СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по технологии " Масленица"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по технологии " Масленица"»

Технологическая карта по технологии

Тема занятия: «Масленица»

Предмет: технология

Класс: 3

Тип урока: открытие новых знаний

Форма проведения урока: урок - практикум

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная

Средства обучения: экран, проектор, компьютер, презентация

Материалы для обучающихся: пряжа для вязания, лоскутки разноцветной ткани, лента, ножницы, вата.

Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии; ИКТ; проблемный диалог

Понятия, которые должны быть сформированы на уроке: масленица.

Цель: Изготовить куклу-масленицу, ознакомление с историей русского народного праздника «Масленица».

Задачи:

Обучающие:

  • дать обзор народных традиций, праздников, обрядов;

  • показать, что народные традиции, как средство духовно-нравственного воспитания сельских школьников, соединяют патриотические чувства и личными переживания;

  • показать, какое наследство оставили нам предки.

Развивающие:

  • развивать познавательные способности учащихся;

  • коммуникативные и информационные компетентности;

  • раскрывать творческий потенциал учащихся.

Воспитательные:

  • способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся;

  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ;

  • развивать навыки связной речи, умение слушать;

  • воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к народным традициям страны, своей семьи.

Планируемые результаты:

личностные:

  • пробуждение интереса к предмету, труду, творчеству

предметные:

  • планирование технологического процесса; соблюдение правил техники безопасности

метапредметные:

  • оценивание своей деятельности по требованиям



Логика образовательной деятельности


Этап урока


Задание,

деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Универсальные учебные действия

Организационный момент


Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня я проведу у вас урок технологии.

Сегодня на уроке мы сделаем важный элемент одного из праздников, но для начала отгадайте загадку, чтобы узнать,  с каким праздником будет связан будет наш урок:

Все вокруг блины пекут,

Кушать вдоволь нам дают,

Чучело зимы сжигаем,

А весну к нам зазываем.

(Масленица)

Верно, этот праздник - масленица.

Какие цели мы можем поставить на урок?

(Узнать больше о масленице, выполнить изделие)

В этом году празднование масленицы начнется 4 марта, а заканчивается 10 марта. Уважали этот праздник ещё наши предки – славяне. Назывался он, по разным преданиям, еще Комоедица. Ком – медведь. Весной батюшка-медведь просыпался, и подносили ему – вкусные блинки с маслом на ветвях развесили хозяйки, чтоб было чем полакомиться. Вот откуда пошло выражение: «первый блин комам» - т.е. медведям.

Как вы думаете, зачем нужно было преподносить блины медведю?

Съест медведь такой блин – теплый, вкусный, и станет добрее. Медведь у многих славянских племен был  животным - защитником и покровителем, его уважали и боялись. Поэтому и подкормить ранней весной было обычным делом.

Знаете ли вы, откуда пошло название масленица?

А масленицей после праздник прозвали потому что масло к концу зимы прогоркало, становилось горьким,  поэтому от него старались избавиться, не экономя, сдабривали им кушанья.

В давние времена Масленицу-Комоедицу праздновали в дни весеннего равноденствия. Это Праздник проводов зимы и помощи пробуждения природы. И длилась масленица две недели. И каждый день что-то значил.

Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Вторник — заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи.

Среда — лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами.
Четверг — широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений.
Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Пятница — тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ
блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.
Воскресенье — прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше.


 Обычно, на Масленицу сжигают чучело. А откуда это пошло вы знаете?  У  наших предков-славян почиталась богиня зимы – Морена. И когда с почестями и молитвами сжигали её чучело, что считалось, что зиму проводили  на отдых, до следующей зимы.

Сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени в другое. Посредником между человеком и природой выступала кукла. Кукла масленица была в человеческий рост, её закрепляли на крестовине. Но делали и маленькие куклы.

Маленькие куклы, служили людям оберегами – защищали их от разных напастей, и сегодня мы сделаем такой маленький оберег, который будет вас защищать в трудную минуту и конечно же напоминать об этом теплом и вкусном празднике.

Лицо кукле не рисовали. Считалось, что она приобретает душу и может навредить. Куклы эти назывались оберегами и передавались по наследству.

Эту куклу хранили в красном углу или у входа в жилище целый год. Через год сжигали или пускали по воде. Домашняя масленица символизирует крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи, считается оберегом жилища и выполняет желания хозяев. В тот день, когда приходили к теще на блины, эту куклу выставляли в окнах.

- Главное угощение праздника?

- Что с собой олицетворял этот праздник?

- В древней Руси как называли Масленицу в народе?

- Как  вы думаете, в древности для чего использовались куклы?

Ответное приветствие

формулировка темы урока

-формулировка целей урока

-усвоение новых понятий

-ответы на вопросы в беседе

Знают как раньше называлась «масленица».

Знают что такое «масленица».

Знают традиции праздника.

Личностные:

самоопределение;

Коммуникативные:

планирование совместного сотрудничества с учителем и сверстниками;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные:

- самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели.

Регулятивные:

умение организовывать свое рабочее место.



Построение проекта.

Анализ конструкции образца.


Подготовить необходимые материалы.

Один лоскут белой ткани 20*20;

Два лоскутка белой ткани 10*10;

Лоскут цветной ткани 20*20 и вырезать из него треугольник ¼ части;

Синтепон или вата;

Красные нитки

Ножницы.


Взять синтепон, сформировать из него шарик, положить в центр белого лоскута (20*20).

Лоскут белой ткани 20*20;

Синтепон.

Соединить противоположные концы лоскутка. Сформировать головку куколки.

Лоскут белой ткани 20*20;

Синтепон.

Под головой обвязать красной ниткой, несколько раз в круг шеи, что бы получилась четкая голова куколки.

Лоскут белой ткани 20*20;

Синтепон;

Красная нитка.

Отогнуть уголок на обоих лоскутках ткани, пригладить руками.

2 лоскутка белой ткани 10*10

Отогнуть один край от согнутого угла, по направлению к центру по прямой линии.

2 лоскутка белой ткани 10*10

Отогнуть второй край от согнутого угла, по направлению к центру по прямой линии.

2 лоскутка белой ткани 10*10

Согнутые края соединить на середине.

2 лоскутка белой ткани 10*10

Соединить два края в месте.

2 лоскутка белой ткани 10*10

Обвязать красной ниткой кончики сложенных лоскутков. Получатся руки, будущей куколки.

2 лоскутка белой ткани 10*10;

Красная нитка.

В складки ткань под головой куколки вставить руки, что бы они были подняты к верху. Получается туловище куколки.

Руки куколки;

Голова куколки.

На туловище куколки наложить красную нитку, для того что бы скрепить туловище и руки куколки в месте.

Руки куколки;

Голова куколки;

Красные нитки

Обмотать туловище куколки, для скрепления рук с туловище куколки.

Туловище куколки;

Красная нить.

Наложить куколку по центру лоскута, как показано на изображении.

Туловище куколки;

Лоскут яркой ткани.

Завернуть на куколку край лоскутка как показано на изображении.

Туловище куколки;

Лоскут яркой ткани.

Завернуть на куколку второй край лоскутка как показано на изображении.

Туловище куколки;

Лоскут яркой ткани.

Оставшийся край завернуть за спину куколки и закрепить красной веревкой. Крепко обмотать во круг туловища, красную веревку, закрепить узелком.

Туловище куколки;

Лоскут яркой ткани;

Красная веревка.

Взять треугольник яркой ткани повязать куколки платочек во круг головы.

Куколка;

Треугольник яркой ткани.

Ваша куколка готова.

Все вам было понятно? Можете задать вопросы.

Физминутка.

Слушают учителя. Наблюдают за работой. Запоминают алгоритм действий.

Знают алгоритм действий по созданию куклы.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование, логические - решение проблемы;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поисках и выборе информации.


Организация рабочего места.


- Чтобы проверить, готовы ли вы к уроку давайте сыграем в одну игру:

- Если я произнесу название инструмента, вы хлопаете в ладоши, а если услышите названия материалов - топайте ногами. Начнем.

Ткань, пряжа, ножницы, лента, вата.



подготовка рабочего места к работе (правильно расположить на рабочем столе инструменты и материалы)




Практический этап. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков.


Ваша задача сделать такую куклу-оберег.

Можете приступить к работе.


(формулировка критериев отметки (запись на доске): аккуратность, законченность, правильность, соответствие образцу, добавление своих деталей.)




самостоятельно изготавливают изделие согласно плану (разметка, заготовка, сборка, оформление);

оказывают взаимопомощь

Умеют пользоваться инструментами и материалами.

Умеют использовать алгоритм действий.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.


Выставка творческих работ

Вы все молодцы. У вас у всех получились замечательные куклы. Теперь давайте оценим их по критериям, записанным на доске.

У всех соблюдены требования?

Что не получилось?

Сделанные куклы вы можете забрать домой и хранить их до следующей масленицы. Она будет оберегать ваших близких и ваш дом.


Оценивают сделанные куклы по критериям.


Личностные: умение провести самооценку

Рефлексия деятельности


- Наше занятие подходит к концу.

- Много ли нового вы сегодня узнали?

- Что больше всего вам понравилось на занятии?

- Теперь вы сами можете дома сделать такие куклы и подарить друзьям, родственникам.

- Оцените свою работу. Если вы довольны своей работой на уроке и результатом своего труда – похлопайте себе.


Использование полученных знаний.

Самоанализ проделанной работы.



Коммуникативные: умение с полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: - умение проводить самоанализ и самооценку действий


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!