СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс на тему "Формирование читательского интереса на уроках литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель моего мастер-класса: познакомить с приемами  и методами работы на уроке литературы, способствующими развитию познавательного интереса учащихся.

Приемы и методы, которые использую на уроках, чтобы вызвать интерес к теме, размышление о прочитанном, желание индивидуальных или коллективных поисков.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс на тему "Формирование читательского интереса на уроках литературы"»

Мастер – класс на тему

«Формирование читательского интереса на уроках литературы»

Работая в школе, мы постоянно стремимся к новым  формам и методам работы с обучающимися. Организовать учебный процесс нужно так, чтобы каждый ученик на уроках работал увлеченно. Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, мы задумываемся о том, как построить урок так, чтобы каждый ученик продвинулся в развитии. Поэтому все уроки  должны внести свою частичку в развитие познавательного интереса ребёнка, и быть очередным шагом вперед. Из этого следует актуальность данного мастер-класса, тема которого: «Формирование читательского интереса на уроках литературы».

Цель моего мастер-класса: познакомить с приемами и методами работы на уроке литературы, способствующими развитию познавательного интереса учащихся.

Приемы и методы, которые использую на уроках, чтобы вызвать интерес к теме, размышление о прочитанном, желание индивидуальных или коллективных поисков.

1.Приём «Синквейн» (Технология развития критического мышления)

«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила. 
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам: 
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна; 
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль; 
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл; 
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). 

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.


Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?


Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

  1. Тучи

  2. Блуждающие, бездомные (холодные, свободные)

  3. Странствуют, мчатся, плывут

  4. Блуждающие тучи странствующие по свету

  5. Печаль

2.Приём «Ассоциация» (Технология развития критического мышления)

Развивает образное мышление, память, логику, речь. В словаре Ожегова это слово разъясняется так: «Связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое».

Пример: урок в 8 классе. А.С.Пушкин. Стихотворение «Туча».

Спрашиваю у детей:

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «туча»?

Составим кластер на доске и в тетради.

- Какое настроение передают ваши ассоциации?

Далее можно перейти к приёму «Прогнозирование».

- Стихотворение Пушкина, о котором будем сегодня говорить, называется «Туча». Как вы думаете, будет ли настроение ваших ассоциаций созвучно общей тональности стихотворения Пушкина?

Согласитесь, дети намного внимательнее будут слушать достаточно непростое стихотворение с философским подтекстом и с интересом выполнят задание.

3.Приём «Вижу – слышу – чувствую» (Технология коммуникативного обучения)

С 5 класса большое внимание уделяю работе со словом. Как правило, дети редко видят красоту окружающего мира, замечают в нем что-то загадочное, необычное. Приём «Вижу – слышу – чувствую» помогает моим учащимся посмотреть на текст глазами автора, увидеть, услышать и почувствовать, что хотел донести писатель до читателя.

Также этот приём формирует способность записывать информацию в сжатом виде и, несомненно, воспитывает доброе отношение к природе.

Пример работы. Перед нами отрывок из рассказа К.Г.Паустовского.

Работа в парах или группах. Дети получают задание подготовить информацию по одному из направлений схемы и представить его классу.

В саду поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными л живыми. Горели темным пурпуром клены, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке. Даже кое-где на березах в саду появились желтые пряди, как первая седина у еще нестарого человека. Но береза в комнате, казалось, все молодела. Мы не замечали у нее никаких признаков увядания.
Как-то ночью пришел первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, чем в теплые летние ночи.

Давайте попробуем с вами выполнить задание по направлению «Чувствую»

Далее классу задаются общие вопросы:

  1. Что можно сказать об авторе текста К.Г.Паустовском? Каково его отношение к природе?

  2. Что удивительного вы открыли для себя, прочитав фрагмент?

  3. Помог ли вам текст внимательнее понаблюдать за природой, чтобы увидеть то, что она, возможно, скрывает от посторонних глаз?

  4. В чём, на ваш взгляд, состоит любовь к природе?

Данный приём можно использовать как на уроках русского языка, так и литературы для анализа прозаических отрывков или стихотворений.

