СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Маленький человек" с большим сердцем" (по рассказу А.П. Платонова "Юшка")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу А.П. Платонова "Юшка".

Просмотр содержимого документа
«"Маленький человек" с большим сердцем" (по рассказу А.П. Платонова "Юшка")»

Урок литературы в 7 классе «Маленький человек» с большим сердцем» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

Тип урока: изучение нового материала, урок-размышление.

Цели:

  • Образовательные: формировать умение определять тему, идею рассказа; характеризовать героев; кратко пересказывать эпизоды; познакомить с особенностями языка писателя; провести  словарную работу, расширить кругозор учащихся.

  • Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать; развивать художественные способности.

  • Воспитательные: обогащать нравственный опыт учащихся, воспитывать гуманное отношение к людям, сострадание, милосердие.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый.

Оборудование: художественный текст, портрет писателя, толковый словарь, высказывания из Библии.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

- Поднимите руку, кого из вас хотя бы раз кто-то обидел?

- Поднимите руку, кто из вас вольно или невольно кого-то обидел?

- Что, по-вашему, переживается сильнее?

3. Актуализация темы.

- Почему мы обижаем друг друга? – Почему больнее своя обида? – Чего недостаёт людям? (Доброты, понимания, уважения…).

Словарная работа

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из понимания, сострадания.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

Соучастие – совместное участие в чём-нибудь.

– Почему рассказ назван «Юшка»?
– Нужны ли нам такие произведения и их герои?  На эти вопросы мы ответим в конце урока.

4. Определение темы. Целеполагание (совместно с учащимися.)

Вам даны эпиграфы на отдельном листе. Выберите тот, какой вы считаете более точно подходит к рассказу.

Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.                (Б.Пастернак)

Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью. (О.Волков)

Провозглашать я стал любви 
И правды чистые ученья;
В меня все ближние мои  
Бросали бешено каменья.        (М.Ю.Лермонтов)

Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой.           (И.Суриков)

- Какова будет тема нашего урока?

Игра «Ассоциации»

– Прежде чем начнём работать с текстом,  мне бы хотелось понять, как вы воспринимаете Юшку, какие чувства у вас вызвал этот герой. Для этого поиграем в игру «Ассоциации». Ассоциации – это представления в уме человека о каком-то слове, понятии. Например, новый год – ёлка, подарки, Дед Мороз, каникулы.  Я попрошу вас придумать за одну минуту ассоциации к образу Юшки.

(Обобщаем ответы учащихся.)

– На вид Юшка неказистый, некрасивый, неприметный, забитый. Его можно представить каким-нибудь растением у дороги, которое топчут ногами, а он всё равно растёт, живёт да ещё приносит какую-то пользу людям или животным.

4. Изучение нового материала

– Ребята, это ваше представление Юшки. А каким его видит автор? С первых строк рассказа мы знакомимся с главным героем. Автор даёт нам портрет Юшки.

(Работа с текстом – читаем портрет Юшки.)

– Что мы узнали о нём? Дополните ваше восприятие героя тем, что мы только что прочитали.

Словарная работа в тетради.

– Запишем в левую колонку слова, характерные для его внешности. Вы в тетради, я – на доске.

(Совместная работа учителя и учеников)

Неказистый
Жалкий
Тихий
Скромный
Кроткий
Незаметный
Слабый 

– Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом.
– А как ощущает себя Юшка в окружающем его мире?
– Как относятся к нему дети?
– Выберите из текста самые яркие примеры обращения детей с Юшкой.

(Работа с текстом – кричали на него, бросали камни и т.д.  Дети терзали его.)

Словарная работа.

– Терзать – что, по-вашему, обозначает это слово? (Ответы учащихся.)

Обращение к «Словарю Даля»

ТЕРЗАТЬ - рвать на части, раздирать. Волк терзает добычу, школьник — докучливую книгу. Терзать в отчаянии на себе одежду, волосы, лицо, рвать, драть. Томить, мучить, истязать нравственно, повергать в отчаянное горе.
- Почему дети, которые только начинают жить, и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него?
(Обобщаем ответы учащихся.)
– Детей удивляло то, что Юшка не отвечает им злостью, не обижается. Дети ждут естественной реакции – зла в ответ на зло. Они хотели, чтобы он рассердился на них. Но Юшка не трогает ребят и молчит. Реакция Юшки – по законам жизни, которые находят отражение в Библии.

Демонстрация высказывания из Библии: «Побеждай зло добром».

– А как сам Юшка объясняет поведение детей? (Он считает, что дети любят его, что он им нужен.)
– А, может быть, у детей есть пример для подражания такого жестокого отношения к Юшке? (Да, взрослые.)
– Почему взрослые равнодушно относятся к Юшке? Ведь они мудрее детей, у них есть свой жизненный опыт.
– Чем автор объясняет их поведение?
(Обобщаем ответы учащихся.)
– И взрослых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Горе или обиду они с лютой яростью переносят на беззащитного человека. Его молчание превращалось в его вину, а его кротость приводила ещё к большему ожесточению. Дети = взрослые.
– Платонов называет героя «блаженным». Что это значит? (Ответы учащихся.)

Обращение к «Словарю Даля»

БЛАЖЬ - дурь, шаль, дурость; упорство, упрямство, своенравие; юродство; притворная дурь; временное помешательство, сумасбродство; мечты, бред, грезы на яву; вздор, нелепость, чепуха; несбыточные мысли, желания.

В 19 веке Жила Блаженная Ксения Петербуржская. Она была женой очень богатого человека. Когда её муж умер, Ксения продала всё его имение и деньги раздала бедным. Вскоре она тоже стала нищей. Ксения не брала милостыню у тех, кто больше неё нуждался в помощи. Ксения была сама Доброта.
– Что объединяет Ксению и Юшку? (И Юшку, и Ксению объединяет любовь к людям, умение жертвовать собой ради других.)
– Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит»? – вопрос дискуссионного характера.
 (Ученики доказывают свою точку зрения, высказывают собственное мнение.)
Юшка оправдывает их.
– Как вы относитесь к словам Даши: «Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие»?
– Ребята, меня очень затронули слова Юшки: «Сердце в людях бывает слепое». Что значит, по-вашему, «слепое сердце»?
(Обобщаем ответы учащихся.)
– Тема добра, милосердия, сострадания вечна. Вы правы, что «слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро. Это человек, у которого нет сострадания к людям.
– Как вы понимаете слово «сострадание»? (Ответы учащихся.)

Обращение к «Словарю Даля»

Сострадание — это светлое прекрасное чувство, вот жалость наоборот, чувство пагубное и разрушающее. В словаре Даля слово «сострадание» трактуется, как страдать вместе, сострадать с кем-то, переносить беду не одному.

– Как бы мы ни относились к словам Юшки о том, что народ его любит, сам он верит в это искренне. Мы понимаем, что ему живётся среди людей тяжело. Но всё же есть место, где он вольно дышит, где он свободен от всех. Это место – природа.

(Выразительное чтение отрывка учителем)

– Как этот отрывок помогает понять нам образ Юшки? Дополняет ли он то, что мы уже знаем о герое?
(Обобщаем ответы учащихся.)
– Юшка чувствует себя на природе гораздо лучше, чем среди людей. У него здесь нет необходимости скрывать свою «любовь к живым существам». Он умет любоваться природой, в отличие от людей, с которыми он общается.
Мы уже настолько привыкли к Юшке, уже стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все от него ждали – Юшка осерчал. Платонов мог бы использовать любое близкое по значению слово – «рассердился», «разгневался», «возмутился». Но он употребил именно «осерчал».
– Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся.)
– Трудно представить Юшку, кроткого, безответного, разгневанным. Поэтому лучше для него подходит «осерчал». Это слово мягче, «добрее», чем  «рассердился», «разгневался», «возмутился».
– Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, впервые в жизни?
(Обобщаем ответы учащихся.)
– Юшка не согласен с тем, что он лишний человек. Родители его родили, значит, он кому-то нужен, он должен жить.
Читать строки, повествующие о последних минутах жизни Юшки, очень тяжело. Почувствовать тяжесть происходящего ещё сильнее помогает иллюстрация художника к рассказу.

5. Творческое задание

- Составьте СИНКВЕЙ со слово Юшка.

Правила построения синквейна

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.



(Обобщаем ответы учащихся.)
– Копил деньги для неё. Чай пил без сахара. Работал в кузнице. Добро прорастает и даёт свои плоды: «Так всякое добро приносит и плоды добрые».
Именно благодаря девушке-врачу узнают и имя человека, которого все привычно звали Юшкой. А звали его Ефим Дмитриевич. Совсем не случайно Платонов своего героя назвал Юшка и Ефим Дмитриевич.  Юшка – это кровь, значительная потеря которой грозит организму смертью. В народе говорят: «Ударь по носу – и юшка потечёт». Юшка – герой – это воплощение добра, утрата его губительна для людей. Со смертью Юшки «вся злоба и глумление остались среди людей и тратились между собой».
Ефим – это благочестивый, благожелательный, священный.
Имя же Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богине земледелия и плодородия. Благие зёрна, взращенные на плодотворной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.

Словарная работа в тетради

– Вернёмся, ребята, к началу урока, где мы с вами говорили о внешности Юшки. Но, как вы теперь понимаете, важнее не внешность человека, а его внутренний мир.   
Я вам говорила, что произведения Платонова требуют работы мысли и сердца.
– Каким Юшка запомнился нам?
– Запишем в правую колонку слова, характерные для его внутреннего содержания. Вы в тетради, я – на доске.

(Совместная работа учителя и учеников)

Добрый
Отзывчивый
Любящий всех
Трудолюбивый
Неравнодушный
Всепрощающий 

6. Итог урока

– Как вы помните, в начале урока вам были предложены эпиграфы, в которых содержится главная мысль, идея рассказа. Прочитайте ваши варианты.
– Почем выбрали именно этот эпиграф? (Учащиеся объясняют свой выбор эпиграфа.)
– А теперь давайте ответим на вопросы, поставленные в начале урока.
– Почему рассказ назван «Юшка»?
– Нужны ли нам такие произведения и их герои? Рассказ написан более 60 лет назад.
– Независимо от того, какая профессия будет у вас, главное – делать добро, помогать друг другу, не скупиться на ласковые слова: «Возлюби ближнего, как самого себя».
– Каждый из вас может вспомнить своего Юшку, человека, которого вы обижали, смеялись над ним, кричали обидные слова вслед, дразнили, а, может быть, просто не замечали рядом живущего человека, который нуждался в помощи. Приложите руку к сердцу, послушайте, как оно бьётся. Живите так, чтобы рядом с вами было интересно, чтобы можно было довериться вам в трудную минуту. А у тех, кого мы ненароком обидели, давайте попросим прощения: «Прости нас, Юшка!»

7. Домашнее задание

– Ребята, я вам предлагаю домашнее задание творческого характера на выбор.

  1. Рисунок к понравившемуся эпизоду или иллюстрирование героев рассказа.

  2. Сочинение «Что значит «маленький человек»?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!