СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука "Р"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по постановке звука "Р" на первых занятиях (слоги "др",тр", прямые слоги). Может использоваться для детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией и ОНР 3-4 уровня.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука "Р"»

Данный конспект можно использовать на первых занятиях по постановке звука «Р» с детьми старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией и ОНР 3-4 уровня.

КОНСПЕКТ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА [Р].

Тема: Звук [Р].

Цель: Постановка звука [Р].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закреплять представление о правильной артикуляции звука [Р];

- закреплять правильную артикуляцию звука [Р];

- уточнение словаря по теме календарно-тематического планирования.

Коррекционно-развивающие:

-развивать подвижность артикуляционного аппарата через упражнения артикуляционной гимнастики;

- развивать мимическую моторику через мимическую гимнастику;

- развивать речевое дыхание через дыхательную гимнастику;

- развивать динамическую координацию во время динамической паузы;

- развивать навык фонематического слуха на звук [Р];

- закреплять произношение звука [Р] в чистом виде, в слогах со стечением «др», «тр», в прямых слогах, словах с данными слогами и предложениях с отработанными словами.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

- воспитывать навык самоконтроля за речью.

Цель:

№ п/п

Этапы занятия

Содержание

1

Организационный момент

Здравствуй, … . Как твое настроение? Сегодня на нашем занятии мы будем учиться красиво говорить.

2

Объявление темы

Сейчас я тебе прочитаю загадку. Внимательно прослушай и постарайся отгадать, о ком она:

За лугами, над водой

Хлынул дождик проливной.

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Цветная .... (Радуга)

Правильно! Какой первый звук в слове «радуга»? Да, звук «Р»! Значит сегодня вместе с Радугой мы будем учиться красиво проговаривать звук [Р].

3

Сопоставление правильного и неправильного произношения звука

Сейчас вместе произнесём звук [Р].

Посмотри, как я произношу и постарайся повторить. Внимательно следи за своим язычком. (РРР)

Я назову слова, когда ты услышишь верное произношение, ударь ручкой по столу.

(ладуга, гадуга, фадуга, радуга)

4

Развитие мелкой моторики

ПО КТП

5

Развитие мимической моторики

Когда светит радуга, какое у нас настроение? (Радостное). Покажи, как ты радуешься. А когда тучки заполнили небо? (Грустное). А когда резко началась гроза? (Испуг). А еще мы всегда удивляемся, когда появляется радуга, ведь это случается нечасто. Покажи, как ты удивляешься.

6

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Следи за своей осанкой, сядь красиво, пожалуйста.

А сейчас давай сделаем упражнения для нашего язычка и губ.

(Выполняется с показом карточек для артикуляционной гимнастики)

1. «Улыбка»; «Хоботок»; чередуем «улыбку» и «хоботок»; «Лопаточка»; «Качели”, «Грибочек» (держим 5-10 сек); «Лошадка»; «Маляр»; “Барабан”, “Индюк”

2. Хорошо! Теперь делаем дыхательную гимнастику.

1) вдох через нос, выдох через нос. Повторяем;

2) вдох через нос, выдох через рот. Повторяем;

3) вдох через рот, выдох через нос. Повторяем.

Смотри, Радуга начала прятаться за облачка! Давай сдуем облака, чтобы они не скрывали радугу! Не надувай щечки, дуй через трубочку своих губ. (ОБЛАКА И РАДУГА)

7

Постановка звука

По подражанию. Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» при открытом рте. Язык упирается в альвеолы, затем, не опуская языка, с силой подуть на него. Вызывать вибрацию кончика языка — «Мотор».

От опорного. Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус». Произносить звук [з] при поднятом к верху языке, что напоминает звук [д]. Если слышится [ж], надо попросить подвинуть язык ближе к резцам, слегка усиливая воздушную струю, а потом присоединяя звук [а]. Должны слышаться звуки «ра» — «Мотор».

Механич. Выполнить серию упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Молоток», произносить «д-ддд», т. е. широкий кончик языка стучит по альвеолам со звуком [д]. В этот момент под кончик языка подводят шпатель и воспроизводят мелкие вибрирующие движения. Два варианта вибрации: 1 — шпатель совершает колебательные движения из стороны в сторону; 2 (более эффективный) — колебательные движения совершаются без отрыва от кончика языка, то есть шпатель прижимается к кончику языка. Запрещается вибрировать по подъязычной связке, так как это вызывает вибрацию не только кончика языка, но и всей передней части языка. Такая вибрация не позволяет в дальнейшем перейти к звуку [р] и включить его в речь.

8

Автоматизация звука в чистом виде

Тебе хочется, чтобы радуга светила часто и долго? Мне тоже! Давай будем вести пальчиком радугу к звуку «Р» и произносить этот звук правильно, и тогда радуга будет показываться нам чаще. (ЗВУКОВАЯ ДОРОЖКА РАДУГА)

9

Анализ артикуляции звука

Когда мы произносим звук [Р], в каком положении у нас губы? (Разомкнуты и обнажают зубы). А язычок что делает? (кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, напряжен и вибрирует. Боковые края языка прижаты верхним коренным зубам). Хорошо. Воздушная струя какая: тёплая или холодная? А голосовые связки у нас работают? (Приставляем тыльную сторону ладошки к горлу). Хорошо, молодец.

10

Характеристика звука

А теперь дадим характеристику звуку [Р]. Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой? Правильно, молодец.

11

Динамическая пауза

ПО КТП

12

Автоматизация звука в слогах (самых доступных)

Давай поиграем! Будем заводить мотор у машины и пробовать его завести разными слогами. Нужно будет добавлять какой-то гласный звук к сочетанию «др». (СХЕМА ДР-А\О..)

13

Формирование фонематического слуха

Сейчас, если услышишь, что я произнесла звук [Р], ударь ручкой по столу.

[к, с, р, м, о, в, р, ар, су, ру, ры, ша,ва, ро, медведь, рысь, заяц, тигр]. Молодец!

14

Автоматизация звука в словах (с отработанными слогами)

Радуга где у нас живет? На небе. Это высоко, значит ей все видно. Давай перечислим, что ей видно.

(Дрова, друг, друзья, трава, труба).

15

Автоматизация в предложении (с отработанными словами)

Сейчас нужно будет рассказать радуге, как мы старались научиться проговаривать звук «Р». Напишем ей письмо? Ты диктуй, а я буду писать.

Дорогая радуга! Мы сегодня проявили старания, усердие, чтобы красиво говорить звук «Р». Научились провожать тебя до звука «Р», красиво говорили слоги «ДРА,ДРО,ДРУ,ДРЫ» и другие, называли слова «дрова, друг, друзья, трава, труба».

16

Итог занятия

Радуге очень приятно, что мы так постарались для нее, учились красиво произносить звук «Р».

17

Оценивание

Ты отлично потрудился. Молодец!

18

Домашнее задание

Артикуляционные упражнения «Улыбка»; «Хоботок»; чередуем «улыбку» и «хоботок»; «Лопаточка»; «Качели”, «Грибочек» (держим 5-10 сек); «Лошадка»; «Маляр»; «Барабан», «Индюк». Разукрашиваем радугу, просим проговаривать цвета со звуком «Р» - красный, оранжевый.



Прикладываю наглядный материал, необходимый к данному занятию:


































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!