Вариант 1
Прочитай текст
Жемчужинка и жаба
В давние времена жила в одной деревне вдова, у которой было две дочери. Дочерей звали просто – Большая и Маленькая. Они обе были родными вдове, но она любила старшую больше, чем младшую. Сестры Большая и Маленькая были совсем разными. Большая была грубая и злая, да ещё и жадная. А Маленькая ко всем относилась с добротою и была кроткого нрава.
Однажды мать послала Маленькую по воду к колодцу, что был неблизко от дома. Та отправилась, не переча. Когда она дошла до колодца и стала набирать воду, вдруг увидела неподалёку нищенку, всю в лохмотьях. А на самом-то деле это была вовсе не нищенка, а волшебница. Она хотела узнать, добрая ли душа у девочки, и поэтому обратилась к ней, прикинувшись нищенкой:
- Дитя моё, я очень хочу пить! Дай бабушке хотя бы капельку воды.
- Подожди немножко, бабушка, - отозвалась Маленькая. – Я только вытащу ведро.
Девочка набрала воды и напоила старушку-нищенку.
- У тебя добрая душа, внучка, - сказала старушка, напившись. – За это бабушка даст тебе подарок. Пусть отныне, когда ты станешь смеяться, из твоего рта будут сыпаться жемчужины!
Сказала это старушка и исчезла. А у Маленькой с тех пор изо рта сыпались жемчужины всякий раз, когда она смеялась. За это люди прозвали ее Ма Пале, что значит «жемчужинка».
Старшая сестра, Большая, выспросила у Маленькой, как все было, и ей стало очень завидно. Однажды она сама решила пойти к колодцу по воду. Точно так же, как было с Маленькой, явилась к колодцу волшебница, что бы испытать, добрая ли душа у девочки. Она снова прикинулась старой нищенкой, попросила у Большой напиться. Но в душе старшей сестры не было жалости к людям.
Когда нищенка обратилась к ней с просьбой, та лишь обругала старушку:
- Вот ещё, буду я всякой нищенке воды подавать! Даже и не подумаю! И близко ко мне не подходи!
- Ты злая и бессердечная девочка! К тому же завистлива – завидуешь своей сестре. Так пусть же всякий раз, как ты смеёшься, изо рта у тебя выскакивают жабы!
С тех пор старшей сестре проходу не стало от насмешек односельчан, и называли её теперь не иначе, как Ма Пха-пьоу, что значит «жаба».
Часть 1
При выполнении заданий это части ( задания 1-8) обведи номер выбранного тобой варианта ответа.
Когда происходили события, описанные в тексте?
В давние времена
В наше время
Триста лет назад
Где, в каком месте происходили эти события?
В деревне
В городе
В лесу
Сравни слова, объединенные в пары: весёлая - грустная, злая - добрая, маленькая -большая. Определи основной прием, который использовал автор, создавая образы девочек?
Сравнение
Противопоставление
Выбери вариант ответа, в котором приведено значение слова не переча.
Не возражая
Не отказывая
Не избегая
С какой целью Большая отправилась к колодцу?
Помочь нищенке
Получить награду
Из любопытства
Определи два выражения, которые помогут понять главную мысль текста.
По заслугам и награда
По Сеньке и шапка
Как аукнется, так и откликнется
Определи тематику произведений, в которых концовка часто начинается со слов «с тех пор…»
О животных
О явлениях природы
О волшебстве и чудесах
В какой сборник ты поместишь это произведение?
В сборник сказок
В сборник рассказов
В сборник басен
Часть 2
При выполнении заданий этой части (задания 9-14) кратко запиши ответ.
Назови главных героев произведения.
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________
Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного текста.
А) Подарок волшебница Маленькой
Б) Проживание вдовы с дочками в деревне
В) Награда волшебницы Большой
Г) Встреча Маленькой у колодца со старушкой
Д) Поход к колодцу по воду старшей сестры
Ответ:__________________________________________________________________
Выпиши из текста, что означают прозвища, которые дали односельчане Большой и Маленькой после их встречи с волшебницей.
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________
В каком облике предстала волшебница перед обеими дочками у колодца?
Ответ:__________________________________________________________________
Почему волшебница прикинулась нищенкой при встрече с девочками?
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________
Докажи, что Большая и Маленькая были совсем разными. Выпиши из текста слова, характеризующие их.
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 3
Сформулируй и запиши ответ (5-6 предложений) на вопрос (задание 15).
Понравилось ли тебе это произведение и чем?
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 2
Прочитай текст
Просчитался
Жил-был в своем логове один Волк. Своё жилище он никогда не чинил и не чистил. Оно было грязное, старое – того и гляди развалится!
Проходил как-то мимо волчьего логова Слон. Едва-едва задел за крышу, она и покосилась.
- Прости меня, пожалуйста, дружище! – сказал Слон Волку. – Я ведь нечаянно! Я её сейчас починю!
Слон был на все руки мастер и не боялся работы. Взял он молоток, гвозди и починил крышу. Стала крыша крепче, чем была.
«Ого! – подумал Волк. – Да он, видать, меня испугался! Сперва передо мной извинился, потом сам мне крышу починил. Заставлю-ка я его поставить мне новый дом! Раз боится, значит, послушается!
- Стой! – закричал он на Слона. – Так что же это? Ты думаешь, от меня так легко отделаться? Своротил мне крышу набок, кое-как ее гвоздиками приколотил и хочешь удрать? Изволь построить мне новый дом! Да поживей, а то я тебя так проучу, что ты своих не узнаешь.
Ничего не ответил Слон, услышав такие слова. Он легко схватил Волка поперек живота и вышвырнул его в яму с гнилой водой. А потом сел на волчий дом и раздавил его.
- Вот тебе новый дом! – сказал Слон и ушёл.
- Ничего не понимаю! – удивился Волк, придя в себя. – То он меня боялся, прощения просил, а потом так поступил… Ничего не понимаю!
- Дурачина ты! – прокаркал старый Ворон, который всё это видел. – ты просто не видишь разницы между трусостью и хорошим воспитанием!
Часть 1
При выполнении заданий это части ( задания 1-8) обведи номер выбранного тобой варианта ответа.
Где жил Волк?
В логове
В поле
В берлоге
Каково было жилище волка? (выбери два варианта ответа)
Грязное
Уютное
Старое
Почему Волк подумал, что Слон его испугался? (выбери два варианта ответа)
Слон починил ему крышу
Слон построил ему новый дом
Слон извинился перед ним
Как ты понимаешь выражение «на все руки мастер»?
Не боящийся работы
Умеющий все делать
Не отказывающий в помощи другим
Как ты думаешь, какая характеристика наиболее подходит для Слона?
Труслив
Хорошо воспитан
Нерешителен
Подумай, какое значение определения старый по отношению к Ворону наиболее важно для понимания этого образа?
Имеющий большой жизненный опыт
Дряхлый
Давно живущий
Почему Слон рассердился на Волка?
Не хотел строить Волку новый дом
Возмутился поведением Волка
Был сильнее Волка
Как ты понимаешь выражение Волк просчитался?
Ошибся в подсчете
Ошибся в своих предположениях
Часть 2
При выполнении заданий этой части (задания 9-14) кратко запиши ответ.
Назови героев басни.
Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________
Объясни, почему названия животных автор написал с большой буквы.
Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________
Восстанови верную последовательность действий Слона по отношению к волчьему логову.
А) задел
Б) проходил
В) починил
Ответ:______________________________________________________________
Выпиши из текста устойчивое выражение, характеризующее Слона.
Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________
Придумай свое название этой басни.
Ответ:______________________________________________________________
Дай совет Волку.
Ответ:______________________________________________________________
Часть 3
Сформулируй и запиши ответ (5-6 предложений) на вопрос (задание 15).
Понравилось ли тебе это произведение и чем?
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы по тестам
Часть 1
Вариант Задание | 1 | 2 |
1 | 1 | 1 |
2 | 1 | 1,3 |
3 | 2 | 1,3 |
4 | 1 | 2 |
5 | 2 | 2 |
6 | 1,3 | 1 |
7 | 3 | 2 |
8 | 1 | 2 |
Часть 2
Вариант 1
Задание | |
9 | Маленькая, Большая, мать девочек, волшебница |
10 | Б, Г, А, Д, В |
11 | Ма Пале (жемчужинка), Ма Пха-пьоу (жаба) |
12 | В облике старушки-нищенки |
13 | Хотела узнать, добрая ли душа у девочек |
14 | Большая была грубая и злая, да ещё и жадная. Маленькая ко всем относилась с добротою и была кроткого нрава. |
Вариант 2
Задание | |
9 | Волк, Слон, Старый Ворон |
10 | Автор названия животных сделал именами собственными |
11 | Б, А, В |
12 | На все руки мастер |
13 | Свободный ответ |
14 | Свободный ответ |
Структура тестов
Тест содержит 15 заданий, которые делятся на три части.
Задания 1-8 (часть 1) – это задания с выбором ответа (варианты ответов приводятся). В основном заложен один правильный ответ, но иногда ответы могут суммироваться (2 правильных ответа). В этом случае в задании есть указание на количество правильных ответов.
Задания 9-14 (часть2) – это задания, требующие самостоятельного ответа.
Задание 15 (часть 3) – это задание повышенной сложности, имеющее творческий характер; ответ записывается несколькими предложениями.
Оценивание тестов
Успешность выполнения итогового теста можно оценить, исходя из следующих критериев:
За все правильно выполненные задания первой и второй частей (задания 1-14) | ставится отметка «5» |
За 11-13 верных ответов | ставится отметка «4» |
За 8-10 верных ответов | ставится отметка «3» |
Задание 15 оценивается отдельно, только отметкой «5» за правильное его выполнение.
Особенностью проведения тестовых работ является полная самостоятельность учащихся. Учитель не должен помогать учащимся выполнять тестовые задания. Если учитель видит, что ученик затрудняется в выполнении какого-либо задания, можно предложить ему перейти к следующему заданию.
Блок планируемых результатов обучения «Выпускник научится» включает систему учебных действий, необходимых для успешного обучения в начальной и основной школе, и выносится на итоговую оценку уровня подготовки учащихся за курс начальной школы. Планируемые результаты блока «Выпускник получит возможность научиться» в соответствии с положениями ФГОС не подлежат итоговой оценке.
Содержание раздела | Перечень проверяемых умений |
Виды речевой и читательской деятельности | Определять героев произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы по содержанию; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде); составлять план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание; находить средства выразительности, определяющие отношение автора к герою, событию; формулировать простые выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; понимать информацию, представленную в неявном виде, устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую; сравнивать объекты, описанные в тексте, выделяя два – три существенных признака; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами |
Круг детского чтения | Определять тематику произведений |
Литературоведческая пропедевтика | Распознавать особенности построения фольклорных форм |
Творческая деятельность | Восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи |