете приступать. -Все группы справились с заданиями. Сейчас мы проверим, как вы справились с ними. Найти зашифрованные слова а | м | у | з | в | е | р | ё | к | ю | ч | о | ч | е | б | у | р | а | ш | к | а | ж | й | я | д | а | п | е | л | ь | с | и | н | д | и | р | е | к | т | о | р | щ | и | ы | б | а | о | х | м | а | г | а | з | и | н | я | щ | и | к | ы | я | м | о | г | б | э | в | м | з | о | о | п | а | р | к | ъ | н | о | т | ь | т | е | л | е | ф | о | н | л | Собери картинку  3.Дополни предложения словами из отрывка Чебурашка увидел……………… и забрался в один из них. Он съел два ………….. и крепко уснул. Подошли рабочие и ………. все ящики . Погрузили ящики на ………… и отправили в далёкое путешествие. Так ящики оказались во фруктовом ………… . Когда открыли ящики, там уже не было апельсинов. На них смотрел толстый-претолстый …………… . 4.Составьте пословицы, выберите, которая подходит к нашему произведению и объясните смысл пословицы. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Нет друга ищи, а нашел береги. Друг познаётся в беде. Друг за друга держаться – ничего не бояться. Доброе братство - лучше богатства. -А я нашла еще такую пословицу, которая, как я считаю, подходит к нашему уроку. А возможно она могла бы стать девизом нашего класса. -Хочешь дружить- сам будь другом. | Дети выполняют задания. Работа в группах |
XI. Итог урока. Рефлексия | Подвести итоги работы на уроке. | Апельсины оранжевые и зелёные на партах у каждого учащегося. Две корзинки. | -С каким героем познакомились на уроке? Кто главный герой? Какая основная мысль произведения? О чем хотел сказать Э.Успенский? (Трудно жить одному, хорошо когда рядом есть верные друзья) -Да, дружбой надо дорожить. Ребята, а кто еще учил тому, что нужно жить дружно? (кот Леопольд) -А теперь вспомним, какие цели мы ставили в начале урока. Добились ли мы целей или нет? Как мы работали? -Давайте оценим вашу работу на уроке. У вас на столах лежат апельсины, одни из них спелые, а другие еще не созрели. Если вы хорошо работали, поднимали руку, отвечали правильно, достигли поставленной цели и вам понравился наш урок, то возьмите спелый апельсин. Если что- то не получилось, мало отвечали, не всегда правильно, то возьмите апельсин зеленый. Подарите Чебурашке ваше настроение. | Дети отвечают на вопросы. |
XII. Домашнее задание. | | Цветы с домашним заданием. | Чебурашка очень рад, что у него появился целый класс друзей. И он принес вам цветы, но они не простые, а волшебные на них домашнее задание. Общее задание –читать стр.139-142 Оранжевый цветок-пересказать самые интересные факты. Желтый цветок-придумать вопросы к тексту Сиреневый цветок - нарисовать иллюстрацию к произведению. | |