СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс! «Использование инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер класс!  «Использование инновационных форм работы  на уроках русского языка и литературы»

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс! «Использование инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы»»

Добрый день, уважаемые члены жюри и все, присутствующие на сегодняшнем мероприятии. Особенно хочу поприветствовать своих коллег, которые сегодня красиво называются фокус-группы) Меня зовут Юнусов Дамир Рамилевич , я учитель русского языка и литературы гимназии №2 имени Баки Урманче, которую по праву называю родной, потому что являюсь выпускником данного учебного заведения. Тема моей методической работы: «Использование инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы»

В своей работе я часто применяю такие методы, как Интеллект-карта, кейс – технологии, кластер, синквейн…Одним из моих незаменимых помощников на уроках является бабушка Шошо. Вам знакомо ее имя? А хотите познакомиться? Сегодня она предлагает нам пройти тест на логику!

- А как вы считаете, логика нужна в повседневной жизни? Когда вы ею пользуетесь? А для получения знаний логика нужна, или надо опираться только на разум ? Чтобы открыть завесу моего мастера класса, предлагаю по-детски, но по-взрослому встряхнуться с помощью загадок.

– не куст, а с листочками,не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.(книга)

- крашенное коромысло над рекой повисло (радуга)

- пусты поля,мокнет земля,дождь поливает, когда это бывает? (осенью)

- серая птаха в лесу живет, повсюду чудесным певцом слывет

-не солнце,не огонь,а светит

- вкус у ягоды хорош,го сорви ее поди-ка,куст в комочках,будто еж,вот и назван (ежевика)

-два кольца,два конца,посредине гвоздик(ножницы

-днем спит,а ночью летает (сова)

(картинки и ответы выходят на экране)

Посмотрите на экран и обратите на начальные буквы наших отгадок. А это слово вам знакомо? Хорошо, Что же общего ? Каждая начальная буква составляет название нового метода! А на самом деле это и есть тема моего мастер-класса «Кроссенс». Мы сейчас отгадывали загадки, а что еще можно разгадывать( ребусы,головоломки,шарады,кроссворды). С каким словом схож кроссенс? Правильно Кроссворд. Есть ли в аудитории учителя английского языка? Как переводится слово «кроссворд»? (пересечение слов). Переведем по аналогии Кроссенс!(пересечение смыслов). У этих двух слов одинаковый корень, но в чем разница?(в кроссворде все клеточки пустые, а в кроссенсе-заполненные)

,На что по структуре похож кроссенс, что напоминает? Да, на детское поле боя игры «Крестики-нолики»:состоит из 9 квадратиков. Это одно из непременных условий кроссенса. Проще говоря, это ассоциативная цепочка, в котором каждая картинка связана с предыдущей логически, а все картинки объединены одним смысловым словом.



Фокус-группе предлагаю потренироваться: попробуйте составить кроссенс из имеющихся элементов ( жизнь и творчество Толстого и Тургенева-юбиляров этого года) и подготовьте чтение этого кроссенса.









ВСТАВКА 1. Слайд: Метод кроссенса ,несмотря на нерусское название, имеет российские корни. Он был разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым-писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко-доктором технических наук, художником , философом. Задача этого метода: обьяснить , составив рассказ по взаимосвязанным изображениям, которые на первый взгляд абсолютно несовместимые.

Цели применении кроссенса: развитие логического, наглядно-образного, ассоциативного мышления, воображения; развитие коммуникативных навыков, формирование навыков работы с информацией, повышение интереса к предмету и создание условий для творческого развития.

СЛАЙД: Алгоритм простой: определить тематику, выделить 9 элементов, имеющих отношение к теме, сконцентрировать смысл в одном элементе, выделить отличительные элементы, подобрать изображения, иллюстрирующие элементы, замена прямых образов символически, построить ассоциативную связь между образами. И Кроссенс готов! Осталось только разгадать его по мере развития логики и неформального мышления.



















Один мудрец сказал :»Если в вашем классе дети не умеют говорить, то покажите им картинки». Устроим блиц-турнир по определению общего смыслового названия, темы кроссенса

  1. Картинки из басни Крылова

  2. Сказки на цифру «7»

  3. А.С.Пушкин

  4. Фразеологизмы

  5. Картинки по стихотворению « Белая береза» ( визитная карточка Есенина) Сергей Есенин

БЕРЕЗА

  1. Белая береза
    Под моим окном
    Принакрылась снегом,
    Точно серебром.
    На пушистых ветках
    Снежною каймой
    Распустились кисти
    Белой бахромой.
    И стоит береза
    В сонной тишине,
    И горят снежинки
    В золотом огне.
    А заря, лениво
    Обходя кругом,
    Обсыпает ветки
    Новым серебром.

  2. То есть кроссенс можно составить даже по стихотворению

А теперь предлагаю фокус-группам создать настоящий кроссенс! У вас на столе есть карточки с названиями и рисунками. Алгоритм составления кроссенса у вас на столе. Сначала определяем тематику, составляем ассоциативный ряд, и готовимся потом на обратной стороне рисуем изображение этого к чтению слова и кроссенс. (Омонимы)

Вставка 2. Но и вам, Уважаемые члены жюри я подготовила небольшое задание : Все мы знаем загадку :»Сидит девица в темнице, а коса на улице?» Ответ-, конечно, морковь! А теперь постарайтесь дать нестандартные варианты отгадок, например, элементарная свЕкла? (Это из Орфоэпии)))Запоминаем: свЕклу купила ФЕкла)))Так она же тоже девица в темнице, и коса у нее на улице?

Фокус группы готовы! И какое общее название вашего кроссенса?

Время узнать нестандартные ответы жюри на загадку « Сидит девица в темнице, а коса на улице»



  1. Рефлексия: И всем вместе сейчас составляем рефлексивные кроссенсы. а теперь предлагаю всем вместе составить свой рефлексивный кроссенс :каждая группа на обратной стороне доски воссоздает символы, отображающие ваше впечатления от сегодняшнего мастер –класса , а один из членов читает кроссенс. На память о сегодняшней встрече, я бы хотела взять и рефлексивные кроссенсы жюри. Как видите, даже обычный мастер-класс вызвал разные эмоции и ассоциации, что еще раз доказывает Поэтому золотым методическим кредо в своей работе, я считаю слова известного писателя Карамзина «Не мешайте другим мыслить иначе!»

Самоанализ : Такой вид работы очень эффективен и на тематических мероприятиях: на литературных вечерах, классных праздниках, например кроссенс ко дню рождения именинника). Как вы увидели с помощью кроссенса можно вывести и тему урока. А в тренировочной работе продемонстрирована проверка пройденной темы. Также этот метод уместен для домашней работы и закрепления полученных знаний. К тому же, зрительная память намного эффективнее, а если очень долго вглядываться в изображение и думать, то вероятность, что эта тема точно не забудется велика! Мы рассмотрели самые обычные приемы кроссенса, на самом деле этот метод очень многогранный и каждый учитель может его совершенствовать, в этом и заключается преимущество этой технологии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!