Организационный момент | Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня я проведу у вас урок технологии. Сегодня на уроке мы сделаем важный элемент одного из праздников, но для начала отгадайте загадку, чтобы узнать, с каким праздником будет связан будет наш урок: Все вокруг блины пекут, Кушать вдоволь нам дают, Чучело зимы сжигаем, А весну к нам зазываем. (Масленица) Верно, этот праздник - масленица. Какие цели мы можем поставить на урок? (Узнать больше о масленице, выполнить изделие) В этом году празднование масленицы начнется 4 марта, а заканчивается 10 марта. Уважали этот праздник ещё наши предки – славяне. Назывался он, по разным преданиям, еще Комоедица. Ком – медведь. Весной батюшка-медведь просыпался, и подносили ему – вкусные блинки с маслом на ветвях развесили хозяйки, чтоб было чем полакомиться. Вот откуда пошло выражение: «первый блин комам» - т.е. медведям. Как вы думаете, зачем нужно было преподносить блины медведю? Съест медведь такой блин – теплый, вкусный, и станет добрее. Медведь у многих славянских племен был животным - защитником и покровителем, его уважали и боялись. Поэтому и подкормить ранней весной было обычным делом. Знаете ли вы, откуда пошло название масленица? А масленицей после праздник прозвали потому что масло к концу зимы прогоркало, становилось горьким, поэтому от него старались избавиться, не экономя, сдабривали им кушанья. В давние времена Масленицу-Комоедицу праздновали в дни весеннего равноденствия. Это Праздник проводов зимы и помощи пробуждения природы. И длилась масленица две недели. И каждый день что-то значил. Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор. Вторник — заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи. Среда — лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами. Четверг — широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Пятница — тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет. Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Воскресенье — прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Обычно, на Масленицу сжигают чучело. А откуда это пошло вы знаете? У наших предков-славян почиталась богиня зимы – Морена. И когда с почестями и молитвами сжигали её чучело, что считалось, что зиму проводили на отдых, до следующей зимы. Сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени в другое. Посредником между человеком и природой выступала кукла. Кукла масленица была в человеческий рост, её закрепляли на крестовине. Но делали и маленькие куклы. Маленькие куклы, служили людям оберегами – защищали их от разных напастей, и сегодня мы сделаем такой маленький оберег, который будет вас защищать в трудную минуту и конечно же напоминать об этом теплом и вкусном празднике. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что она приобретает душу и может навредить. Куклы эти назывались оберегами и передавались по наследству. Эту куклу хранили в красном углу или у входа в жилище целый год. Через год сжигали или пускали по воде. Домашняя масленица символизирует крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи, считается оберегом жилища и выполняет желания хозяев. В тот день, когда приходили к теще на блины, эту куклу выставляли в окнах. - Главное угощение праздника? - Что с собой олицетворял этот праздник? - В древней Руси как называли Масленицу в народе? - Как вы думаете, в древности для чего использовались куклы? | Ответное приветствие формулировка темы урока -формулировка целей урока -усвоение новых понятий -ответы на вопросы в беседе | Знают как раньше называлась «масленица». Знают что такое «масленица». Знают традиции праздника. | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: планирование совместного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Познавательные: - самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели. Регулятивные: умение организовывать свое рабочее место. |
Построение проекта. Анализ конструкции образца. | Подготовить необходимые материалы. Один лоскут белой ткани 20*20; Два лоскутка белой ткани 10*10; Лоскут цветной ткани 20*20 и вырезать из него треугольник ¼ части; Синтепон или вата; Красные нитки Ножницы. Взять синтепон, сформировать из него шарик, положить в центр белого лоскута (20*20). Лоскут белой ткани 20*20; Синтепон. Соединить противоположные концы лоскутка. Сформировать головку куколки. Лоскут белой ткани 20*20; Синтепон. Под головой обвязать красной ниткой, несколько раз в круг шеи, что бы получилась четкая голова куколки. Лоскут белой ткани 20*20; Синтепон; Красная нитка. Отогнуть уголок на обоих лоскутках ткани, пригладить руками. 2 лоскутка белой ткани 10*10 Отогнуть один край от согнутого угла, по направлению к центру по прямой линии. 2 лоскутка белой ткани 10*10 Отогнуть второй край от согнутого угла, по направлению к центру по прямой линии. 2 лоскутка белой ткани 10*10 Согнутые края соединить на середине. 2 лоскутка белой ткани 10*10 Соединить два края в месте. 2 лоскутка белой ткани 10*10 Обвязать красной ниткой кончики сложенных лоскутков. Получатся руки, будущей куколки. 2 лоскутка белой ткани 10*10; Красная нитка. В складки ткань под головой куколки вставить руки, что бы они были подняты к верху. Получается туловище куколки. Руки куколки; Голова куколки. На туловище куколки наложить красную нитку, для того что бы скрепить туловище и руки куколки в месте. Руки куколки; Голова куколки; Красные нитки Обмотать туловище куколки, для скрепления рук с туловище куколки. Туловище куколки; Красная нить. Наложить куколку по центру лоскута, как показано на изображении. Туловище куколки; Лоскут яркой ткани. Завернуть на куколку край лоскутка как показано на изображении. Туловище куколки; Лоскут яркой ткани. Завернуть на куколку второй край лоскутка как показано на изображении. Туловище куколки; Лоскут яркой ткани. Оставшийся край завернуть за спину куколки и закрепить красной веревкой. Крепко обмотать во круг туловища, красную веревку, закрепить узелком. Туловище куколки; Лоскут яркой ткани; Красная веревка. Взять треугольник яркой ткани повязать куколки платочек во круг головы. Куколка; Треугольник яркой ткани. Ваша куколка готова. Все вам было понятно? Можете задать вопросы. Физминутка. | Слушают учителя. Наблюдают за работой. Запоминают алгоритм действий. | Знают алгоритм действий по созданию куклы. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование, логические - решение проблемы; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поисках и выборе информации. |
Практический этап. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков. | Ваша задача сделать такую куклу-оберег. Можете приступить к работе. (формулировка критериев отметки (запись на доске): аккуратность, законченность, правильность, соответствие образцу, добавление своих деталей.) | самостоятельно изготавливают изделие согласно плану (разметка, заготовка, сборка, оформление); оказывают взаимопомощь | Умеют пользоваться инструментами и материалами. Умеют использовать алгоритм действий. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |