СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс. Приемы организации рефлексии учащихся на уроках в начальной школе на примере приема «Написание синквейна»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс. Приемы организации рефлексии учащихся на уроках в начальной школе на примере приема «Написание синквейна»»

Уважаемые коллеги, я хочу рассказать вам одну притчу.

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мастер, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. 

Мудрец, подумав, ответил: 

- Как вы считаете, что ответил мудрец?

«Все в твоих руках!» — это ответ воистину мудрого человека.

Действительно слова мудреца – это философия нашей жизни и нашей профессии: от нас зависит, каким станет ученик – безынициативным, пассивным, несамостоятельным или же наоборот – активным, умеющим самостоятельно принимать решения, быть образованным.

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

Скажите, как вы думаете, каким образом учитель может отследить и заметить успехи или неудачи ученика в учебной деятельности?

Решение этой проблемы я вижу в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Поскольку каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности. Такой подход соответствует смысловому содержанию понятия “образование” как формированию образа собственного “Я”.

Тема сегодняшнего мастер класса «Приемы организации рефлексии учащихся на уроках в начальной школе на примере приема «Написание синквейна»».

Моя цель:

Формирование умения применять прием «Написание синквейна» у учителей на уроках в начальной школе.



Одним из требований ФГОС к  метапредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования является формирование  начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Это связано с возрастными особенностями психического развития младших школьников. Для формировании рефлексии в детском, да и в юношеском возрасте необходимо создание рефлексивной образовательной среды.

 А что же такое рефлексия?

 Рефлексия отражает человеческую сущность:

Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. 

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. 

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. 

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. 

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.  

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. 

В связи с этим на первый план современность выдвигает формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. 

Виды рефлексии

1.рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности. 


2.рефлексия деятельности.

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. 

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. 


3. рефлексия содержания учебного материала

 используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Цель: подведение  итогов урока,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  

  • Метод «Написание синквейна»

Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия).

Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: (Слайд)

синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. 

Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.


Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.


На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

  • первая строка – название темы (одно существительное);

  • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

  • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

  • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

  • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

Например, составим синквейн слова «дорога». Такой синквейн, который мы составили, используется на уроках русского языка при изучении «словарных слов»: (Слайд)

Дорога

Широкая, извилистая

Ведёт, бежит, поворачивает

По извилистой дорожке бегут ребята.

Шоссе.

- Использовать синквейн удобно на уроках чтения для составления характеристики героя.

- Уважаемые коллеги, все знают такого персонажа как Илья Муромец?

попробуйте составить синквейн по характеристике данного героя.

Итак, тема синквейна

Илья Муромец



Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Один из мудрецов сказал очень важные слова "Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня – я пойму". Я попробовала Вас, уважаемые коллеги, вовлечь, а как у меня получилось, я бы хотел узнать: 

Перед вами несколько изображений: чемодан, корзина и знак вопроса. 

-Понравился Мастер – класс. Буду применять рефлексию в своей работе. Поднимите чемодан. 

- Неплохо было. Но о том, буду ли я применять рефлексию среди учащихся не знаю. Поднимите знак вопроса. 

- Ничего не поняла по теме. Было скучно, тоскливо. Поднимите корзину.


Уважаемые коллеги, я желаю вам успеха в развитии рефлексивных умений  детей и хочу напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

И в заключении хочу сказать: «Всё в Ваших руках»


Спасибо всем за внимание.

Всем большое спасибо за работу!














Скачать

© 2023 138 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!