СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для педагогов: «Сенкан как основная форма работы при анализе художественного произведения»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сенкан, наверное, самый известный и раскрученный жанр по причине того, что имеет массу возможностей в силу своего размера. Удобный, небольшой, не требующий дополнительной теоретической подготовки.

Я бы хотела рассказать, как с помощью только сенкана можно охарактеризовать образы в художественном произведении.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов: «Сенкан как основная форма работы при анализе художественного произведения»»

Мастер-класс для педагогов: «Сенкан как основная форма работы при анализе художественного произведения»


Цель: повышение профессионального мастерства педагогов через ознакомление с нетрадиционными жанрами сочинений.


Задачи:

  1. Познакомить педагогов с понятием «нетрадиционные жанры сочинений».

  2. Показать, как с помощью сенкана можно выполнить характеристику персонажей художественного произведения.

  3. Способствовать развитию профессионально-творческой активности путём поиска нестандартных решений в использовании привычных форм работы.


Ожидаемые результаты:

  1. Практическое освоение педагогами сенкана как жанра сочинения.

  2. Повышения уровня профессиональной компетентности педагогов.

  3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.


Ход занятия


Уважаемые коллеги!

Свой мастер-класс я решила посвятить нетрадиционным жанрам сочинений. Часть из них знает каждый из вас и, уверена, использует в своей работе. Некоторые в силу сложности и новизны ещё на пути к широкому использованию. Лично я в своей практике уделяю особое внимание таким жанрам, как сочинение-метаморфоза, кеннинги, эссе, диаманта, сенкан. На последнем я бы хотела остановиться более подробно.

Сенкан, наверное, самый известный и раскрученный жанр по причине того, что имеет массу возможностей в силу своего размера. Удобный, небольшой, не требующий дополнительной теоретической подготовки.

Достоинства сенкана:

  • небольшой размер;

  • чёткое усвоение понятий «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «синоним» и практическое их употребление;

  • развитие логического мышления;

  • развитие коммуникативных умений и навыков;

  • развитие умения выделять главное;

  • развитие ассоциативного мышления.

Недостатки:

  • внешняя неприглядность;

  • простота, умаляющая истинное значение данного вида работы.

Схема составления сенкана:

1 строка – слово, указывающее на тему (обычно имя существительное)

2 строка – описание темы с помощью двух прилагательных

3 строка – описание действия, связанного с темой с помощью трёх глаголов

4 строка – фраза из 4 слов, содержащая личное отношение говорящего к теме

5 строка – синоним к первому слову, своего рода итог.


Я бы хотела рассказать, как с помощью только сенкана можно охарактеризовать образы в художественном произведении.

Для примера я выбрала произведение М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Характеристику образов произведения выполним только с помощью сенкана.

Сенкан №1

Задание. Составить сенкан к произведению.

Цель: с помощью сенкана получить общее впечатление о произведении.

Пример:

«Песня про удалого… купца Калашникова»

Интересная, поучительная

Рассказывает, увлекает, учит

Нет ничего дороже человеческой жизни

Поэма


Сенкан №2

Задание. Составить сенкан «Купец Калашников».

Цель: получить общее впечатление читателя от образа купца Калашникова.

Пример:

Купец Калашников

Порядочный, переживающий

Ждёт, мстит, обеспечивает

Семья – это самое главное

Муж


Сенкан №3

Задание. Составить сенкан «Опричник Кирибеевич».

Цель: получить общее впечатление читателя от образа опричника Кирибеевича.

Пример:

Опричник Кирибеевич

Подлый, сильный

Задумывает, добивается, погибает

Любимчик Ивана Грозного

Насильник


Сенкан №4

Задание. Составить сенкан «Алёна Дмитревна».

Цель: получить общее впечатление читателя от образа Алёны Дмитревны.

Пример:

Алёна Дмитревна

Красивая, замужняя

Верит в Бога, переживает, просит о прощении

Женщина, уважающая своего мужа

Жертва


Сенкан №5

Задание. Составить сенкан «Алёна Дмитревна для Калашникова».

Цель: увидеть героиню глазами купца Калашникова.

Чаще всего учащиеся по инерции начинают характеризовать образ через восприятие читателя, поэтому учащимся неоднократно для стимуляции образного мышления предлагается представить себя купцом Калашниковым, увидеть героиню глазами мужа. Соответственно меняется и восприятие, появляется субъективность, основанная на тексте произведения.

Пример:

Алёна Дмитревна для Калашникова

Достойная, поруганная

Задерживается, признаётся, доверяет

Женщина, за которую он должен отомстить

Жена


Сенкан №6

Задание. Составить сенкан «Алёна Дмитревна для Кирибеевича».

Цель: увидеть героиню глазами опричника Кирибеевича.

Отношение Калашникова и Кирибеевича к Алёне Дмитревне прямо противоположное. Учащиеся должны прочувствовать это, а значит в который раз повторить произведение, найти то, что уникально для данного случая.

Нередко можно услышать от детей, что Кирибеевич влюбился, что им руководят чувства и его поступок можно оправдать. Когда с помощью сенкана выделяем главное, все вопросы уходят. Кирибеевич видит только красоту героини, ни о какой влюблённости речь не идёт.

Пример:

Алёна Дмитревна для Кирибеевича

Желанная, чужая

Не ждёт, не хочет, сопротивляется

Ещё одна победа

Женщина


Сенкан №7

Задание. Составить сенкан «Калашников глазами Кирибеевича».

Цель: увидеть, отдавал ли Кирибеевич себе отчёт в том, что совершил.

Произведение прозрачное в смысловом отношении, поэтому поступки героев читаются безошибочно. Сенкан даёт возможность не только посмотреть на отношения между соперниками, но и вкратце дать им характеристику.

Пример:

Калашников глазами Кирибеевича

Сильный, порядочный

Знает, любит, отомстит

Соперник, которого стоит опасаться

Обманутый муж


Сенкан №8

Задание. Составить сенкан «Кирибеевич глазами Калашникова».

Цель: увидеть, насколько достойно повёл себя обманутый муж, что ставил на первое место – собственную честь или честь жены, насколько тяжёлым было для него оскорбление.

Пример:

Кирибеевич глазами Калашникова

Подлый, сильный

Позволяет, унижает, добивается

Тот, кто поругал мою честь

Опричник


Сенкан №9

Задание. Составить сенкан «Калашников глазами Ивана Грозного».

Цель: показать реакцию царя, властителя судеб, на гибель своего опричника.

Считаю, что правильней всего образ Ивана Грозного анализировать тогда, когда о главных героях уже всё сказано. Именно царь поставил точку в жизни Калашникова и его семьи, именно от царя зависела последующая судьба героев произведения, оставшихся в живых. Роль Ивана Грозного в развитии конфликта велика, но не главная. Царь косвенно подтолкнул Кирибеевича к деянию, но на первый план его образ выходит только во время вынесения приговора, где Калашников в определённой степени становится ровней Ивану Грозному, но, всё-таки, царь выше. Потому и образ Калашникова характеризуем через восприятие Ивана Грозного: как увидит, так и решит.

Пример:

Калашников глазами Ивана Грозного

Сильный, достойный

Вызвался, боролся, победил

Калашников – человек, вызывающий уважение

Убийца


Сенкан №10

Задание. Составить сенкан «Калашников глазами других людей».

Цель: изобразить эпилог произведения.

Калашникова больше нет, но могила его не приобретает предметности, а выполняет своего рода роль занавеса, укрытия образа главного героя. Ощущения, что человека больше нет, не возникает. Его жизнь была настолько достойной, что и после смерти его имя вызывает уважение и устойчивую ассоциацию с человеком, а не с его могилой. Поэтому и название сенкана «Калашников глазами других людей», а не «Могила Калашникова глазами других людей».

Пример:

Калашников глазами других людей

Сильный,

Принимает бой, побеждает, погибает

Тот, кто убил Кирибеевича

Заблудшая душа


Сенкан №11

Задание. Составить сенкан «Калашников моими глазами» или «Песня про удалого купца Калашникова» моими глазами».

Цель: показать своё восприятие произведения после характеристики всех персонажей.


Рефлексия.

Только ли образы художественного произведения мы охарактеризовали, может, ещё какая-то цель достигнута? Давайте попробуем дать ответы на несколько вопросов.

  1. С каким произведением мы работали? Кто его автор? Место его творчества в литературном наследии?

  2. К какому виду искусства относится это произведение?

  3. Что вы нового узнали для себя, читая это произведение?

  4. Какими качествами должен обладать настоящий мужчина?

  5. Какие критерии поведения супругов остались неизменными?

  6. Что ещё из описанного в произведении осталось неизменным?

  7. Сколько вариантов решения проблем предлагает автор?

  8. Что недопустимо в отношениях между людьми?

  9. Насколько далёким от нас является это произведение?


Нетрадиционные жанры сочинений – методическая находка, которая вносит разнообразие в привычные формы работы на уроке, учит мыслить по-новому, думать образами, использовать речевые формулы, которым нет места в классическом сочинении. В связи с новизной даёт возможность высказывать собственные мысли, показывать собственное восприятие как художественного произведения, так и действительности, позволяет создавать новые и самобытные тексты, а не копировать чужие. Использование таких сочинений возможно как на уроке, так и в качестве домашнего задания.