4.Приём «Чтение с остановками»

Использую его, чтобы научить детей осмысленному чтению. Материалом служит любой повествовательный текст небольшого объёма, содержание которого школьникам неизвестно. Непременное условие – найти оптимальный момент в тексте для остановки. Это своеобразные шторы: по одну сторону известная информация, по другую – незнакомая. Этот приём требует не только понимания текста, но и отказ от прежней позиции в результате личной работы с текстом.

Данный приём содержит все стадии технологии развития критического мышления и имеет следующий алгоритм работы:

1 стадия - вызов. Обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. Приём «Корзина идей»

2 стадия – осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания и прогнозом развития сюжета. Приём «Ромашка Блума». Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему? Приём «Дерево предсказаний».

3 стадия – рефлексия. Формы работы могут быть различными: выбор пословицы, синквейн, эссе, письмо и др.

На примере рассказа А.Грина «Победитель» кратко покажу приём «Чтение с остановками».

В начале урока демонстрирую иллюстрацию корабля с алыми парусами и предлагаю ученикам назвать автора произведения, которое стало визитной карточкой писателя.

Учитель или дети несколько слов говорят о писателе.

Озвучивается название рассказа «Победитель».

Далее учитель спрашивает:

- Как вы думаете, почему так называется произведение?

- Что может произойти в рассказе с таким названием?

Приём «Корзина идей»

  1. Обучающиеся по очереди называют какое- то предположение, не повторяя ранее сказанного.

  2. Все сведения записываются учителем в «корзине» идей без комментариев.

  3. На стадии рефлексии происходит возврат к корзине идей с целью анализа предположений.

Текст разбивается учителем на три отрывка.

После чтения первого отрывка учитель задаёт вопросы (Приём «Ромашка Блума»: вопросы простые, уточняющие, интерпретационные, оценочные, творческие, практические).

После чтения второго отрывка и беседы по вопросам строим «Дерево предсказаний»

Вариант №1 Вариант №2





Что будет дальше?

Чем закончится рассказ?

Как будут развиваться события после финала?


После чтения финальных строк:

- Кто одержал победу?

- Объясните смысл названия рассказа.

- Над кем или над чем одержана победа? (Человек, не получивший первого места, победитель. Он смог справиться с такими опасными противниками, как зависть, корысть, страх поражения).

На стадии рефлексии возвращаемся к «Дереву предсказаний», смотрим, чьи догадки оказались верными. Затем выполняем творческое задание, например синквейн.
Данные приёмы работы с текстами воспитывают у обучающихся любовь к слову, понимание чувств и переживаний автора, способствуют осознанию важности каждой детали, весомости каждого слова.

5.Прием «Шесть шляп мышления» был впервые предложен английским психологом и писателем Эдвардом де Боно. Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения.  «Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности. Почему именно шляпы? А вот как это объясняет Эдвард де Боне: Шляпу можно очень быстро снять и надеть. Меняя шляпу, мы сможем придать своим мыслям нужное направление, «нужное звучание». Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления».

Использовать можно по-разному: как просто вопросы, так и какие-нибудь задания. Выбор шляп можно определить жребием.


Заданная ситуация: басня «Стрекоза и Муравей». Ученикам предлагается рассказать басню по-новому, в зависимости от цвета шляп.

Белая — деловая речь, много терминов, точных фактов. Например, «Стрекоза- отряд хищных, хорошо летающих насекомых. Вот и наша стрекоза все лето 2017 год пролетала взад, вперед...».

Желтая — должно быть много эпитетов, сравнений. Здесь употребляется речь художественная, образная.

Черная — вполне возможно предложить составить басню-ужас

Красная — побольше чувств , переживаний.

Зеленая — креатив. Басня должна иметь самый неожиданный конец.

Синяя — нейтральная. Участники этой группы будут представлять жюри.

  6.Рефлексия. Прием «Все в твоих руках»-

Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации

БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю


В завершении мастер-класса, мне хотелось бы поделиться с вами рецептом счастья.

Рецепт счастья

Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути. (Р.Шапиро)






4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!