СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение "Притча"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение "Притча"»

Технологическая карта урока литературного чтения


Тема урока: Притча

Класс: 3 «С»

Тип урока: Открытие нового знания.

Форма проведения урока: Интерактивная.

Формы работы на уроке: Фронтальная.

Средства обучения: Учебник Климовой, Виноградской, Горецкого по «Литературному чтению» 3 класс 1 ч., экран, компьютер.

Используемые технологии: Здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения.

Понятия (способы действия), которые должны быть сформированы на уроке: Притча.

Ожидаемые результаты:

  • предметные;



  • метапредметные

Ученик научится:

Выделять главную мысль притчи.

Ученик получит возможность научиться:

Формулировать главную мысль притчи.

Ученик научится:

Понимать учебную задачу, поставленную учителем; учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания. Формирование умения работать в группах, умение слушать и слышать, договариваться.

Ученик получит возможность научиться:

Развивать умения извлекать информацию из текста, умения находить ответы на вопросы используя текст произведения; развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.

Методические задачи урока:

Обучающие:

Научится находить и формировать главную мысль притчи; научится самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.

Развивающие:

Развивать творческую активность обучающихся; познавательный интерес к предмету; развитие познавательных процессов (памяти, воли, воображения, внимания).

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, уважительное отношение к мнению одноклассников, культуру поведения на уроке.


Логика образовательной деятельности


Этап урока

Задание,

деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

(специфико-математические)

Универсальные учебные действия

(метапредметные)

1. Мотивация к деятельности (самоопределение, организационный момент)

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

- Ваши глазки все проснулись?

- Ваши губки улыбнулись?

- Приступаем к работе.

Девиз нашего урока: “Пожелаем друг другу успеха!”



Самоопределение, смыслообразование.

2. Актуализация знаний;

фиксация затруднения в деятельности

а) Дыхательная гимнастика.

вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям.

На дворе осень. Природа готовится к зимнему сну. На деревьях остались последние листочки. Вот один из них упал на вашу ладошку. Представьте, что вы хотите проститься с ним. Наберите воздух, нежно сдуйте листок с руки. Повторяем 3 раза.

б) Чтение скороговорок.

Еду по дороге с выбоенки на выбоенку. Справа выбоенка, слева выбоенка – какая же выбоенная дорога!

в) Складывание слов из слогов (зачин, концовка, самобранка, творчество)

Дети внимательно слушают учителя, затем выполняют его указания по исполнению дыхательной гимнастики, повторяя за ним.


Читают скороговорку сначала медленно, затем с каждым разом быстрее. После чего каждый раз читает скороговорку как можно быстрее.

Дети складывают слова из слогов на слайде.

Разработка дыхательного аппарата.

Отработка произношения звуков посредством скороговорки.

Отработка разделения слов на слоги, словообразование.

Общеучебные: формулирование познавательной цели.

Логические: анализ, синтез.

3. Постановка учебной задачи


«Спор ветра с солнцем»

Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике. Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» И начал дуть. Он дул очень сильно и долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ. Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке. Солнце сказало Ветру: «Видишь: добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием».

О чем говорится в этом рассказе? Какой смысл он несет? Как думаете, к какому жанру можно отнести этот маленький рассказ? Кто еще как думает?

Верно, это притча. Но кто-нибудь знает, что называют притчей? Ничего, вы не знали определения, но наверняка слышали их от старших.

В рассказе говорится о том, что Ветер хотел сдуть с путника плащ, а Солнце сделало все иначе, оно его согрело, и путник сам снял свой плащ. Смысл в том, что добром можно добиться куда больше, чем злом.

Я думаю, что это рассказ, маленькая сценка. Я думаю это притча.

Дети отвечают, что не знают, что называют притчей.

Формирование представлений об окружающем мире, первоначальных этических представлений.

Общеучебные: поиск и выделение информации.

Логические: анализ, сравнение.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

(открытие детьми новых знаний).



При́тча — это малый поучительный рассказ в литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

Притча - короткий рассказ, передающий главную идею в иносказательной форме, посвященный, как правило, нравственному поучению, но не содержащий прямого вывода или наставления.

«Притча» - слово старославянское, оно означает «случай» с указанием пути – «теча» в смысле «течь», идти. Это что-то необходимое в пути – «при пути». В русской культуре «путь» - это непреходящий символ жизненного пути человека. Так что «притча» - это моральное напутствие, которое заставляет думать, понимать себя, свои поступки, вглядываясь в события, изложенные в этом коротком рассказике. Притча всегда учит нравственности, ее понимание доступно, художественная форма делает ее легко запоминаемой и приятной на слух. В притчах в простых жизненных примерах выражена народная мудрость, обобщен результат наблюдений за человеческой природой, ее сильными и слабыми сторонами. Конечная цель притч – показать нормы нравственного поведения людей.

Так что же такое притча?


Внимательно слушают рассказ учителя.


Притча – короткий рассказ, заключающий мораль или поучение.

Получение новых знаний.

Формирование представлений об окружающем мире, первоначальных этических представлений.

Постановка вопроса.

Целеполагание.

Физминутка

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать

А теперь еще немножко

На другой поскачем ножке.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Откройте учебники на стр. 39. Сейчас мы с вами прочитаем две притчи и подумаем о том смысле и наставлении, что будут в наших притчах.

Хорошо читающие дети читают притчу «Что побеждает?» по очереди. Затем дети размышляют о том, какой же смысл в ней заключается.

Молодцы, это действительно так. Если мы будем делать зло, вредить кому-то, то в конечном итоге именно зло и победит, но если мы обратимся к добру. Будем помогать людям, относится к ним хорошо и не осуждать людей за что-то, то в наших душах победит добро. А как вы знаете, на добро отвечают добром, на зло – злом.

В притче говорится, что дедушка рассказал внуку историю о том, что в душах людей есть два волка. Поэтому важно кормить одного из них. Если человек обращается к злым поступкам, но он кормит злого волка, а если к добру, то доброго. Каждый человек сам выбирает, какого волка ему кормить и как поступать.

Рассуждать о морали притчи.

Общеучебные: поиск и выделение информации.

Логические: подведение под понятие, выведение следствий.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Хорошо читающие дети читают вторую притчу «Что важнее?» Как вы думаете, что же все же важнее? Почему вы так считаете? Как думаете, почему счастье и здоровье уходили, когда не было любви в доме? Молодцы. Ваши ответы верны. Если в доме нет любви, то любая проблема или беда легко сможет разбить семью, разрушить ее. Именно поэтому так важно помнить о том, что благодаря любви можно пережить и переждать многое, но только в том случае, если ее испытывает каждый член семьи, потому что так каждый из них будет поддерживать друг друга чтобы ни случилось.

В первом доме оставили Счастье, но из-за того что Здоровье и Любовь ушли, Счастье тоже покинуло дом. Во втором доме оставили Здоровье, но и оно ушло вслед за Счастьем и Любовью. А вот в третьем доме оставили Любовь, а Здоровье и Счастье остались вместе с ней. Поэтому, если в доме живет любовь и понимание, то здоровье и счастье тоже их не покинет, потому что благодаря любви люди будут поддерживать друг друга.

Рассуждать о морали притчи.

Использовать в речи полные распространённые предложения.

Действия постановки и решения проблемы: формулирование проблемы.

Логические: установление причинно-следственных связей.

7. Включение в систему знаний.

Повторение.

Вы сегодня большие молодцы. Расскажите, что вы усвоили из наших притч?





О чем была самая первая притча, которую я прочла? Молодцы.









В чем мораль второй притчи? Что главное вы из нее подчерпнули? Верно, вы сегодня такие молодцы.


О чем же третья притча?

Всё верно, крайне важно делать добро, ведь благодаря этому наш мир становится лучше. Не обязательно делать что-то глобальное, ведь даже маленький и незначительный для вас поступок, может оказаться самым важным в жизни другого и совершенно не обязательно, что это будет человек. Если мы помогаем беззащитным животным – это тоже большое добро, не забывайте об этом.

Мы поняли, что очень важно делать добрые поступки, а так же хранить все, что имеем, особенно любовь. Ведь благодаря ей можно многое пережить.

Она была о том, что Солнце решило сделать доброе дело, согрело путника, а Ветер наоборот хотел сделать зло, заставить его плащ слететь, но путник не сдавался Ветру до последнего, пока Солнце не решило исправить ситуацию.

Что всегда побеждает то, что ты кормишь. Делаешь добро – будешь добрым, делаешь зло – будешь злым.

О том, что всегда надо хранить любовь, тогда будет все остальное.

Формулировать главную мысль, находить подтверждение в тексте. Рассуждать о важности того или иного дела.

Разрешение конфликтов.

Логические: построение логической цепи рассуждений.

8. Итог урока.

Вы все большие молодцы. Так хорошо потрудились на нашем уроке.



Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Отметьте флажком на лесенке своё местоположение.

Если ты всё понял, и у тебя не возникало трудностей, поставь флажок на верхнюю ступеньку.

Если тебе было не всё понятно и возникали затруднения – на среднюю ступеньку.

Если ты считаешь, что тебе было очень трудно, и ты не разобрался в теме урока, поставь флажок на нижнюю ступеньку.



Личностные: умение оценивать себя позитивно.


Регулятивные: умение оценивать собственную деятельность на уроке.